Завтра в Архангельске+5°CСеверодвинске+4°CОнеге+3°CВельске+7°CМирном+5°CШенкурске+6°CЯренске+2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 04.05.2024 21:45

Реабилитация вкуса

04.05.2024 10:05
Архангельский музей изобразительных искусств представил новую экспозицию, которая продлится вплоть до ноября, и на которую действительно имеет смысл прийти.

Выставка в музее изо — «Семейные узы» — на удивление оказалась практически безукоризненной. С большим удовольствием всегда хочется писать о чем-то действительно достойном внимания. Негативные обзоры предыдущих выставок — будь то даже в злополучном зале союза художников — не более, чем вынужденность — или даже безысходность, если угодно, ведь мы взяли за правило быть непредвзятыми и очень точными в своих суждениях.

28 апреля — день открытия выставки, который необходимо запомнить и не сворачивать с намеченного курса. Это пример того, какими могут быть выставки, если подходить к ним с должным усердием, знанием своего дела и вкусом.

На экспозиции представлено 70 работ в самых разнообразных жанрах, начиная с XIX века, заканчивая XXI, причем их отличность нисколько не нарушает гармонию, а скорее наоборот дополняет друг друга, обогащает и создает тем самым эффект преемственности.

Валерия, организатор выставки, с радостью согласилась составить компанию и рассказать о замысле экспозиции, о художниках, о картинах и о том, каким образом их необходимо правильно интерпретировать, как проходил отбор и сама организация выставки.

— Расскажите, пожалуйста, о том, как вы организовывали выставку.

— Размещение выбранных картин происходило просто адово. 3 недели только ушло на то, чтобы всё тут разместить. Необходимо было грамотно все подобрать, чтобы картины не затмевали и не терялись на фоне друг друга, а дополняли собой каждую. На самом деле, это очень трудная работа, отнимающая много времени и сил.

Здесь представлены картины разных эпох, из разных музеев по всей России, получить их для выставки и привезти сюда тоже была задача не из простых. Мы сотрудничаем с разными организациями. Вот, например, картина XIX века, которую мы получили от государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера» — «Святое семейство, со святой Елизаветой и Иоанном Крестителем».

Казалось бы, сюжет здесь довольно простой, но в свое время нашумевший. Здесь изображена Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Дело в том, что на портрете изображена обычная девушка с младенцем, над их головами нет нимба, как и над головой Иоанна Крестителя. У персонажей нет никаких признаков святости, хотя сюжет явно религиозный. У нее на руках сын Иисус, на которого она даже не смотрит — хотя ведь бог.

— Какие картины вам было наиболее трудно совместить?

— «В годы войны» Лавренко Б. М. Мы действительно не понимали куда бы она могла подойти тут, но нашли для нее идеальное место напротив картины «Победа». Лавренко смог написать свою работу только спустя 15 лет после окончания войны, вот насколько события второй мировой оказались травмирующими для художника.

Вы знаете, общество сейчас индивидуалистское. Нет понятия общества как такового, каждый сам по себе. А вот люди, пережившие Великую отечественную, имели совершенно другой образ мышления. Они были все заодно — и именно это помогло им вынести тяжелейшие условия жизни. 

…Какие картины вы можете отметить?

— Ну, пожалуй, это «Новая жизнь» и «Вечер у Лидии Николаевны» Бориса Копылова

 — Борис Копылов — гений.

— Безусловно.

— А вот касаемо «Новой жизни», давайте рассмотрим ее поближе. Что вы тут видите? В чем отличие пейзажной живописи от графической?

— Ну я полагаю, что цель пейзажной живописи — сам пейзаж, его детализация, а в графической — это передать именно чувства картины, ее настроение, тут не уделяется большое внимание деталям.

— Не совсем так. Вот женщина по центру — словно бы это она является источником света и проплывает как бы через весь пейзаж. Здесь уделяется большее внимание контуру и контрасту, свету и тени, чем в пейзажной живописи.

Вот вы постоянно в своих статьях отмечаете неточности, какие-то ошибки. Теперь моя очередь вас экзаменовать. Перед вами картина. Как вам кажется, кто — мужчина или женщина — здесь признается в любви, мужчина, который несет ведра с грибами или женщина, держащая рябиновую ветвь?

Валерия специально встала таким образом, чтобы мне не было видно названия картины и ее автора, но я не промах, и все было изучено несколько заранее.

— Я полагаю, женщина.

— Да, вы правы! Именно она. Картина выполнена на вертикальном холсте с очень тонкими рамами, это очень давний прием, позволяющий сюжету как бы выходить за его пределы, а вертикальное полотно рассчитано на то, чтобы придать картине вид некоторой тревожности. Видите взгляд мужчины? — он полон тревоги. Ему признаются в любви. (улыбается)

Вот еще одно полотно середины XIX века, в инкрустированной золоченной раме — «Семейная сцена». Тут изображена семейная идиллия, аристократическая семья. В то время невозможно было проникать глубже, чувства оставались на заднем плане…

— Так было не положено или не было технологии, позволяющей это сделать?

— Тогда люди мыслили совершенно иначе. Это портрет, рассчитанный висеть сразу же при входе, как, знаете, на Поморской 1 висит потрясающий портрет… Я ведь надеюсь, вы бывали там?.. Ну не говорите, что нет!..

Я, выдержав непродолжительное молчание, пытался сообразить, где вообще находится улица Поморская — а тем более «один» — поскольку держу ориентир в городе исключительно по знаковым зданиям и сооружениям, но внезапно меня осенило…

— Вы, конечно, имеете в виду усадьбу Плотниковой?

— Да.

— Ну разумеется! Я там бывал бессчётное количество раз!

— А напротив висит полотно армянского художника, здесь тоже семейная идиллия, но что необычно, так это, что эта самая идиллия написана на фоне пейзажа.

Вот эта картина, справа, была написана с целью объединить народы СССР. Молодой человек, который был на службе в северном флоте — а тогда служили 3 года — встречает свою семью, держит на руках ребенка. Есть очень забавное предположение, что это не его ребенок, поскольку ребенок, изображенный на холсте, не выглядит на 3 года, ему явно меньше.

— Ну да, необходимо признать, что цвет кожи у отца и ребенка получился тоже разный. (смеемся).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле