Леонид Дзюник: Отложим в сторону разговор о юридической стороне дела — о ней чуть позже. Высокий градус встречи не смутил. Наоборот — было бы хуже, если бы встретили молчаливо-настороженно. А тут даже некая театральность действия была. Всё нормально — у меня теперь есть повод поговорить с каждым. Объясниться... Вот перед вашим приходом я долго беседовал с нынешним главным режиссёром театра. Мне показалось, что мы поняли друг друга. С заслуженной артисткой Людмилой Фёдоровна Быновой. Надеюсь, что мы расстались без неприятия.
«Эхо СЕВЕРА»: Не поверю — Вы приехали, Вас толком тут никто не знает. Вас в первый раз видят и сразу «встреча в штыки». Как можно спокойно к такому отнестись?
Леонид Дзюник: Это был выброс эмоций. Я поясню: претензий толком не было. Были домыслы, догадки, выдернутые из Интернета и распечатанные кем-то обрывки статей, моих интервью. Сценарист обструкции не растолковал даже, по какому поводу и где я произносил те или иные фразы. Вы как журналист понимаете: скомпилировать можно всё... И из любого сотворить чёрта...
«Эхо СЕВЕРА»: А может, это была дань архангельской традиции? Дескать, сначала новичка тюкнуть по голове: слабый — убежит, а останется — бояться будет...
Леонид Дзюник: Это театр, а не штамповочный цех. Тут люди с тонкой душевной организацией... Объяснять, убеждать. Тем более что объясниться по каждому своему высказыванию и факту биографии мне не трудно... Но я не вижу в этом смысла.
«Эхо СЕВЕРА»: Если кратко, Вы сказали: «выдернуты фразы из контекста»...
Леонид Дзюник: Я в последние годы работал директором в звёздных проектах «Тату», у Филиппа Киркорова. Я целиком был в этой работе. И каждый мой жест, шаг или слово были частью этих проектов. Все сказанные слова подчинялись целям и задачам проектов. Их нельзя анализировать отдельно от контекста, а контекст в успехе. Мне не забыть концерт «Тату» в Киеве: 55 тысяч человек на Контрактовой площади. После девочек играли «Вопли Видоплясова» — больше половины народа разошлось. Осталось 20 000 — успех, согласитесь, грандиозный!
«Эхо СЕВЕРА»: Что значит быть директором в шоу-бизнесе?
Леонид Дзюник: Это значит отвечать за всё. Участвовать во всём. Я вникал в каждую мелочь — что утром съели «Татушки» (вплоть до того, какой у них вечером был, простите, «стул»). 250 концертов «Тату» — я жил этим. Я всегда исходил из того, что артист индивидуален. Помню, Киркоров всегда настаивал, чтобы именно я его по утрам будил. Потому что охранник своим солдатским «Филипп Бедросович, вставайте!» вводил Киркорова в депрессию.
«Эхо СЕВЕРА»: То есть директор в шоу бизнесе — няня и администратор?
Леонид Дзюник: ...И диетолог, и психолог, а часто и техник, чуть ли не повар. Кстати, первое, что меня поразило у НАС в театре — это то, что персонал в подсобках себе на плитках суп разогревает.
«Эхо СЕВЕРА»: А я думаю, что-то запах... Вспоминается Чехов: «Самое плохое, если в фойе театра пахнет щами»...
Леонид Дзюник: Я даже не о том... Для актёров нет даже буфета! В кино, например, актёрам на площадку приносят так называемый кинокорм. Это полноценный горячий обед. И у НАС это будет. Вот мы сейчас беседуем, а актёры на сцене в костюмах репетируют. Они же не могут в гриме бегать до ближайшей харчевни! Из мелочей складывается театр, и задача директора — все эти мелочи предусмотреть, обеспечить. И головная боль директора, чтобы у актёров, режиссёра было всё для воплощения их творческих замыслов...
«Эхо СЕВЕРА»: Во многих творческих коллективах (где как в театре существует разделение директор/худрук) извечен спор: имеет ли право директор вмешиваться в творчество. Ваше видение проблемы?
Леонид Дзюник: Нет проблемы. Если стороны владеют искусством компромисса. Я исхожу из того, что худрук или главреж — создатель, а директор — участник процесса: условия, деньги, гастроли...
«Эхо СЕВЕРА»: Всё равно вмешиваться при таком раскладе надо — к примеру, подправить творца, дескать, это будет продаваться, а это — нет.
Леонид Дзюник: Безусловно. Вот тут и требуется компромисс...
«Эхо СЕВЕРА»: Компромисс — это, по-большому счёту, уступки.
Леонид Дзюник: Согласен...
«Эхо СЕВЕРА»: Вы посмотрели спектакли архангельского ДрамТеатра?
Леонид Дзюник: Да. Я увидел высокий уровень мастерства.
«Эхо СЕВЕРА»: Честно скажите на взгляд столичного импресарио, специалиста, знатока: у нас провинциальный театр?
Леонид Дзюник: Только по месту расположения. Мастерство, говорю искренне, высокое. Две артистки, утверждаю однозначно, — первоклассный столичный уровень, у них драйв «звёзд» театра. Ваш театр уже сейчас достоин выхода на столичный уровень, на гастроли на первоклассных площадках. По сути, архангельский ДрамТеатр — далеко не провинциальный театр. Кстати, у ВАС отличный режиссёр, а в сочетании с продвинутой труппой мы, уверен, добьёмся успехов...
«Эхо СЕВЕРА»: В Архангельске, ни для кого не секрет, прежние (уточним, «уходящие» — прим. ред.) грозились тут коалиции организовать, чуть ли не бунт поднять. Мы уже выяснили, что «нелюбовь» заочная. И тем не менее, если всё-таки граждане в «клинч» войдут?
Леонид Дзюник: Мне ситуация видится так: это не частный театр — государственное учреждение культуры. То есть у театра есть собственник — Правительство области. Правительство области проверило хоздеятельность прошлого руководства и решилось на ротацию руководства. Под вполне конкретные задачи выхода театра на федеральный уровень, его раскрутки пригласили меня. Где тут место клинчу. Клинч, протесты — это примерно как к руководителю «Лукойла» пришла бы группа его работников и сказала ему, дескать, выметайся! Нелепость!
«Эхо СЕВЕРА»: И всё же театр — пока не доходное мероприятие. Иное дело гастроли звёзд. Вы шоу-мэн, потому есть толика сомнений, не возникнет ли соблазна «выкинуть» театр и устроить в здании концертную площадку.
Леонид Дзюник: Ну во-первых, концертная площадка тут уже есть. Во-вторых, даже юридически ни мне, ни кому-либо ещё не позволят — ни федеральные власти, ни надзирающие органы — «выкинуть» отсюда театр и сделать music hall...
«Эхо СЕВЕРА»: Да ладно... Был бы забор, а дырка найдётся...
Леонид Дзюник: Я не договорил... Самое главное — в этих домыслах нет смысла. Идея как раз в том, чтобы вдохнуть в театр не только жизнь, но и экономику. Посмотрите, вот мы беседуем с Вами в 15:00. На сцене идёт репетиция, остальное здание с превосходной, красивой отделкой пустует. Даже двери заперты. Это неправильно. Ибо во-первых, всё это для народа построено, и народ имеет право пользоваться этим. Во-вторых, всё должно приносить «копеечку». Почему бы не проводить в этих нарядных холлах бракосочетания, не устроить на втором этаже арт-кафе, не проводить перфомансы...
«Эхо СЕВЕРА»: Выставка театральных костюмов или театральных художников, например...
Леонид Дзюник: Да! А концертная деятельность в стенах театра нужна, чтобы образовывалась финансовая «подушка» для воплощения тех же режиссёрских замыслов, фестивальной деятельности, приглашения звёзд на роли в спектаклях.
«Эхо СЕВЕРА»: У нас ужас был — тут «Ранетки» выступали. Надеюсь, «Ранеток» больше даже ради денег не будет?
Леонид Дзюник: Обещаю, что при приглашении заезжих «звёзд» мы не падём до уровня «Ранеток». Для них есть «Игуана», а на сцене театра уровень будет гораздо выше.
«Эхо СЕВЕРА»: Вы всерьёз считаете, что «звёзды» театра поедут, чтобы играть с архангельской труппой спектакли?
Леонид Дзюник: Да, а что Вас удивляет? Это реальней, чем Вы думаете. Приезжал же Роман Виктюк ставить у ВАС спектакли... У меня уже были беседы с Сергеем Маковецким, с другими актёрами мирового уровня. Мир теснее и проще, чем кажется... Всё реально... Экономически реально. Провинциальность, в плохом понимании слова, состоит как раз в том, что люди боятся думать о высоком полёте. Летают низко и на низком полёте сгорают, так и не увидев неба. Любые высоты на самом деле реальны.
«Эхо СЕВЕРА»: Продолжу сомневаться... Приходит такой вот Дзю... Кстати, что обозначает ваша фамилия Дзюник?
Леонид Дзюник: По-украински это значит «звонкий».
«Эхо СЕВЕРА»: А по-армянски — это женское имя или «первый снежок».
Леонид Дзюник: Ну и что, я же украинец, был бы армянин — другой разговор.
«Эхо СЕВЕРА»: Я про фамилию к слову спросил. Мне хочется понять: как человек, достигший славы одного из лучших российских импресарио, согласился стать директором театра?
Леонид Дзюник: Я в театре всю жизнь. Начинал в театре, играл в театре. После окончания работы в проекте «Тату» в театр и вернулся. Во время работы в банке «Диалог-Оптим» мы продюсировали спектакль «За зеркалом» с Галиной Вишневской в главной роли, это было колоссально — какой драйв, сколько энергии. Грандиозный успех! После проекта «Тату» я, кстати, сделал невозможное — привёз в Россию несравненную и великую Анни Жирардо. Если помните, она играла главную роль в сериале «Воротилы» на Первом Канале. Трудно было. Не все верили в реальность, но получилось. И горжусь ЭТИМ!
«Эхо СЕВЕРА»: Вот теперь самый убойный вопрос. Вы успешный столичный деятель... И вдруг ХЛОП — в Архангельск, вытаскивать из болота дюже талантливый, но всё же провинциальный театр... Странно! Неужто подвижничество вновь в моде?
Леонид Дзюник: Тут вопрос веры. Поверьте: у меня в материальном плане есть всё, что нужно для жизни мне и моей семье и моим детям. К слову, у меня две дочери и внук. Кстати, внука назвали в мою честь — тоже Леонидом — согласитесь, что это о многом говорит. Мне мало просто «зажечь» на столичном небосклоне очередной «звёздный» проект. Это очень просто и предельно технологично. А вот вопреки простым логическим схемам поднять НАШ театр — это задача, ради которой стоит попотеть! Тем более и силы, и желание есть. Кстати, я в Архангельске второй раз. Первый был, если помните, с «Тату» — примерно в это же время года. Может, ВАМ покажется странным, но эти белые ночи, эти двинские просторы и сам город Архангельск меня впечатлили. К тому же благодаря прогрессу, расстояния стираются. Москва недалеко, она рядом!
«Эхо СЕВЕРА»: Историю данного театра многие считают несчастной. Там, где мы с Вами беседуем, было архиерейское кладбище и Кафедральный Собор. Вас это не смущает?
Леонид Дзюник: Нет. Я эту историю знал и раньше. Вся наша семья трепетно относится к вопросам православной веры. И у меня был долгий разговор с моим духовником Сергием, епископом Солнечногорским. Он меня благословил на эту работу и во время разговора напомнил, что именно перед зданием театра отслужил Божественную литургию и произнёс проповедь, пасторское Слово Святейший Патриарх Московский и всея Руси, Кирилл. Это как благословение для меня!
«Эхо СЕВЕРА»: То есть история театра как бы начинается с нуля...
Леонид Дзюник: Скорее, да.