Поклонники советской авиационной эстетики и фанаты истории авиации и просто увлекающиеся познанием летательных аппаратов в самое ближайшее время смогут удовлетворить интерес и в Архангельске. В дополнение к уже начавшему работу Музею Авиации Севера, на территории, входившей ранее в зону аэропорта «Архангельск», скоро заработает экспозиция самолётов – тех самых, что ковали славу Северной Авиации и благодаря которым Север – обжитой ныне край, а не безлюдное пространство. Ностальгия так и хлещет…
***
Над проектом экспозиции под открытым небом работают специалисты из негосударственного учреждения культуры (НУК) «МУЗЕЙ АВИАЦИИ СЕВЕРА». На момент подготовки этого репортажа в «поднебесном» секторе
«Музея Авиации Севера» - 6 авиалайнеров прошлых лет – теоретически они хоть сейчас «в рейс». Все подлинные. Ту‑154, Ту‑134, ЯК‑18 Т, Ан‑26, Ил-14 и МиГ-31.
Ожидается пополнение экспозиции вертолётом Ми‑6 и самолётами Як-40 и Ан‑2.
***
Кононов Николай Николаевич – директор данного музея с удовольствием провёл экскурсию для корреспондента «ЭС», сопроводив её интереснейшими историями из истории Северной Авиации.
Приводим текст экскурсии при посещении «МУЗЕЯ АВИАЦИИ СЕВЕРА»:
Николай Кононов: Около ста лет назад у нас летал французский разведывательный самолёт «Блерио‑11» (главное фото), на котором Луи Блерио, знаменитый французский авиатор, впервые в истории авиации пересёк пролив Ла-Манш.
Французские чертежи 1911 года этого самолёта мне прислали коллеги из Университета гражданской авиации (Санкт-Петербург). Все они в экспозиции подлинные – те самые, 1911‑го года. Изучив их, я сделал репродукцию данного летательного аппарата. Когда этому самолёту исполнилось сто лет, он уже выставлялся у нашего аэровокзала.
Если хотите, то можете присесть на место пилота.
Никита Прокшин, обозреватель "ЭС": С удовольствием.
***
Корреспондент «ЭС» с трепетом уселся на место пилота самолёта «Блерио‑11» (прим. авт.) и уже оттуда продолжал внимать экскурсоводу: «Блерио‑11» делали только во Франции, или у нас их тоже производили?
Николай Кононов: Эти самолёты строились и у нас на Русско-Балтийском заводе. Машина очень удачная. Было выпущено более 800 штук.
***
Вот ещё один экспонат – недавно приобретённый нашим Музеем двигатель. Двигатель немецкий – BMW 6, 12цилиндров. (см. фото 2)
Именно этот двигатель стоял на наших, довоенных самолётах модели Р‑5.
Напомню, что в 20‑е и 30‑е годы авиационная промышленность была почти на нуле, поэтому немцы предоставляли двигатели для наших самолётов. Самолёт, в котором стоял данный двигатель, нашли в 2000 году в Пинежском районе. Он сел на вынужденную посадку – лопнула шейка цилиндра.
Позднее пилота нашли уже мёртвым неподалеку от самолета. Насмерть замёрз в лесу. Опознавательных знаков на двигателе и самолёте не оказалось. Не было шильдиков. Пилота похоронили в 2004 году в воинском захоронении на Павла Усова.
Никита Прокшин:Интересно, а что это за модель вертолета?
Николай Кононов: Два месяца назад второй архангельский авиаотряд подарил нашему музею тренажёр вертолёта МИ‑2 (фото 3,4). Тренажёр действующий, простой в управлении. Можете присесть на командирское место.
Корреспондент «Правды Северо-Запада», будто Мимино, оседлал тренажёр вертолёта МИ‑2 и, превозмогая эйфорию, продолжал слушать экскурсовода:
Николай Кононов: Ручка шаг, газ. Гарнитура. Левый двигатель, правый. Всё фиксируется. Он рабочий. Задаются параметры прибора, тренировка пилота началась.
Никита Прокшин: Это тренажёр боевого вертолёта?
Николай Кононов: Нет, это гражданский. Когда приходят на экскурсию дети, то они не хотят вылезать из кабины данного тренажёра. Им очень интересно.
Никита Прокшин: (тоже, как и вся редакция невинный – дети): Действительно, увлекательно.
Николай Кононов: Пройдёмте в другой зал, я покажу несколько интересных экспонатов.
(Мы идём в первый выставочный зал прим. авт.)
Этот экспонат – «эхо гражданской войны»: в 1919‑м году, красные сбили английский самолёт. Всё, что осталось – эта лопасть винта. Теперь она находится у нас в музее. Находку передал на хранение Хмарук А.Н. Сделана она, что примечательно, из красного дерева.
Никита Прокшин: Николай Николаевич, а люди, далёкие от техники, как говорили в советскую поры – гуманитарии, им что здесь наиболее интересно? Можно ли, например, при изучении экспонатов Музея, отследить судьбы лётчиков?
Николай Кононов: Во время гражданской войны у нас на Севере погиб первый ас России, Козаков Александр Александрович. Он больше всех сбил немецких и австро-венгерских самолётов в Первую Мировую Войну. Второй после Нестерова таранил самолет, но остался жив, за что был награжден золотым георгиевским оружием (фото 6).
В первую Мировую технологии куда слабже были. Например, в 1914‑м и в 1915‑м годах пулемётов на самолетах не было – стреляли друг в друга из пистолетов и карабинов. В воздухе это трудно, но противника-то надо сбить!
Козаков хотел зацепить самолёт противника кошкой, но она у него запуталась, тогда он выключил двигатель и сел сверху на самолёт австро-венгра (Австро-Венгерская империя была союзником Германии по «Тройственному Союзу против стран Антанты).
Крылья у самолёта противника сложились, и он упал, а Козаков (фото 5) вновь запустил двигатель и снова полетел.
Погиб он при аварии самолета в 1919 году. Я ему восстановил памятник в Двинском Березнике.
<…>
Никита Прокшин: Когда откроется музей самолётов под открытым небом?
Николай Кононов: Точно не могу сказать когда ИМЕННО завершится строительство ограждения данного музея и установка самих экспонатов. Но, думаю, что ждать недолго осталось поклонникам авиации – это произойдёт совсем скоро.
Никита Прокшин: А какая история у самолётов, которые будут представлены в музее под открытым небом?
Николай Кононов: У каждого своя история. Например, Ту‑154 практически не падал. Он самый большой из представленных самолётов - 176 пассажирских мест.
Ан‑26 – грузовой труженик Севера. В наших краях он транспортировал множество грузов.
Никита Прокшин: А сколько всего будет экспонироваться воздушных судов?
Николай Кононов: Я планирую 12. Например, из Котласа собираемся привезти ЯК 40. У него фюзеляж длиной в 18 метров. Вообще, в авиагородке будут представлены минимум 12 воздушных судов.
Сейчас ищем самолёты периода Второй Мировой Войны. Кое-что нашли…
…но, пока не буду говорить, что, будет сюрпризом, поскольку из найденного планируем сделать памятник. Исправим ошибку истории, так как в Архангельске нет ни одного памятника в виде боевого самолёта.
Никита Прокшин: Желаю удачи в вашем нелёгком деле. Благодарю за экскурсию.
P.S. В негосударственном учреждении культуры «МУЗЕЙ АВИАЦИИ СЕВЕРА» представлены множество интересных экспонатов. Модели самолётов, награды, ордена великих лётчиков.
В экспозиции имеется натуральная форма пилотов (фото 7) и сделанные в натуральную величину реплика самолёта, а также миниатюрные копии самолетов…
Тренажёры, двигатели, винты и много другое…
Тут даже кусок метеорита есть…
Интересно…
В музее под открытым небом, где будут представлены более 12 настоящих самолётов, каждый желающий сможет посмотреть, пройтись внутри самолёта, посидеть в кабине пилота, прогуляться по салону.
Увлекательно…
Музей будет благодарен, всем сообщившим о самолетах на территории Архангельской области, представляющих историческую ценность. Контактный телефон 63-15-64.
Справка "ЭС":
Идея создания самолёта Ан‑2 появилась у конструктора Олега Антонова ещё в 1940 году.
Самолёт тихоходный, может как взлетать, так и приземляться на любую не подготовленную для взлёта и посадки площадку. Может транспортировать как груз, так и пассажиров. Антонов был уверен, что такой самолёт будет востребован и в гражданской, и в военной авиации.
Уважаемы читатели, обратите внимание на то, что самолёт Ан 2 и катастрофа – два понятия едва ли совместимые. Даже находясь в воздухе с выключенным двигателем, Ан‑2 не падает, как Boeing, а плавно планирует на землю. Этот самолёт не способен сваливаться в штопор.
В 60 годы, при Никите Сергеевиче Хрущёве, Ан‑2 использовался для того, чтобы с воздуха опылять химикатами от насекомых кукурузные поля. По этой причине этот самолёт получил прозвище – «кукурузник».
Из-за предельно простой, но одновременно надежной конструкции, самолёт был востребован на местных авиалиниях и в ряде зарубежных стран, членов СЭВ, в частности Польши.
В то время Правительство Польши покупало самолёты модели АН 2. Позднее эта страна получила документацию на самостоятельное производство, поэтому все самолёты АН 2, которые можно увидеть в современной России, произведены к Польше.