Мы не хотим тащить этот тяжелый, разрушающий жизнь груз, в Новый год и просим Всевышнего помочь нам в этом. Мы надеемся, что предстоящий год будет сладок, как сладко яблоко с медом на новогодней трапезе», – так описывают праздник Рош Ашона авторы еврейского календаря 5 775 года из московского еврейского общинного центра «Хабад Любавич».
Заметим, что еврейский Новый год празднуют три дня. Канун Рош-Ашона наступил сегодня, в последний день месяца Элул – 24 сентября по григорианскому календарю. Далее, первый и второй дни Рош Ашона приходятся на первые дни месяца Тишрей. По привычному григорианскому календарю первые дни Рош-Ашона приходятся на 25 и 26 сентября.
***
Продолжу жарить правду…
Орлов сейчас в непонятках, наверное, что его не упомянули. Не упомянули – потому что не за что упоминать в приличном месте – мы тут о евреях. А евреи – они умные…
Орлов умный?
Не знаю, потому здесь не о нем. Орлов, возможно, злой, спесивый и дурно воспитан?
Вероятность соития в нем этих не самых лучших качеств высока. Я, как все умные люди, признаю, что могу ошибаться, а потому не исключаю, что нервы у губернатора не губернаторские.
А разговор таки мы о евреях начали. Придется несдержанному поискать себя в других статьях, а тут про Новый год…
Лайла тов, мистер Орлов. Ваш чух-чух вагон уже, кажется, трогается. На юг. Если опоздать, то можно убыть на север, где стать обедом для белых медведей.
***
Но продолжим о приятном. Еще чуть чуть, и мы таки подойдем к рецепту еврейской диеты…
Я не знаю, еврей я или не еврей. Не задаюсь таким вопросом. Догадываюсь, что не дурак, значит, высока вероятность, что еврей. Пока мозг работает, ему некогда на чешую вредную и бесполезную отвлекаться.
Еврей – не еврей, но Новый год праздновать люблю, как все земляне. Неважно, какой он, тайский, еврейский или русский. Лишь бы НОВЫЙ. Лишь бы ушло всё плохое – ушли все плохие. Или улетели, если пархатые, орлиные, или (чур-чур) стервятники. Орел по сути тот же стервятник – их разница в гастрономических пристрастиях: один свежак предпочитает, а другому в кайф пикантная тухлятина. Короче, дичь, которая кошерная, но не вся: орлы-стервятники - не кошерные. Но оттого их гастрономическая ценность пропадает только для евреев, остальным пархатые, как обычная дичь, а дичь так и просится на жаровню. Приятного аппетита, земляне...
Все мы...
И папуасы, и русские, и евреи – все мы земляне. Братья...
***
По древней еврейской традиции, в дни празднования Рош-Ашона обязательным является трубление в шофар. Этот музыкальный инструмент делают из рогов пяти разных животных. Чаще используют рога барана, дикого козла, газели и антилопы, реже - быка.
В крайнем случае, за неимением шофара, допустимо использовать рог или горн, ибо музыкальные способности самого шофара не очень велики. На нем можно извлекать резкие и громкие звуки. Но они, как правило, высотно неточные и их всегда не более трех-четырех.
Секрет Полишинеля, что на стол в дни Рош-Ашона подают кошерную пищу. Для тех, кто не видит разницу - самый верный способ приготовить сладкие фрукты и овощи. Они все кошерные. Тем более, на новогоднем еврейском застолье символизируют надежду на сладкий удачный год.
Также в числе традиционных Рош-Ашонских лакомств медовые пирог и кекс, пирог с яблоками и миндалем, немолочное мороженое и другие. Из более сытной пищи готовят мясо в миндале, куриный бульон, индейку с овощами, куриный бульон и другие блюда.
К слову, согласно принципу кошерности, в пищу можно употреблять мясо четвероногих животных, которые являются жвачными (жующие жвачку парнокопытные) и имеют раздвоенные копыта, за исключением свиньи. Рыбу только с плавниками и чешуей. А вот запрещенные к употреблению птицы поименно перечислены в Библии.
Но даже не музыкальные традиции и изысканное меню являются отличием еврейского года.
"Христианский и мусульманский календари в качестве новогодней точки отсчета лет принимают событие, произошедшее в некоторый момент времени, относительного которого существует не только "после", но и "до". Точка отсчета лет в еврейском календаре - абсолютна: это точка создания мира, создания времени - до нее не было и не могло быть ничего.
С тем уточнением, что Новый еврейский год отсчитывается не от первого, а от шестого дня творения человека, с создания которого начинается историческое время. Название еврейских месяцев имеют относительно позднее происхождение: они принесены из Вавилонии", - так презентуют еврейский календарь 5 775 года его авторы.
P.S. Празднование Рош-Ашона невозможно представить без зажигания свечей. В канун праздника (24 сентября) их необходимо зажечь в 19:06. В первый день Нового года - в 20:17, а во второй в 19:01.
На этой неделе следом за Рош-Ашона наступает главный еврейский праздник Шабат (суббота). В этот день свечи нужно зажечь в 20:11.
При подготовке материала использованы следующие источники:
1. Материалы еврейского календаря 5 775 года, выпущенного московским еврейским общинным центром "Хабад Любавич".
2. Елена Коляда, "Библейские музыкальные инструменты (к проблеме идентификации и перевода)". – «Альфа и омега», №4 (18) 1998.
3. Материалы официального сайта департамента Кашрута при главном Раввинате России.
4. Универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия "Энциклопедия Кругосвет".
На фото: фрукты на новогоднем застолье символизируют надежду на сладкий удачный год