Полное интервью, посвященное книге Владислава Голина «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления» читайте здесь. О трагической судьбе русских моряков в эмиграции в эксклюзивном интервью обозревателю «ЭС» Максиму Волову рассказывает профессор САФУ и президент Ассоциации исследователей Гражданской войны в России Владислав Голдин, - далее цитата:
Максим Волов:
- Что будет в Вашей новой книге? Когда появится в продаже?
Владислав Голдин:
- Книга полностью написана, лежит в издательстве. В начале ноября, думаю, должна будет выйти. Называется «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления».
Это будет большая книжка, порядка 600 страниц. Преимущественно, речь идёт о странах удалённых, где русские люди бывают нечасто. (Открывает компьютерный файл книги и показывает оглавление). Начинаю с Арктики, потом идёт Америка, Азия, Африка. Африка как раз начинается с Туниса, где мы пересеклись Ильёй.
Максим Волов:
- Кстати, Илья очень просил Вас рассказать о Бизерте и о русской православной церкви в ней. Я, например, впервые слышу о таком городе. Как там появилась православная церковь?
Владислав Голдин:
- В книге есть большая глава о Тунисе. Называется «Европейский след в Африке». Там рассказывается история русской эмиграции. Французская военно-морская база в Бизерте стала последней стоянкой кораблей Черноморской эскадры, ушедшей с беженцами на борту, в том числе с военнослужащими Русской армии генерала П. Н. Врангеля, из Крыма в ноябре 1920 года.
Я рассказываю о жизни советских моряков в эмиграции, их судьбах. Небольшой экскурс в этот период истории.
Вообще, Тунис интерес в том плане, что для меня это нетипичный Восток. Это такой просвещенный Восток. Наиболее просвещенная часть Арабского Востока, не похожая на многие другие. С точки зрения европейского, в частности, французского влияния на Африку, Тунис похож Алжир.
Но Алжир впадал в конфронтацию с Францией. Это и длительная война. Это глубокая драма для Франции. А в Тунисе таких драматических перипетий не было.
С другой стороны – Тунис это Карфаген. Столкновения Рима и Карфагена.
Вот в начале главы отмечаю, что много писал о русском военном зарубежье. В ноябре 1920 года из Крыма ушёл Черноморский флот, превращенный позже Черноморскую в эскадру. Ушёл сначала в Турцию. 150 тысяч беженцев на 126 кораблях. Но Турция была разодрана противоречиями и эскадру перегнали во Францию.
1 декабря 1920 французское правительство приняло решение направить русскую эскадру в тунисский порт Бизерту.
Первые четыре дивизиона пришли в Тунис в конце декабря, а остальные – в январе-феврале. Так 33 корабля эскадры и 5800 русских беженцев на борту, в том числе курсанты Морского корпуса, оказались в феврале 1921 года в Бизерте.
Пребывания наших воинов в Бизерте - целая драматическая эпопея, когда моряки надеялись, что им удастся вернуться на Родину. Судьба флота непонятна, идёт гражданская война и возвращение домой бессмысленно.
Первоначально жили на кораблях. Но корабли передали Франции в залог за то, что страна обеспечит беженцев. Поэтому военнослужащие покидали корабли и оседали на суше. В 1921 года начался переезд из Бизерты во Францию, потому что именно она была центром военной эмиграции.
А кто-то уезжать не захотел и остался в Бизерте – так появился квартал «Маленькая Сицилия», находившийся рядом с французами и мальтийцами.
Люди старались селиться вместе, держались друг друга. Военнослужащие пытались снимать общежития или бывшие казармы, чтобы продолжать нести службу. Оставалась организация, сохранялась воинская дисциплина, проводились учения.
Максим Волов:
- Как появился в Бизерте храм Александра Невского?
Владислав Голдин:
- О нём знаю не очень много… Традиционно, там где была русская колония, русская диаспора - создавалась церковь. В 1937 году на средства эмигрантов в Бизерте была построена русская православная церковь. Храм Александра Невского.
Такие православные церкви в местах, отдалённых от Родины превращались в оплот русскости. Там проводились не только духовные службы, но совершались молебны почитали память умерших людей, собирались вместе. Обычно церковь превращалась в музей. В данном случае, наш флот был передан французам, и вся символика с корабле оседала в церквях. Часто храмы постепенно превращались в музеи. Думаю, здесь было то же самое.
Максим Волов:
- Как Вы говорили, некоторые военнослужащие снимали казармы, поддерживали воинскую дисциплину. Франция была не против таких военных баз?
Владислав Голдин:
- Наши войска осели не только в Тунисе, но и во Франции, Балканах, Турции, Болгарии. С начала 20-ых годов были созданы десятки воинских организаций, которые не стояли на жёсткой монархической платформе, находись вне политик,. В сентябре 1924 они объединились , в Русский Обще-Воинский Союз. Это система отделов объединяла военнослужащих, находящихся в разных странах. Она была направлена на то, чтобы сохранить единство военнослужащих в изгнании. Сохранить их, как единую силу. И так появился термин, который я использовал в своих книгах – «армия в изгнаниии».
Ещё образовались так называемые «кирилловцы». Военнослужащие придерживающиеся монархического лозунга: «За Веру, Царя и Отечество», ориентировались в эмиграции на великого князя Кирилла Владимировича.
Отношение к таким организациям было противоположное. Например, их деятельность была запрещена в Прибалтике, в Польше. Поэтому они имитировали себя под бытовые, земляческие организации. А во Франции Русский Обще-Воинский Союз в конце 20-ых годов был в итоге легализован. Получил правое закрепление.
Но, французы настороженно относились к военной организации. Бывшие военные - одно дело. Русские же себя бывшими не считали. Они были готовы в случае военного конфликта поднять всю эту русскую эмиграцию и начать войну. Это, кстати, есть у меня в книге «Солдаты на чужбине», изданной в 2006 году.
Максим Волов:
- Те, кто уезжали, не оставаясь в созданных воинских организациях, не считались дезертирами?
Владислав Голдин:
- Нет. Считалось бы, если бы у них был военный корабль, и они несли на нём службу. Корабли были переданы Франции. Русские их покинули. Молодых ребят доучивали в морских корпусах. А дальше в Тунисе объективно нечего было делать. Эскадра передана назад не будет. Гражданская война прекратилась. В основном, из Туниса уезжали во Францию.
Максим Волов:
- На что жили бывшие военнослужащие? Какую находили работу?
Владислав Голдин:
- Тяжёлый вопрос. У кого-то были резервы, что-то вывозили с собой из Крыма. Была договоренность с Францией о содержании беженцев, но начались конфликты и уже весной 21-го года французы заявили, что помогать не намерены и предложили переезжать, трудоустраиваться.
Как говорил, уезжали кто куда. В Болгарии, например, принимали и в военные части. Формально у неё не было права иметь армию, но пограничники были нужны.
Сложная судьба была у офицеров. Они привыкли служить. Не имели гражданских профессий. Но нужно было кормить себя, и, если вывезли, семью. Во Франции ряд бывших генералов превратился в таксистов.
Вспоминали, кто что умеет. Надо было выживать
Максим Волов:
- А сейчас «Русская Сицилия» осталась?
Владислав Голдин:
- Нет. Небезызвестная Анастасия Манштейн-Ширинская была, наверно, одной из хранителей памяти тех времён.
Она приехала в Бизерту маленькой девочкой и прожила здесь всю жизнь. Работала преподавателем математики. Умерла в 2009. Ширинская стала олицетворением русскости. Прививала там интерес к России. А Бизерта для эмиграции стала олицетворением истории русского флота, его последней стоянкой
Может кто-то и остался, но речь может идти лишь о нескольких людях. Может, десяток, вряд ли больше.
Конец цитаты.
***
Справка «Эха СЕВЕРА»:
Владислав Иванович Голдин.
Профессор кафедры регионоведения и международных отношений в САФУ.
Закончил Архангельский государственный педагогический институт в 1973 по специальности: история, обществоведение и английский язык.
Аспирантура: 1975–1979, Ленинград (ЛГПИ им. А. И. Герцена).
Доктор исторических наук: 1994 год. Московский государственный педагогический университет.
С 1979 года работает в ПГУ, САФУ.
Президент Ассоциации исследователей Гражданской войны в России.
Руководитель Поморского отделения Российской академии естественных наук
***
Справка «Эха СЕВЕРА»:
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова создан в соответствии с Указом Президента РФ от 21 октября 2009 года. Согласно распоряжению Правительства РФ от 7 апреля 2010 года САФУ был образован на базе Архангельского государственного технического университета. С апреля 2010 года ректором САФУ является доктор философских наук профессор Кудряшова Елена Владимировна.(Справка по материалам официального сайта САФУ)
Новость о выходе новой книги Владислава Голдина читайте здесь.
На фото Владислав Голдин.
Снимки храма Александра Невского и окрестностей Бизерты из фотоархива Ильи Азовского.