Завтра в Архангельске−3°CСеверодвинске−4°CОнеге−3°CВельске−8°CМирном−5°CШенкурске−9°CЯренске−15°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 09.03.2024 20:20

Профессор Голдин о европейских следах в Африке

22.10.2014 17:16
Профессор кафедры регионоведения и международных отношений Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова (далее, САФУ) Владислав Голдин в своей новой книге «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления» рассказал об истории эмиграции русских моряков и православной церкви в Бизерте.

Расширенная версия разговора с профессором САФУ Владиславом Голдиным об эмиграции русских военнослужащих в 20-ых годах прошлого века, последней стоянке русского флота и о православной церкви в Бизерте. Напомним, что зашёл разговор о судьбе Черноморской эскадре в ходе беседы с Владиславом Голдиным. В его новой книге Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления» этому историческому событию уделено значительное место, а в личных фотоархивах Ильи Азовского (главред «ЭС» и «ПС-З» - прим.ред.) имеются уникальные фотографии Бизерты и храма Александра Невского.

 

Полное интервью, посвященное книге Владислава Голина «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления» читайте здесьО трагической судьбе русских моряков в эмиграции в эксклюзивном интервью обозревателю «ЭС»  Максиму Волову рассказывает профессор САФУ и президент Ассоциации исследователей Гражданской войны в России Владислав Голдин, - далее цитата:

Максим Волов: 

- Что будет в Вашей новой книге? Когда появится в продаже?

Владислав Голдин: 

- Книга полностью написана, лежит в издательстве. В начале ноября, думаю, должна будет выйти. Называется «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления». 

Это будет большая книжка, порядка 600 страниц.  Преимущественно, речь идёт о странах удалённых, где русские люди бывают нечасто. (Открывает компьютерный файл книги и показывает оглавление). Начинаю с Арктики, потом идёт Америка, Азия, Африка. Африка как раз начинается с Туниса, где мы пересеклись Ильёй

Максим Волов: 

- Кстати, Илья очень просил Вас рассказать о Бизерте и о русской православной церкви в ней.  Я, например, впервые слышу о таком городе. Как там появилась православная церковь?

Владислав Голдин: 

- В книге есть большая глава о Тунисе. Называется «Европейский след в Африке». Там рассказывается история русской эмиграции. Французская военно-морская база в Бизерте стала последней стоянкой кораблей Черноморской эскадры, ушедшей с беженцами на борту, в том числе с военнослужащими Русской армии генерала П. Н. Врангеля, из Крыма в ноябре 1920 года.

Я рассказываю о жизни советских моряков в эмиграции, их судьбах. Небольшой экскурс в этот период истории. 

Вообще, Тунис интерес в том плане, что для меня это нетипичный Восток. Это такой просвещенный Восток. Наиболее просвещенная часть Арабского Востока, не похожая на многие другие. С точки зрения европейского, в частности, французского влияния на Африку, Тунис похож Алжир. 

 Но Алжир впадал в конфронтацию с Францией. Это и длительная война. Это глубокая драма для Франции. А в Тунисе таких драматических перипетий не было. 

С другой стороны – Тунис это Карфаген. Столкновения Рима и Карфагена. 

Вот в начале главы отмечаю, что много писал о русском военном зарубежье. В ноябре 1920 года из Крыма ушёл Черноморский флот, превращенный позже Черноморскую в эскадру. Ушёл сначала в Турцию. 150 тысяч беженцев на 126 кораблях. Но Турция была разодрана противоречиями и эскадру перегнали во Францию. 

1 декабря 1920 французское правительство приняло решение направить русскую эскадру в тунисский порт Бизерту.

Первые четыре дивизиона пришли в Тунис в конце декабря, а остальные – в январе-феврале. Так 33 корабля эскадры и 5800 русских беженцев на борту, в том числе курсанты Морского корпуса, оказались в феврале 1921 года в Бизерте.

Пребывания наших воинов в Бизерте  - целая драматическая эпопея, когда моряки надеялись, что им удастся вернуться на Родину. Судьба флота непонятна, идёт гражданская война и возвращение домой бессмысленно.

Первоначально жили на кораблях. Но корабли передали Франции в залог за то, что страна обеспечит беженцев. Поэтому военнослужащие покидали корабли и оседали на суше. В 1921 года начался переезд из Бизерты во Францию, потому что именно она была центром военной эмиграции. 

А кто-то уезжать не захотел и остался в Бизерте – так появился квартал «Маленькая Сицилия», находившийся рядом с французами и мальтийцами.

Люди старались селиться вместе, держались друг друга. Военнослужащие пытались снимать общежития или бывшие казармы, чтобы продолжать нести службу. Оставалась организация, сохранялась воинская дисциплина, проводились учения.

Максим Волов:

- Как появился в Бизерте храм Александра Невского?

Владислав Голдин:

- О нём знаю не очень много… Традиционно, там где была русская колония, русская диаспора - создавалась церковь. В 1937 году на средства эмигрантов в Бизерте была построена русская православная церковь. Храм Александра Невского.

Такие православные церкви в местах, отдалённых от Родины превращались в оплот русскости. Там проводились не только духовные службы, но совершались молебны почитали память умерших людей, собирались вместе. Обычно церковь превращалась в музей. В данном случае, наш флот был передан французам, и вся символика с корабле  оседала в церквях. Часто храмы постепенно превращались в музеи. Думаю, здесь было то же самое.

Максим Волов:

- Как Вы говорили, некоторые военнослужащие снимали казармы, поддерживали воинскую дисциплину. Франция была не против таких военных баз?

Владислав Голдин:

- Наши войска осели не только в Тунисе, но и во Франции, Балканах, Турции, Болгарии. С начала 20-ых годов были созданы десятки воинских организаций, которые не стояли на жёсткой монархической платформе, находись вне политик,. В сентябре 1924 они объединились , в Русский Обще-Воинский Союз.  Это система отделов объединяла военнослужащих, находящихся в разных странах. Она была направлена на то, чтобы сохранить единство военнослужащих в изгнании. Сохранить их, как единую силу. И так появился термин, который я использовал в своих книгах – «армия в изгнаниии».

Ещё образовались так называемые «кирилловцы». Военнослужащие придерживающиеся монархического лозунга: «За Веру, Царя и Отечество», ориентировались в эмиграции на великого князя Кирилла Владимировича.

Отношение к таким организациям было противоположное. Например, их деятельность была запрещена в Прибалтике, в Польше. Поэтому они имитировали себя под бытовые, земляческие организации. А во Франции Русский Обще-Воинский Союз в конце 20-ых годов был в итоге легализован. Получил правое закрепление.

Но, французы настороженно относились к военной организации. Бывшие военные  - одно дело. Русские же себя бывшими не считали. Они были готовы в случае военного конфликта поднять всю эту русскую эмиграцию и начать войну.  Это, кстати, есть у меня в книге «Солдаты на чужбине», изданной в 2006 году. 

Максим Волов:

- Те, кто уезжали, не оставаясь в созданных воинских организациях, не считались дезертирами?

Владислав Голдин:

- Нет. Считалось бы,  если бы у них был военный корабль, и они несли на нём службу. Корабли были переданы Франции. Русские их покинули. Молодых ребят доучивали в морских корпусах. А дальше в Тунисе объективно нечего было делать. Эскадра передана назад не будет. Гражданская война прекратилась. В основном, из Туниса уезжали во Францию.

Максим Волов:

- На что жили бывшие военнослужащие? Какую находили работу?

Владислав Голдин:

- Тяжёлый вопрос. У кого-то были резервы, что-то вывозили с собой  из Крыма. Была договоренность с Францией о содержании беженцев, но начались конфликты и уже весной 21-го года французы заявили, что помогать не намерены и предложили переезжать, трудоустраиваться.

Как говорил, уезжали кто куда. В Болгарии, например, принимали и в военные части.  Формально у неё не было права иметь армию, но пограничники были нужны.

Сложная судьба была у офицеров. Они привыкли служить. Не имели гражданских профессий. Но нужно было кормить себя, и, если вывезли, семью. Во Франции ряд бывших генералов превратился в таксистов.

Вспоминали, кто что умеет. Надо было выживать

Максим Волов:

- А сейчас «Русская Сицилия»  осталась?

Владислав Голдин:

- Нет. Небезызвестная Анастасия Манштейн-Ширинская была, наверно, одной из хранителей памяти тех времён.

Она приехала в Бизерту маленькой девочкой и прожила здесь всю жизнь. Работала преподавателем математики. Умерла в 2009. Ширинская стала олицетворением русскости. Прививала там интерес к России. А Бизерта для эмиграции стала олицетворением истории русского флота, его последней стоянкой

Может кто-то и остался, но речь может идти лишь о нескольких людях. Может, десяток, вряд ли больше. 

Конец цитаты.

                            ***

Справка «Эха СЕВЕРА»:

Владислав Иванович Голдин.

Профессор кафедры регионоведения и международных отношений в САФУ.

Закончил Архангельский государственный педагогический институт в 1973 по специальности: история, обществоведение и английский язык.

Аспирантура: 1975–1979, Ленинград (ЛГПИ им. А. И. Герцена).

Доктор исторических наук:  1994 год. Московский государственный педагогический университет.

С 1979 года работает в ПГУ, САФУ.

Президент Ассоциации исследователей Гражданской войны в России.

Руководитель Поморского отделения Российской академии естественных наук

                            ***

Справка «Эха СЕВЕРА»:

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова создан в соответствии с Указом Президента РФ от 21 октября 2009 года. Согласно распоряжению Правительства РФ от 7 апреля 2010 года САФУ был образован на базе Архангельского государственного технического университета. С апреля 2010 года ректором САФУ является доктор философских наук профессор Кудряшова Елена Владимировна.(Справка по материалам официального сайта САФУ)

Новость о выходе новой книги Владислава Голдина читайте здесь.

На фото Владислав Голдин.

Снимки храма Александра Невского и окрестностей Бизерты из фотоархива Ильи Азовского.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле