Сложно давать оценку подобным фильмам. Не хочется рассуждать о художественных ценностях «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына». Игра актёров? Сюжет? Здесь нет ни того ни другого. Обычные деревенские будни. Это и непонятная дикция, и косящиеся в камеру люди, и кража мотора - единственное событие, всколыхнувшее размеренную тягучую жизнь в российской провинции.
О чём хочется сказать сразу – не нужно искать в картине какой-то смысл, подоплёку, скрытые аллюзии и что-то там ещё, названное красивым словцом. Это жизнь. Такая, какая она есть. Разница в восприятии лишь в том – видели вы её в реальности или нет.
В каждой русской деревне есть свой рефлексирующий и победивший водку Тряпицын, проигравший водке Колобок, рвущаяся в город и не испытывающая проблем с водкой Ирина. В каждой русской деревне есть то, что показано в этом фильме. Отдельный разговор о том – ЧТО стоило показывать.
Беспробудное пьянство? Упадок и разруху? Повторюсь, не надо говорить о том, что за всем происходящим на экране скрывается некая идея. Каждый тут увидит своё. Потому что и на жизнь мы все смотрим по-разному.
Зал смеялся во время диалога Тряпицына и Колобка. Действительно, забавный, вечно полупьяный человечек с неровной походкой. Вот только для тех, кто видел эту деревенскую рутину, знает таких вот Колобков и умеет ДУМАТЬ – весёлого тут нечего нет.
Это не торжество русского человека – это деградация. И пусть кинут камень те, кто думает иначе. Где тут видно величие России? Ничем не увлеченные люди. На фоне временами звучит опостылевшая попса и диалоги из передач, не блещущих интеллектуальностью. Разрушенная школа и полусгнившие дома. И водка.
А жюри Венецианского кинофестиваля, возможно, именно это и понравилось. Вот она Россия – на потеху зарубежной публике. Пьяная, простите, - мастурбирующая, разваливающаяся. Смотрите, мол, какие у нас люди. Гордость нации...
На премьерном показе Андрей Кончаловский говорил про качества героев фильма, демонстрирующие непобедимость нашей страны, о том, что никакие санкции нам не страшны. Какие качества? Если честно, непонятно. Может, всё же есть какой глубинный смысл в изображении будней почтальона Алексея Тряпицына? Может, плохо смотрели? Только вот лучше искать цель в СВОЕЙ жизни, а не философствовать о чужой. Пожалуй, и хватит.
Хороший фильм. Не хочется ничего добавлять, да и рецензию писать, разбирая всё это, желания не было. Всё равно, что копаться в чужом белье. Не наша жизнь, так зачем обсуждать, что там и как? Каждый увидел что-то своё. Сравнил, осудил, посмеялся, вспомнил, загрустил, удивился. Это кино про каждого из нас. И каким оно будет - от нас самих и зависит.
P.S. Так высказалась по поводу «Белых ночей почтальона Алексея Тряпицына» Елена Шатковская, директор Кенозерского национального парка и заслуженный работник культуры РФ: «Я очень расстроена. Это вчерашний день. Это его (Андрея Кончаловского, режиссёра фильма – прим.ред.) право. Это его правда».