Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске+1°CМирном+2°CШенкурске+2°CЯренске+2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 19.03.2024 15:18

Одесский цикл...

29.11.2014 11:56
От рассказов Бабеля до песен Розенбаума. Егор Гайдуков, обозреватель «Правды Северо-Запада»

ПРИЕЗД

 

«Одесса- мама» - почему-то именно это выра­жение вспомнилось мне при подъезде к ее окраинам. Был уже вечер, темно.

Я пытался разглядеть что-то похожее на Оперный театр, ис­кал взглядом дома в классиче­ском стиле, красующиеся на маг­нитиках и туристических листов­ках, но ничего похожего мой глаз не улавливал. Последние метры до автовокзала автобус «Киев — Одесса» двигался со скоростью много меньшей пешеходной, без пробок в наше время никуда.

Наружная реклама (в основном на русском) пестрила на банне­рах, стенах домов и щитах, но, должен заметить, не была на­столько вездесущей, как в дру­гих городах-миллионниках. Без «Макдональдсов» тоже не обо­шлось, их в Одессе уже семь.

Чуть позже моему взору откры­лись огромные высотные зда­ния, гостиницы, жилые комплек­сы, выросшие вдоль моря. Совре­менные районы совсем не похо­жи на Одессу из песен Розенба­ума, рассказов Бабеля и фильмов о Мишке Япончике и Соньке Зо­лотой ручке.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

Все переменилось наутро. Ло­гичнее всего начать «освоение» Одессы с того, чему она больше всего обязана — с моря. Сейчас ноябрь, и Аркадия почти пустая, открыты только пара кафе и ма­газинчиков, все остальное запе­чатано до весны.

Откуда-то до­носится джаз, голуби конкури­руют с чайками за кусочки хлеба от редких туристов, иногда мимо тебя по «трассе здоровья» про­бегают спортсмены и проезжают велосипедисты. Еще пара мгно­вений — и я стою на волнорезе, обдуваемый соленым и холод­ным морским ветром. Жалею, что не взял перчатки.

Волны у берега взбили столько пены, что ее мож­но использовать в близлежащем клубе «Ибица» для одной из ве­черинок. На горизонте довольно неспокойного моря один за дру­гим выстроились суда. Пасмурно. Стою еще с десяток минут на бе­регу, любуюсь и слушаю море, де­лаю несколько снимков на память и бегу со спутницей в ближайшее кафе греться.

Мое желание увидеть знаменитые одесские виды вскоре было удовлетворено благодаря посе­щению Французского и Примор­ского бульваров, Думской площа­ди, памятника Дюку, Потемкинской лестницы, Морского вокза­ла, дома с одной стеной, жемчу­жины Одессы — Оперного театра, Дерибасовской улицы, домов, где жили Пушкин, Гоголь и другие пи­сатели, плюс просто несметно­го количества зданий с лепниной и статуями на фасаде.

Основные улицы Одессы были заложены в 10-е годы XIX века герцогом де Ришелье, благодаря французско­му влиянию город получил про­звание «маленький Париж». Для многих людей архитектура «Юж­ной Пальмиры» может напомнить Санкт-Петербург, но местополо­жение и климат придают ей осо­бый, южный колорит — с обили­ем парков, садов и зеленых насаж­дений (даже поздней осенью ли­ства еще сохранилась).

Цвета фа­садов меняются от темно-синего до розового, что не может не ра­довать глаз человека, приехавше­го из серого осеннего Архангель­ска. Более подробное описание всех мест для посещения любой желающий сможет найти в ин­тернет-источниках, мне же хочет­ся подробнее остановиться на ме­нее пышных, но столь же значи­мых объектах.

В метрах ста от покачивающе­гося «Тещиного моста» находит­ся бульвар всем нам известно­го Михаила Жванецкого. «Одно неловкое движение — и вы отец» написано на одной из метал­лических табличек с его цитата­ми. Быть может, немного цинич­но, но нечасто увидишь, чтобы го­родские объекты носили имя еще живого человека. Значит, Одесса ценит и не отпускает своих, осо­бенно если свои обладают чув­ством юмора.

Лично у меня Одесса всегда ассоциировалась с теми самыми двориками, попасть в которые можно через арку, открывающую уникальный микромир. В этом дворике соседи знают друг друга по именам, доносится запах толь­ко что приготовленного обеда или ужина, на веревках сушится бе­лье, постиранное тетей Песей, на стареньком «Москвиче» или «Волге» спит кошка, свисающие гроздья винограда носят исклю­чительно декоративную функцию и где, пардон, можно «получить по шапке» за попытку фотосъем­ки.

Именно такие дворики вскоре были обнаружены на Молдаван­ке. Интересно заметить, что оби­татели таких двориков подстраи­вают окружение под себя, поэто­му иногда можно увидеть одино­кое окно или, того больше, бал­кон где-то в углу абсолютно го­лой стены, самодельные бесед­ки или навесы под автомобиль.

Меня всегда привлекали районы - без типовых построек, ведь чело­век, родившийся здесь, с детства видит мир без параллельных ли­ний и прямых углов, учится ви­деть детали, шероховатости, раз­личия. Он понимает, что больше нигде нет точно такого же двори­ка, с такими же соседями, с та­ким же видом из окна, что все это неповторимо.

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

На какой улице справа все сидят, а слева все лежат? — за­гадали мне загадку мои друзья, проезжая Водопроводную ули­цу. И вправду — справа друг за другом расположились муж­ская и женская тюрьмы, а сле­ва — кладбище.

А еще: тот холм, который только что проехали, называет­ся Чумка. В 1812-м всех усоп­ших от чумы свозили туда, в брат­скую могилу, тогда почти поло­вина населения Одессы вымер­ла — рассказывает мне коренной одессит, морской капитан по пути на «Привоз». Это свидетельство трагических моментов одесской истории, которых, к сожалению, было немало.

Сегодня «Одесса делает ба­зар». Приехали на «Привоз», ми­нут пять ищем место для парков­ки. Находим. Надо заметить, что «Привоз» по своей площади раз в десять больше нашего архан­гельского рынка, соответствен­но, и вся атмосфера, как-то: го­лоса людей, их перемещения, погрузка-выгрузка товара, смесь запахов, одноразовые стаканчи­ки и прочие базарные атрибу­ты — представлены в большем объеме.

Пробираемся через ве­щевые палатки к рыбным ря­дам. Вскоре характерный запах бьет прямо в нос. Живые карпы, стерлядь, осетр, щука, скумбрия, камбала, сарган, бычки, таранька, килька, толстолобик и даже черноморская акула — вот дале­ко не полный список того, что ле­жит на прилавках.

Молодой человек, подходи­те, не стесняйтесь, карасики све­жие... Берем, — доносится от каж­дого прилавка. Пробую рАчки, на вид малень­кая креветка, на вкус тоже, толь­ко очень соленая. Это чисто одес­ская фишка, рАчки тут вместо се­мечек, к тому же стоят дешевле. Периодически проверяю наличие кошелька и телефона в кармане, перед входом друзья предупре­дили, что могут и «карман подре­зать», ведь базар привлекает лю­дей разного рода «профессий» и мировоззрений.

К счастью, все обошлось. Плавно перетека­ем во фруктовый пассаж. Набор фруктов и овощей более-менее привычен. Внешний вид товара, не отягощенного длительным пе­реездом, обещает, что после по­купки отдаст все свои витамины и порадует вкусовые рецепторы покупателя в полной мере.

Оста­навливаюсь возле неизвестного мне фрукта зеленого цвета, по­хожего на продолговатые поми­дорки или на только что собран­ные плоды грецкого ореха.

Это фейхуя (правильно фей­хоа. — Прим. авт.), — опередив мой вопрос, говорит продавщица. А как ее едят? — интересу­юсь я.Разрезают и едят, можно с медом, с вареньем, — ответи­ла она и затянулась сигареткой. Да я вчера ее и без меда и без варенья ела, и так вкусно! — с неповторимой одесской интона­цией вступила в беседу продавщи­ца с соседнего прилавка. На вкус так и не попробовал, но название почему-то запомнилось.

Забыл упомянуть, что на «При­возе» можно и даже нужно торго­ваться, причем для туриста, как я, это превращается в своего вида развлечение, и подчас можно на­блюдать мини-представления теа­тра одного актера. Фразочки типа «Та я вас умоляю» и «Шо вы мне тут гховорите» меркнут и кажут­ся откровенной попсой по сравне­нию с богатым и ярким лексико­ном торговцев с «Привоза».

Другая немаловажная деталь открылась мне в мясном и молоч­ном отделах. Тут можно все про­бовать, причем даже наесться, что делали, да, наверное, и дела­ют люди, находящиеся в затруд­нительном финансовом положе­нии. Причем из-за быстрой сме­ны продавцов любители «покле­вать с прилавка» даже при еже­дневном посещении «кормушки» остаются незамеченными. Вот та­кие схемы.

Относительно меня, то по пути от входа до выхода я успел по­пробовать несколько видов кро­вяной колбасы, три вида балыка, два — домашней колбасы (всем, кстати, советую), какое-то очень острое мясное изделие, несколько видов сыров, ну вроде все.

Рынок «Привоз» стал для меня квинтэс­сенцией Одессы, он может менять свой облик на более современ­ный, с вентилируемыми фасадами и стеклопакетами, но в то же вре­мя сохраняет свою аутентичность, благодаря, конечно же, людям.

Я ИМЕЮ ВАМ СКАЗАТЬ...

Население Одессы, как и в любом пор­товом городе, с развитыми торговыми от­ношениями, всегда было довольно пестрое и разношерстное. Люди стекались сюда со всего света. Национальный состав очень смешанный, основную часть составляют украинцы, русские и евреи, затем болга­ры, молдаване, гагаузы, белорусы и мно­гие другие, в последнее время Одесса ста­новится популярной среди гостей с Ближ­него Востока и Азии.

Невзирая на культурные и этнические различия, все одесситы очень любят свой город, подтверждением чего служат все­возможные картины, полотна и даже обои с одесскими пейзажами во всех кафешках, ресторанчиках и барах.

Почти на каждом доме имеется мемо­риальная доска с информацией о том, кто, когда и сколько здесь жил и работал. Вряд ли вы услышите от одессита, что он не в курсе, как пройти на ту или иную ули­цу, а если и так, то рядом стоящие нерав­нодушные люди быстро восполнят пробел в знаниях.

Рекомендую всем для лучшего понима­ния одесского менталитета воспользовать­ся общественным транспортом, в первую очередь трамваем. Для архангелогородца немного странно, что абсолютно незнако­мые люди могут всем салоном обсуждать последние новости, стоимость хлеба или молока, погоду и все в таком духе. Явление «городская тоска» и «одиночество в толпе» этому городу явно не грозит.

Кстати, пару лет назад понятие остановки для маршру­ток и автобусов было довольно эфемерным, желтый «Богдан» мог забрать или выса­дить пассажира на любом участке своего пути. Сейчас такая прерогатива сохрани­лось лишь для пожилых людей, старость надо уважать, это правильно.

Любой одессит в своем загашнике име­ет с десяток, а то и больше историй про родной город. Причем один только одес­ский говор и проскакивающие характерные словечки многократно увеличивают интерес к рассказу и заставляют улыбать­ся без видимой на то причины. Я был по­ражен объемом одесского сленга.

При гра­мотном его использовании и желании двое одесситов могут оставить заезжего в неве­дении о предмете своего разговора, обща­ясь у туриста прямо над ухом. «Беременить голову», «Жаловаться в центральную пра­чечную», «Гембель», «Казенщик» и «Ки­дать брови на лоб» — только малая часть того, что я узнал за свой приезд.

Мне не встретился ни один равнодуш­ный или озлобленный местный житель, что довольно любопытно, ведь немалая часть населения живет, мягко говоря, небогато. То ли южный климат и обилие солнца, то ли сплоченность и поддержка семьи и друзей, не дают пойти по пути наименьшего со­противления.

В любом случае, это остав­ляет только хорошее впечатление и вос­поминания, а также повод переосмыслить что- то внутри себя. И если в любом другом городе мира вы увидите человека с веселым лицом и грустными глазами, есть большая доля вероятности, что перед вами одессит, заскучавший по малой родине.

Егор Гайдуков, обозреватель «Правды Северо-Запада». Одесса-Киев-Архангельск.

Фото автора.

Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада» выход в свет 26 ноября 2014 года

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле