Завтра в Архангельске−6°CСеверодвинске−6°CОнеге−7°CВельске−9°CМирном−8°CШенкурске−6°CЯренске−7°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 05:22

Игорь Гуревич о времени и о себе

30.07.2015 11:18
30 июля Игорь Давидович Гуревич отметил… нет, не юбилей, а день рождения. Или, как сам именинник называет его, «юбилей плюс пять». Поздравляем от души!

Круглая дата – это только повод встретиться с талантливым, начитанным, мыслящим человеком. Изначально мы планировали сделать интервью. Но разговор получился настолько многоплановым и емким, что в формат интервью просто не укладывался.

Поэтому мы предлагаем вашему вниманию цитаты Игоря Гуревича – мысли, озвученные в ходе беседы с журналистами «Правды Северо-Запада».

***

О «первом» юбилее

Две пятерки – это не юбилей. Это пять лет после юбилея, когда приходит окончательное понимание рубежа, через который ты переступил.

И вот с высоты этих «плюс пяти» я обращаюсь к своим пятидесяти.

С моей точки зрения, «полтинник» – это значимая дата. Есть известное выражение: «Бытие определяет сознание». Но однажды наступает момент, когда сознание начинает определять бытие.

В этом возрасте человек, как правило, уже достиг многого из того, что должен был достичь, и тогда он осознает: надо больше отдавать, чем брать. Приходит четкое понимание банальных вещей: «всех денег не заработаешь», «счастье не в должности и не в карьере», «любовь – это вовсе не секс и страсть, а труд и забота» и т. д.

Более того, «полтинник» – это такая условная веха, которая позволяет осознать накопленный опыт, взглянуть на свою жизнь со стороны, ощутить пределы своих возможностей и с учетом этого продолжать жить. Если же у человека не получается это сделать, то, видимо, ему не хватает накопленного опыта. И здесь можно говорить просто о неумении жить.

О детстве в Архангельске

Я родился в Архангельске, поэтому мои детские воспоминания связаны с этим городом. Хотя мои родители сами из Киева, и через семь лет после моего рождения отца – советского офицера –перевели служить на Украину.

К людям с севера меня всегда тянуло. Со своей первой женой-северянкой я познакомился в Саратове – это был особый знак. И в 20 лет я снова вернулся на Север – в Северодвинск. Не преминул выбраться в Архангельск и совершенно не узнал этот город. Город настолько изменился, что я ходил по его улицам и думал: это ли город моего детства?

Например, у магазина «Полярный», где стоит танк, в годы моего детства была кафешка, и мы с мамой любили туда ходить есть шанежки. Я обожал лопать шанежки с картошкой.

А от дома детства по улице Валявкина, что в Соломбале, ничего не осталось. На месте фуникулерного озера, по которому отец таскал меня за собой, уча ходить на лыжах, теперь санаторий-профилакторий.

Кузнечевский мост – это для меня были вечерние или воскресные прогулки с мамой-папой (я посередке, держу их за руки), когда мы играем в слова-города и мне все время достается на букву «А». С тех пор это любимая моя буква алфавита.

А как славно было сидеть у печки и разглядывать сквозь щелку дребезжащей дверцы ликующий огонь!

Я помню наводнение в Соломбале – и ребята на плотах плавают по двору.

А по воскресеньям – селедка, вареная картошка и … «С добрым утром, с добрым утром и хорошим днем!» – по радио…

Это всего лишь воспоминания. Но они и есть – щемящее чувство родины.

Моё чтение

Вдоль Двины, поперек и всяко,

будто строки судьбы моей,

все в привычных дорожных знаках,

в ржавых родинках фонарей

мои улицы, мои притчи,

мной читаемый город А –

с опечатками, в сносках птичьих

на прогнувшихся проводах.

Есть, конечно, иное чтиво

на каких-нибудь берегах,

теплых, как острова Мальдивы,

чистых, будто снега в горах.

Есть, конечно, иные строки:

узкоглазые, как Шанхай,

медитируют с вами боги

над деревьями – стиль «бонсай».

Знаю комиксы и буклеты,

голливудских романов бред,

фьордов каменные береты,

венской готики ломкий свет…

Но, спускаясь с небесной выси,

от зимы до другой зимы

разобрать я пытаюсь смысл

строк разбросанных вдоль Двины,

я еще разобрать пытаюсь,

не считая давно года.

Это, видно, судьба такая:

перечитывать город А. 

О первых стихах

Школьные годы я провел на Украине. Именно в ту давнюю пору я впервые попробовал рифмовать слова. Круто ж было, например, зарифмовать сочинение. Конечно, получалась сущая галиматья, но учительница литературы восхищенно восклицала «ах», мол, ребенок старался творчески! После чего я, разумеется, стал писать в школьную стенгазету.

Литературу я любил. И в старших классах, когда довелось уже сменить шесть-семь школ (папа был военным, потому семья жила «на колесах»), меня отправили на всеукраинский конкурс «школьников сочинителей» в номинации «Литература и я». Нас собрали во Дворце пионеров, чествование, торжественная обстановка… Там я познакомился с ребятами из литобъединения.

Они выступали, читали свои стихи. Это запало мне в душу. Я подошел к руководительнице ЛИТО, «божьему одуванчику», и сказал, что хотел бы заниматься в лит­объединении. Она отвечает: «Ну, хорошо, приходите в среду со своими вещами, посмотрим, обсудим…»

До среды была почти неделя. За это время я успел постричься налысо и в школе уже ходил в кепочке. На сцене, естественно, так не мог выступать, поэтому вышел с лысой головой. И прочел:

«Собираются ребята во дворе,

Есть гитара, даже две, а не одна,

Стан девичий, пачка сигарет

И бутылка красного вина».

Это был девятый класс. В зале пауза. Но я краем глаза вижу, что девочкам очень понравилось. Руководительница лишь сказала: «Ну, вы еще подумайте…»

Но в итоге приняли.

О форме и сути стихов: «в столбик или в строчку?»

Я никогда специально не задаюсь этим вопросом. Действую исключительно по наитию. Это в тех ситуациях, когда важнее идея, смысл, а рифма и ритм вторичны.

При этом «шепот в строчку» сильнее «крика в столбик». Форма диктует определенный настрой. Стихи, написанные в столбик, акцентируют внимание читателя на ударении, на рифме. Когда же читаешь стихи «в строчку», то вынужден сам этот ритм собрать – и погружаешься внутрь, обнаруживая, что есть там и рифмы. 

Об истории страны в именах

Серия стихов «Ленин жил, Ленин жив, Ленин будет жить» родилась, как … продолжение разговора. Так случилось, что в Интернете я невольно втянулся в дискуссию о том, в какой стране мы живем?

При этом я понимаю, что до тех пор, пока мы будем пытаться переосмыслить (не осмыслить, а именно ПЕРЕ-осмыслить), переписать, переделать, перетолковать собственную историю, мы никогда не будем жить в стране с хорошими дорогами и хорошими отношениями между людьми.

Один из символов нашей истории – это имя «Ленин». Не как человек, а как имя, миф. Ты знаешь такое имя? Значит, мы «одной крови».

И я начал искать отражение этого символа. Например, мальчик, сдавший ЕГЭ, просто выполнил домашние задание: написал – сдал – забыл, в том числе и о научной трактовке «роли Ленина в истории России». Но, когда он пишет на асфальте фразу: «Я доволен – ЕГЭ сдал», в нем генетически повторяется его дед, который писал на стене рейхстага.

Или, например, что такое «Ленин» для старика, для которого жизнь вышла на финишную прямую? Это некая мечта, как коммунизм. И он с этим уйдет. Зачем его ПЕРЕ-страивать и ПЕРЕ-делывать?

Или, например, когда ты занимаешься сексом в кустах, а где-то рядом стоит памятник Ленину – ты об этом не думаешь, но это тоже часть ТВОЕЙ истории.

И, когда понимаешь, что к этому можно относиться достаточно просто, все встает на свои места.

О том, как сдал партбилет

Я тогда работал директором школы-новостройки в Северодвинске. Пришла «разнарядка» с темой – осудить действия наших войск в Афганистане. Я думаю: как же так? У меня друзья, знакомые туда уходили… И что теперь сказать? Перемкнуло: что-то здесь не то.

Закончилось все, когда была создана коммунистическая партия России, и я перестал понимать, в какой я нахожусь. Написал заявление – сдал партийный билет.

О покаянии – в контексте истории

С примером Германии – понятно. Гитлер – признанное, осужденное мировое зло. Германия, поддержав своего тогдашнего лидера, ужаснулась от сопричастности к тому горю и злу, от которого пострадали многие люди и страны во Второй мировой войне.

А как быть со странами, в истории которых такого Гитлера нет? Вот в чем мы должны учить наших детей каяться? В чем? (Мы сейчас не будем так далеко в историю заглядывать – о Петре Первом судить, например). Или французы… почему они «национальное покаяние» не практикуют? Казалось бы, Наполеон – он же столько людей угробил! Но при этом подарил французам модель построения государства, которая действует и поныне.

За что нас пытаются люди с Запада винить? За большевизм-ленинизм, за Сталина и сталинизм? Собственно говоря – всё.

Кому горе и беду в мировом масштабе принес ленинизм? О каком горе для Англии, Германии, США говорить? Более того: господинТроцкий войну с Германией закончил, договорился: Украину отдал – нате, берите. Да в ноги им надо упасть большевикам за такие подарки!

Сталинизм… В лагерях-то сидели мы, – неправедно обвиненные, репрессированные, раскулаченные советские люди. Мировое сообщество в чем пострадало-то? И – сталинизм как явление был обсуждён и осуждён. И оценка этому была дана – докладХрущева вспомним, человека, который принимал участие в этих событиях. Оценка – дана. Реабилитированы люди. Эта оценка и это осуждение в школьных учебниках истории были подробно изложены, и наше поколение об этом знало. И сколько это осуждение надо длить? Бесконечно?

В бытность своего школьного директорства я так и не смог принять и понять – когда в девяносто первом году пришло распоряжение, что в школе должно быть 15 вариантов учебных программ вместо одной. Как может быть 15 вариантов истории?! Поощрял эти эксперименты, в том числе, фонд господина Сороса

Возможно, я ошибусь в точности формулировки, но у нашего президента в одном из интервью прозвучало: можно менять идеологию, но зачем переписывать историю, ломать государство? Абсолютно согласен.

Давайте «просто жить»

Мы порой любим приписывать себе какую-то неповторимость и особенность, сАмость эдакую. Те люди, которые критикуют Россию – они ведь по-своему любят страну, хотят какого-то идеала в ней достичь. Мол, вот плохо все у нас… бюрократия такая – самая бюрократистая в мире. Да ничего подобного! Законы бюрократии – они работают в каждой стране.

Люди, которые эмигрируют из России, продолжают размышлять о судьбах России, страдать. Чего вы страдаете, ребята? По хорошим дорогам ездите, демократия кругом. А вот – не отрывается их тамошняя свободная психология от этой нашей особенности. И за бугор люди везут не только свои тела и вещи, но и комплексы наши, чисто российские. И свои как бы диссидентские кухни. Не могут расстаться.

Много общаюсь и в Интернете, и по скайпу – устал просить, что хватит уж страдать за Родину, в которой «никогда не будет хорошо, потому что все плохо».

Пора бы уже успокоиться. Надо оставить в покое и прошлое, и переосмысление прошлого. Было. Точка.

Есть разные взгляды на вещи и понятия. И критика – она тоже разная. Есть критика ради критики, есть – конструктивная. Мало обругать – надо же что-то еще и предложить. Хорошее что-то, действенное. Можете предложить? Нет? Ну, так успокойтесь тогда, ребята. Давайте просто жить.

P.S. Игорь Гуревич оказался настолько неординарным собеседником и глубоким человеком, что проговорили мы с ним несколько часов. В рамках одного материала уместить все невозможно. А дабы не растерять и не расплескать драгоценную пищу для размышления – продолжение в следующем номере «Правды Северо-Запада».

Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада",опубликовано 29.07.2015

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле