У начальника областного сборного пункта подполковника Николая Чекарева в призывной период забот и хлопот не счесть. Он всем необходим – прямо здесь, сейчас, срочно, по очень важному вопросу и желательно в пяти местах одновременно. Однако делегацию Комитета Николай Борисович не просто встретил лично, но лично же и проводил по своему немаленькому хозяйству.
Первое, что отметили представительницы Комитета – продуманность и рациональность деятельности призывного пункта. Ни суеты, ни толкотни при таком значительном количестве призывников и сотрудников, обеспечивающих потребности подготовки призывных команд.
Часть призывников заполняет необходимые документы, часть ожидает своей очереди на модную армейскую прическу, часть направляется за получением обмундирования. Все при деле – и всё без спешки и суеты, планово и разумно.
В первую очередь материнскому десанту показали бытовые условия призывников. Санитарная комната сияет кафелем и двумя шеренгами белых модерновых умывальников. Чистота, как в операционной. Мамы, разумеется, первым делом покрутили краны – есть ли горячая вода? Убедились, что есть.
На ночлег ребят размещают в четырех помещениях (их тут называют по-флотски – кубриками). Каждый кубрик на 16 коек, застеленных свежим бельем и аккуратно накрытых шерстяными одеялами. В помещениях тепло – не замерзнуть даже в футболке.
Духовные потребности также учитываются – на этаже имеется молельная комната, скорее похожая на маленький домовой храм. Киот, свечи, нательные крестики, библиотека духовной литературы. Священнослужитель проводит и службы, и беседы. Островок духовности не для галочки и не ради следования моде – сотрудники призывного пункта поясняют, что среди молодежи действительно немало верующих.
В этот призыв несколько изменился порядок выдачи форменного обмундирования. Парни получают так называемый офисный комплект (то, что ранее именовалось парадкой), а повседневную и рабочую форму им выдадут уже непосредственно в войсках.
Потому следующим объектом материнского контроля был склад обмундирования.
Склад как склад – стеллажи, бирки, коробки. Форма разложена не только по росту-размеру, но и по родам войск. То есть, кто отправляется в сухопутные войска – для тех зеленый цвет. Для моряков – традиционно черный. Отдельно – тельняшки (летние и зимние), футболки, комплекты летнего и зимнего нательного белья (в цветовом решении по родам войск). Только тапки-шлепанцы общего для всех цвета хаки.
На длинной стойке уже разложены аккуратные комплекты – кашне, носки, тапки, даже носовые платки – и те предусмотрены. Выдают ребятам и несессеры со всеми необходимыми гигиеническими мелочами. Так что мамам, отправляющим сыновей на сборный пункт, не стоит сильно переживать, как там сынуля будет ногти стричь, если не позволяют с собой ножницы брать. Всё продумано, всё предусмотрено – всё на склад доставлено.
Мужчины (в военной форме и в «гражданке») немного снисходительно смотрели на четверых представительниц Комитета, изучающих на ощупь качество солдатской одежды. Что, дескать, с женщин возьмешь? Они ж пока лично одежку в руках не подержат – на слово не поверят. Однако солдатские матери должны убедиться, чтобы и других успокоить – действительно наши сыновья не будут мерзнуть в дороге и на службе.
И некомфортно в непривычной, необмятой еще форме парни тоже себя чувствовать не будут. В этом солдатские мамы также убедились. Одевает наших мальчишек человек очень неравнодушный – начальник вещевого склада Александр Алексеевич Кузьменко. Он к каждому призывнику не только с меркой подходит, но и с душой. Обувь должна быть точно по ноге – чтобы не жала и не натирала. А штаны в обтяжку – да не проблема подобрать. Только как на толстое зимнее белье портки-маломерки потом натягивать? Вот так ненавязчиво и начинается «курс молодого бойца».
Заходят на вещевой склад гражданские обормоты – а в строю на торжественных проводах стоят уже молодые солдаты. Вот что значит – правильно подобранная форма. И вот как много значит ответственный человек на своем месте.
Посетил материнский общественный контроль и пункт приема пищи. Чисто, тепло, уютно и пахнет вкусно. Встречают улыбками две милые женщины: «И мы тоже матери. Так что сыновей не обидим». Действительно, таким меню обидеть трудно. К основному блюду на завтрак – сыр, яйцо, масло. В обед, кроме супа и солидной порции второго блюда – салат, сало, икра кабачковая, на третье – сок (вместо компота). Жареная рыба с гарниром – на ужин.
Еду готовят в военном госпитале, привозят на сборный пункт в термосах – всё свежее, всё качественное, прошедшее врачебный контроль. Кормят призывников также сотрудницы пищеблока военного госпиталя – их откомандировывают на время призывной кампании. Так что родители могут не беспокоиться – голодными их чада не останутся ни в коем случае. Тут, скорее, другая проблема – как это порционное изобилие умять в отведенные 20 минут.
Готовность областного сборного пункта к приему призывников Комитет солдатских матерей Архангельской области оценил на 10 (по пятибалльной шкале). Во всем, даже в мелочах, чувствуется ответственный и неформальный подход.
И особый бальзам на душу – сами первенцы осеннего призыва. Представительницы Комитета побеседовали с парнями, которым предстоит проходить службу в Санкт-Петербурге. Унылых лиц и тусклых глаз не заметили. Парни ладные, крепкие, настроение вполне бодрое. Все идут служить с желанием. А кто-то и с перспективными планами.
В конце разговора прозвучало материнское напутствие – отслужить интересно, достойно, вернуться возмужавшими и повзрослевшими. В ответ прозвучало довольно весело: «А кто-то, может, и не вернется». Вот тут возникла тревожно-вопросительная пауза. Впрочем, продержалась полторы секунды – парень добавил так же весело: «Не исключено, что кто-то и на контракт останется. Посмотрим, как служба пойдет».
Вот почему-то кажется, что у этих ребят служба пойдет хорошо. Достойное пополнение армейских рядов вырастили и воспитали архангельские матери.
В общем, понедельник для Комитета солдатских матерей получился вовсе даже не тяжелым, вопреки поговорке, днем. Знаете, это, оказывается, так замечательно – когда даже малейшего замечания сделать не пришлось. И с чистой совестью можно сказать родителям: всем необходимым наши сыновья будут обеспечены.
На выходе из здания сборного пункта пришлось немного задержаться – побеседовать с родственниками призывников (в период с 16 до 18 часов можно пообщаться с ребятами, забрать то, что оказалось лишним, принести что-то забытое дома, но очень нужное). Коридорчик перед КПП в это время отнюдь не пустует. Удивительно, но папы волнуются за сыновей даже больше, чем мамы.
Во всяком случае, именно мужчины дотошно расспрашивали, будут ли ребята обеспечены питанием по пути к месту службы, тепло ли их оденут, как там (на сборном) условия. Видимо, архангельские отцы вспоминали времена и условия своего армейского призыва. Представительницы Комитета солдатских матерей поделились свежими впечатлениями, развеяв родительские опасения.
Отсюда, с Шубина, 17, для ребят начинается армейская служба. Солидарное материнское мнение таково: сотрудники областного сборного пункта прилагают максимум усилий, чтобы к месту службы парни отправлялись не только хорошо экипированными, но и с позитивным душевным зарядом. Такой старт – великое дело.
Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада" от 21.10.15.



