История о том, как попал авиаотряд на такие «бабки», довольно проста. Дело в том, что авиаотряд работает по тарифам, установленным Управлением по тарифам и ценам администрации НАО. Данные расценки формировались с учётом того, что Правительство Архангельской области выделит определённые средства на покрытие субсидий.
Однако не тут-то было. Как заявляет руководство авиаотряда, в областном бюджете Архангельской области сумма дотаций для авиапредприятия НАО просто не была включена. В результате сумма убытка предприятия за 9 месяцев 2010 года составила 92 604 тысячи рублей. Прогнозируемые показатели убытка 2010 года — 116 618 тысячи рублей.
Также руководители авиаотряда подтверждают, что неоднократно выходили в Министерство промышленности, транспорта и связи с предложением рассмотреть вопрос о покрытии убытков. Но министерство почему-то упорно отказывается от диалога.
Вот и на 2011 год в бюджете Архангельской области отсутствует строка о выделении субсидии на регулярные авиаперевозки пассажиров, багажа, груза и почты на местных воздушных авиалиниях НАО. В результате коммерческие риски авиаотряда достигают своего max. Что остаётся делать предприятию? Только поднимать цены. Другого решения вопроса сегодня нет.
Поэтому с 1 января 2011 года начинают действовать коммерческие расценки на пассажирские перевозки, осуществляемые с 1 января 2011 года.
Так, к примеру, перелёт маршрутами Н.Пеша — Шойна обойдётся вам в 14 390 рублей (плюс 170 рублей за килограмм багажа);
Варандей — Усть-Кара — 13 170 рублей (+ 160 руб/кг багажа);
Варандей — Амдерма — 11 560 рублей (+ 140 руб/кг).
Возвращаемся к поездкам на оленях, господа!
Дикую ситуацию объясняет одна из версий: обеспечение сообщения труднодоступных населённых пунктов с «большой землёй» — функция, входящая в госполномочия, которые на территории НАО обеспечивает архангельское областное Правительство. А это Правительство либо вообще «не грузилось» (попросту забыло про н-м а/отряд), либо ассигновало деньги в другое место — по некоторым данным, весь бюджет на губернскую авиацию ухнут во 2-й а/отряд, в частности, на поддержку политически необходимых регулярных а/сообщений с Котласом и Соловками.
Есть также версия, что тарифы, ранее установленные администрацией НАО, были крайне завышены. Но при этом областное Правительство не допущено к аудиту данных тарифов. То есть причина могла быть в странном и крайне неудобном положении областных властей, при котором они ОБЕСПЕЧИВАЮТ госполномочия в НАО, но НЕ УПРАВЛЯЮТ механизмами и субъектами, с помощью которых эти полномочия осуществляются. Попросту говоря, Правительство Архангельской области даёт поставить себя в позу, когда идёт следующий разговор: плати, но не суйся! Субъекты за деньгами обращаются в Архангельск, но при этом вежливо посылают «на...», когда речь заходит о контроле и управлении.
Всё это происходит от двоякого положения НАО: с одной стороны, это политически самостоятельный субъект Российской Федерации с ~40 тысячами населения, но собственной администрацией, губернатором, представительствами и сопутствующему этой надстройке пафосу, частным интересам и т. п. С другой стороны, бюджет НАО по своему статусу приравнен к бюджету МО области (к примеру, Лешуконии). Заметьте: статусу... Не размеру, ибо размер гигантский...