Вопрос:Когда и на какой тип воздушных судов (ВС) будет произведена замена парка?
Ветвинский:Замена парка ВС для региональной авиакомпании напрямую связана со стратегией развития маршрутной сети.
Один вариант – поддержка местных линий и выполнение межрегиональных рейсов и работа на «длинных» маршрутах (Москва, Санкт-Петербург), другой – концентрация только на среднемагистральных полетах.
Таким образом, решение об обновлении парка ВС будет приниматься собственником на основании определения стратегии развития «Нордавиа».
Вопрос:Сохранится ли сотрудничество с «Аэрофлотом»?
Ветвинский:Разрыв той или иной формы двухсторонних рыночных отношений между любыми коммерческими предприятиями – это всегда потеря для обеих сторон.
Не надо полагать, что код-шеринговое соглашение между «Нордавиа» и «Аэрофлотом» выгодно только для «Нордавиа». С точки зрения экономики, «Аэрофлот» также получает сопоставимую с «Нордавиа» выгоду.
В то же время ни одна из сторон не исключает возможности прекращения коммерческих отношений или пересмотра их условий.
В 2014 году (вторая половина) для наших авиакомпаний наступает этап (это не первый раз) прекращения действия очередного соглашения код-шеринг.
Будет ли продлено его действие – вопрос переговоров. В соответствии с процедурой мы войдем в переговоры и в обязательном порядке о результате расскажем рынку.
Каким бы ни был этот результат, мы не связываем его с прекращением деятельности «Нордавиа»: мы являемся самостоятельной организацией, у нас есть свои планы и приоритеты, связанные с развитием маршрутной сети в Северо-Западном регионе РФ и за его пределами.
Вопрос:Будет ли продаваться «Нордавиа»?
Ветвинский:Собственник готов рассматривать предложения о партнерстве, в первую очередь стремясь поддержать устойчивость авиа¬компании, ориентированной на региональные авиаперевозки и несущей столь важную социальную нагрузку в поддержании воздушно-транспортных сообщений на Русском Севере. Полагаю, с такими предложениями любая заинтересованная сторона вполне может обратиться к собственнику. Все зависит от ценности и зрелости предложений
Справка «ЭС»:
ЗАО «Нордавиа – региональные авиалинии» входит в двадцатку крупнейших авиапредприятий России. На конец 2013 года в авиакомпании работало более 680 человек.
Общий пассажирооброт «Нордавиа» на всех рейсах в 2013 году составил 993,2 миллиона пасажиро-километра.
В 2013 году авиакомпания перевезла 765 361 пассажира и 2 099 тонн грузов и почты. Средняя занятость кресел на регулярных рейсах составила 76,2 % (70,9 % в 2012 году). Доходы по сравнению с 2012 годом выросли на 3 %, при этом валовая прибыль авиакомпании составила более 100 миллионов рублей (2012 год авиакомпания закончила с отрицательным результатом).
ЗАО «Нордавиа» включено в список системообразующих предприятий Архангельской области и входит в число крупнейших налогоплательщиков. В 2013 году было уплачено налогов, сборов и пошлин в бюджеты всех уровней 785 миллионов рублей.
В 2013 году «Нордавиа» в третий раз прошла независимый аудит эксплуатационной безопасности на соответствие международным стандартам и получила сертификат IOSA.
В 2013 году в авиакомпании велась целенаправленная работа по улучшению состояния парка воздушных судов. Из сертификата эксплуатанта «Нордавиа» были выведены и переданы в аренду «Псковавиа» три самолета Ан-24. В течение всего года эти самолеты продолжали работать на местных воздушных линиях, исторически «возложенных» на «Нордавиа» в качестве социальной нагрузки. Коммерческое обслуживание рейсов, пассажиров и ТО было сохранено за «Нордавиа».
На сегодняшний день в парке авиакомпании девять самолетов одного типа – «Боинг» 737-500. Все они выкуплены акционером, тем самым было снято финансовое бремя лизинга и появилась возможность для более эффективного их использования. Имеющееся количество воздушных судов необходимо и достаточно для поддержания регулярной маршрутной сети на Русском Севере, обеспечения ключевых позиций на рынке региональных авиа¬перевозок. К концу 2013 года на четырех воздушных судах были заменены пассажирские кресла на новые, более современные и комфортабельные.
В течение всего года авиакомпания неуклонно достигала высоких показателей в регулярности полетов – более 95 %.
По словам технического директора Владимира Бурцева, «Одно из важнейших условий успеха в этом направлении – долгосрочные отношения, которые мы сохраняем и развиваем с лучшими мировыми компаниями. Безопасность для «Нордавиа» является приоритетом, и мы не экономим на этом: в числе наших партнеров такие известнейшие бренды, как NAYAK (Кёльн, Германия), IAI (Израиль, ремонт двигателей)».
География регулярных полетов авиакомпании включает в себя более 15 населенных пунктов России и зарубежья. Ежедневно авиакомпания выполняет более 30 рейсов, в том числе чартерных. В 2013 году авиакомпания сохранила лидирующие позиции в регулярных перевозках на Русском Севере (50–60 % доли рынка), демонстрируя стабильность расписания.
«Нордавиа» обеспечивала прямые рейсы из Архангельска, Мурманска, Сыктывкара в Москву и Санкт-Петербург в течение всего года, в Сочи и Анапу в летний период: были сохранены исторические слоты, частоты, велось заблаговременное начало продаж на следующий сезон.
«Мы готовы к увеличению частот, расширению сети – в соответствии со спросом. Для регионального рынка мы предлагаем гибкую тарифную политику: от «бюджетного» тарифа до бизнес-класса», – подчеркнул коммерческий директор Виктор Мартыненко.
В 2013 году в маршрутной сети «Нордавиа» активно поддерживала и развивала партнерство с другими авиакомпаниями, в том числе код-шеринг с Аэрофлотом на московском и питерском направлениях, коммерческое партнерство с авиакомпаниями «Нордстар» на линии Архангельск–Нарьян-Мар и «Псков¬авиа» на рейсах из Архангельска в Котлас, Лешуконское, Соловки, Мурманск.
В 2014 году авиакомпания «Нордавиа» запланировала получить 119 миллионов рублей валовой прибыли от продажи авиа¬перевозок пассажиров и грузов, что на 84 миллиона рублей больше ожидаемого результата 2013 года. Ожидаемые доходы от основной деятельности составляют 5,2 миллиарда рублей, что на 4 % больше результата 2013 года.
В 2014 году авиакомпания планирует более эффективно использовать парк воздушных судов: при сохранении пассажиропотока на уровне 2013 года предполагается увеличение количества чартерных рейсов и рост объема грузовых перевозок более чем на 49 %.
В 2014 году запланирован рост производительности труда на 7 % по сравнению с 2013 годом.
Поставленные на 2014 год задачи реальны и достижимы. Это составная часть общей стратегии развития авиакомпании «Нордавиа» как регионального перевозчика, ориентированной на формирование регулярной маршрутной сети для пассажирских перевозок на Северо-Западе Российской Федерации, в том числе в Санкт-Петербурге, Мурманске, Архангельске, Сыктывкаре, Нарьян-Маре. Основным хабом в Москве для авиакомпании «Нордавиа» останется аэропорт Шереметьево, в соответствии с договором код-шеринга с «Аэрофлотом».