Завтра в Архангельске+1°CСеверодвинске0°CОнеге0°CВельске0°CМирном−1°CШенкурске0°CЯренске−1°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 02.03.2024 22:14

Где находится «третий член летного экипажа» в «Нордавиа»?

02.06.2014 23:00
Интервью начальника управления нормативно-лётной документации, штурмана-инструктора авиакомпании «Нордавиа» Владимира Опаницына обозревателю «Правды Северо-Запада» Игорю Гуревичу на тему безопасности перелётов…

Эпиграф:«Если, по Вашему мнению, безопасность слишком дорого обходится, значит, Вы не знаете, что такое авиационное происшествие» (ICAO DOC 9482-AN92)

В мае этого года впервые престижная награда Почетный диплом некоммерческого партнерства «Безопасность полетов»* был вручен специалисту авиакомпании «Нордавиа» - начальнику отдела нормативно-летной документации, штурману-инструктору Владимиру Опаницину.

И хотя Владимир Николаевич, справедливо заметил, что это признание заслуг всей авиакомпании, мы сочли возможным и уместным уточнить с ним «некоторые существенные детали» личного вклада и общих усилий. В конце концов, не так много наград в области Безопасности полетов и не так часто их раздают. 

При этом все мы – и авиаторы, и пассажиры – прекрасно понимаем, что нет ничего значимее в гражданской авиации, чем решение этой задачи.

Вот мы и договорились вместе с Владимиром Опаницыным приоткрыть завесу тайны над тем, как совершенствуют подходы в обеспечении безопасности полетов в авиакомпании «Нордавиа».

Игорь Гуревич: Владимир Николаевич, в представлении, направленном на получение Вами Почетного диплома по безопасности полетов в частности отмечен Ваш непосредственный вклад в создание службы “Flight dispatch”.

Расскажите, пожалуйста, поподробнее, что это за подразделение и как его работа влияет на повышение уровня безопасности полетов?

Владимир Опаницын: Собственно “Flight dispatcher” это название специалиста – в переводе означает «полетный диспетчер». 

В его функции входит предполетное обеспечение полета: сбор и подготовка всей аэронавигационной информации о предстоящем рейсе, проведение расчетов полёта по маршруту, определение необходимого количества топлива с учетом метеоусловий,  фактической загрузки рейса, эксплуатационных минимумов аэродромов и консультирование экипажей перед вылетом, а также наземное сопровождение полета. 

Поскольку эта работа кропотливая, напряженная, требующая сосредоточенности на большом объеме информации мы разделили группу наших полетных диспетчеров на «полетных диспетчеров по навигационному обслуживанию», в обязанности которых входит предварительный сбор информации и расчеты, и «полетных диспетчеров по оперативному обслуживанию», которые в режиме «реального времени» непосредственно перед каждым вылетом обеспечивают экипажи необходимыми расчетами и  документацией для безопасного выполнения рейса и, если это необходимо, в ходе его выполнения.

И.Г.: С какого времени в авиакомпании действует служба “Flight dispatch”?

В.О.:По большому счёту с 2006 года, правда сначала под другим наименованием, но цели и задачи те же.

И.Г.: А как до этого строился процесс подготовки к  рейсу?

В.О.:Всю подготовку и расчёты перед вылетом выполнял сам экипаж, так как  экипаж на отечественных самолетах состоял из четырёх человек. 

Поэтому готовясь к вводу в эксплуатацию современных  воздушных судов зарубежного производства (Боинг – 737-500), где экипаж состоит из двух человек - второго пилота и командира воздушного судна, в авиакомпании озадачились реализацией идеи создания своей службы “Flight dispatch”.

Более того, в 2009 года мы впервые прошли аудит IOSA (IATA – Operational Safety Audit)**, по итогам которого авиакомпания получила сертификат, как международное свидетельство безопасности и качества предоставляемых услуг. С тех пор мы еще дважды проходили ресертифиакационный аудит IOSA, подтверждая статус безопасного перевозчика. 

В обязательных требованиях аудита – наличие службы предполетного обеспечения полётов, которая должна отвечать всем международным стандартам. 

Уровень подготовки наших специалистов и организация процесса обеспечения полётов высоко оцениваются  иностранными аудиторами - фактически, наши “Flight dispatcher” выполняют функцию третьего члена экипажа.

На самом раннем этапе подготовки – будь то регулярный или чартерный рейс – по нему незамедлительно собирается необходимая информация и выкладывается в электронной базе, доступной летным экипажам. 

Находясь в любой точке мира, наши пилоты в любой момент заблаговременно могут познакомиться с особенностями предстоящего полета.

И.Г.: Владимир Николаевич, выходит во всех российских авиакомпаниях есть подобные службы, во всяком случае в тех, кто проходит сертификацию IOSA?

В.О.:Не совсем так. IOSA требует наличие предполетной диспетчеризации, но это не обязательно собственная служба. 

Авиакомпания может заключить договор со специализированными организациями, скажем, в той же Великобритании или с теми авиакомпаниями, как правило, крупными, где эта служба работает. 

Мы решили пойти своим путем, решив, что воспитание своих специалистов – более надежно и безопасно.

И.Г.: Вы сказали «воспитание». Означает ли это, что готовых “Flight dispatcher” в вузах не найти? Где же вы находите специалистов, из кого воспитываете?

В.О.:Насколько мне известно, пока отечественные вузы гражданской авиации конкретно по этой специальности подготовку не осуществляют. Эта работа только планируется.

В нашей службе работает 10 человек – во всех смыслах это уникальные специалисты.

Кроме наличия базового авиационного образования (предпочтение отдается, штурманской, летной, диспетчерской подготовке), наличия опыта работы по первой авиационной специальности, наши “Flight dispatcher” обучаются по специальной программе, а затем в течение 6 месяцев стажируются у действующих диспетчеров и лишь после этого допускаются к аттестации на свидетельство полетного диспетчера.

И.Г.: Жесткий отбор…

В.О.:Еще какой! В этой работе нельзя никак иначе. Более того, мы считаем, что требовательным и ответственным специалистом полетный диспетчер может быть только в том случае, если «испытал полет на себе».

Для этого, по крайней мере, раз в год наши специалисты обязаны выполнить полет в кабине экипажа в качестве обзёрвера. 

Человек, занимающийся такой работой, должен «прочувствовать» личную ответственность за ту информацию, которую он предоставляет экипажам.

И.Г.: Владимир Николаевич, расскажите, пожалуйста, как происходит сбор этой самой ответственной информации? Что «на выходе» получает экипаж перед полетом?

В.О.: Для того, что бы экипаж получил определенный пакет документов перед полётом диспетчер предполетного обслуживания экипажей должен сделать следующее.

Ознакомиться с аэронавигационной информацией, запретами и ограничениями по трассам, основным и запасным аэродромам, НОТАМами.

Получить и проанализировать метеоинформацию по маршрутам и аэродромам вылета, основным и запасным аэродромам и выбрать оптимальные запасные аэродромы  и маршруты для рейсов авиакомпании.

Получить информацию о техническом состоянии аэродромов вылета и посадки, запасных аэродромов и проверить их на соответствие предстоящему типу полета.

Определить минимумы экипажа ВС для взлета, посадки и минимум запасного аэродрома (аэродромов).

Рассчитать количество топлива, необходимое для полета на основной аэродром, полета на запасной аэродром с учетом ветрового режима, метеообстановки по маршруту (обход гроз, мощных кучевых и кучево-дождевых облаков) и аэронавигационной обстановки.

Не позднее, чем за 3 часа 30 мин. до вылета воздушного судна по расписанию по международным воздушным линиям и за 2 часа до вылета по внутренним воздушным линиям произвести расчет рабочего плана полета (OFP) в зависимости от номера ВС, количества членов экипажа, фактической загрузки, количества топлива, запасных аэродромов, эшелона полета туда и обратно.

Если имеются несколько маршрутов по данной трассе - произвести расчет нескольких маршрутов на данном рейсе.

Подготовить в полном объёме и подтвердить подписью документы диспетчерского решения на выполнение полета (Dispatch Release) к моменту начала предполетной подготовки экипажа.

… И только после этого документы вручаются экипажу, которые содержат:

- номер рейса;

- регистрационный номер ВС;

- информацию о техническом состоянии, конфигурации и готовности ВС (выполнение полета по правилам ETOPS, RVSM, изменение летно-технических характеристик в соответствии с документацией MEL/CDL);

- фактическую аэронавигационную информацию, включая НОТАМ, по аэродромам вылета и посадки, предполагаемым запасным аэродромам и маршруту полета;

- необходимую метеорологическую информацию о фактической и прогнозируемой погоде на аэродроме вылета и посадки, предполагаемых запасных аэродромах и по маршруту полета, опасные метеоявления и информацию о вулканическом пепле;

- фактические данные о загрузке ВС;

- рабочий план полета (ОFP), план полета (FPL);

- величину минимального необходимого для полета количества топлива;

- бланк «Форма предполётной подготовки»;

- подтверждающие подписи диспетчера предполетного обслуживания  и командира ВС.

Затем диспетчер проводит предполетную консультацию с экипажем ВС.

Предполетная консультация (Preflight Briefing) полётного диспетчера ГПО с экипажем ВС является частью предполетной подготовки экипажа ВС к полету.

В процессе предполетной консультации полётный диспетчер предоставляет командиру ВС анализ условий предстоящего полета и рекомендации по его выполнению.

После завершения предполетной консультации командир ВС (в случае своего согласия с выводами полётного диспетчера) подтверждает своей подписью подготовленное диспетчерское решение на выполнение полета (Dispatch Release) при полной уверенности в безопасном его выполнении.

Полётный диспетчер должен осуществлять непрерывное наземное сопровождение обслуживаемого полета ВС и выполнять сопровождение рейса ВС до его прибытия в аэропорт назначения. 

Контролировать изменения аэронавигационной и метеорологической обстановке и принимать необходимые меры по обеспечению безопасного выполнения полета.

В случае необходимости передавать на борт ВС необходимую информацию, относящуюся к:

- безопасности  выполняемого полета;

- изменению текущей аэронавигационной обстановки;

- существенному изменению метеоусловий по маршруту и на основных и запасных аэродромах (включая опасные метеоявления  и информацию о вулканическом пепле);

- изменению первоначального плана полета.

Кстати, кроме основной, мы имеем свою, созданную у нас в авиакомпании,  сертифицированную программу для выполнения расчетов предстоящего полёта. 

И она нас крепко выручает – в особых случаях мы не зависим от интернета, электронной связи. 

И.Г.: То есть, при желании служба “Flight dispatch” может оказать услугу для любой обратившейся к ней авиакомпании?

В.О.:Не все так просто. Сегодня наши диспетчера сертифицированы на проведение расчетов для определенных типов ВС, в том числе Боинг-737-500, Ан-24, ATR 42 и у нас есть опыт оказания услуг для внешних заказчиков. 

Если к нам обратится авиакомпания с другими типами ВС, то нам потребуется определенное время для сертификации специалистов.

И.Г.: И всё?

В.О.:(с улыбкой): И всё. Обращайтесь. 

И.Г.: Владимир Николаевич, какие задачи стоят сегодня перед службой “Flight dispatch”?

В.О.:Укрепление кадрового состава – формирование преемственности. 

Сегодня у нас есть все условия для этого. Я уже отмечал, что в службе работают профессионалы экстракласс. 

Но еще важнее, что это не «одиночки», а  единый дружный коллектив, где взаимовыручка, взаимопонимание находятся во главе угла. 

В службе работают люди разных возрастов, с различным опытом. Есть представители каждого «десятилетия», начиная с третьего и до седьмого десятка. 

Сегодня мы «подтягиваем» молодежь. Так в середине прошлого года после окончания С. Петербургского Университета гражданской авиации в наши ряды «влился» замечательный молодой специалист – вдумчивый, внимательный, без проблем прошел стажировку и буквально пару недель назад был аттестован и получил свидетельство специалиста. 

Уверен: цепочка не прервется, потому что это звенья одной большой цепи под названием «безопасность полетов».

 ***

Для справки: 

* Некоммерческое партнерство "Безопасность полетов", учрежденное в 1999 году авиапредприятиями России и стран СНГ и являющееся правопреемником действовавшего в течение 10 лет до этого Международного фонда авиационной безопасности, имеет своей главной целью предупреждение аварийности и повышение безопасности полетов в гражданской авиации. 

Свыше 150 представителей России, стран СНГ и дальнего зарубежья отмечены наградами Партнерства.

** Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА (англ. International Air Transport Association, сокр. IATA) международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале (Канада). 

Европейский центр — в Женеве (Швейцария). ИАТА имеет 101 представительство по всему миру.

Новость на эту тему доступна здесь

Фото: Илья Азовский.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле