Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном+1°CШенкурске+1°CЯренске0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 03.03.2024 14:39

Дело мутное, идеи абсурдные, упорство неистовое…

12.06.2014 18:18
Равно неудаленный олигарх Котенко и губернатор Орлов нашли применение 22 миллиардам рублей: энергомонстр проглотит генерацию, сбыт и сети, цены на электричество будут взвинчены

Губернатор Игорь Орлов, наверняка не без участия регионального олигарха Котенко из сетевой энергокомпании, вновь пытается навязать региону прожект, несостоятельность (если не сказать абсурдность) которого для специалистов стала очевидной еще в 2012 году.

Тем не менее идея принудительного превращения Архангельской области из неценовой зоны оптового рынка электроэнергии в ценовую стала темой оголтелой пропаганды в прогубернаторских СМИ.

Все это напоминает подготовку общественного мнения к очередному скачку тарифов на услуги одной из сетевых компаний региона – филиала «Архэнерго» ОАО «МРСК Северо-Запада».

Губернатор не понимает, что для населения региона это может привести к скачку энерготарифа за электричество? Или делает вид?

«На состоявшемся до начала Международного энергетического форума совещании при полномочном представителе президента в СЗФО Владимире Булавине губернатор Игорь Орлов вновь поднял стратегический для Поморья вопрос вхождения в общероссийскую энергетическую сеть.

Сейчас Архангельская область находится в так называемой «неценовой» зоне» и не может продавать излишки вырабатываемой электроэнергии в другие регионы,– радостно рапортует прогубернаторская газета «Правда Севера» (№ 86 от 28 мая 2014).Первый этап этого стратегического проекта – реконструкция линии электропередачи, которая идет на Коми. Она включена в инвестпрограмму «Россетей», и ориентировочно в 2017–2018 годах этот объект будет закончен.

Но это лишь малая часть проекта.

Вторая его составляющая – строительство еще двух ЛЭП: мощностью 220 кВ и 500 кВ. Затраты на него составляют около 22 миллиардов рублей. Региону, разумеется, его не потянуть в одиночку. Губернатор постоянно поднимает этот вопрос на федеральном уровне, доказывая необходимость реализации проекта».

Все бы хорошо. Только вот идеи, с которыми сегодня губернаторские пиарщики и ангажированные журналисты носятся, словно дурак с писаной торбой, давно прошли детальную научно-техническую экспертизу и признаны несостоятельными.

В частности, в НП «Совет рынка» (НП СР), которое занимается организацией эффективной системой торговли электрической энергией и мощностью, еще в 2012 году поступила презанятнейшая научная работа «Обоснование сооружения объектов, необходимых для повышения надежности работы Архангельской ЭС».

Прочтения одной только пояснительной записки оказалось достаточно, чтобы специалисты Совета рынка схватились за голову.

«Задачей работы является разработка предложений по повышению надежности работы и усилению электрических сетей Архангельской области. Однако необходимо отметить, что отнесение области к первой ценовой зоне само по себе не способствует достижению указанной цели»,– гласит официальный документ НП СР.

Это только цветочки. Ягодки впереди.

Литературно-научно-техни­ческо-экономическое творение спецов из Федеральной сетевой компании (ФСК ЕЭС и Холдинг «МРСК» сегодня слились. – Прим. ред.) просто пестрит трактовками норм законодательства Российской Федерации об электроэнергетике, которые эксперты характеризуют как ошибочные.

Из неверных посылок в трактовке нормативных правовых актов авторы аналитической записки делают совершенно нелепые выводы.

Например, выводится заключение о том, что благодаря более низкой удельной стоимости электрической энергии и мощности для покупателей оптового рынка в первой ценовой зоне включение Архангельской области в состав ценовой зоны будет способствовать снижению цен для покупателей Архангельской области.

Однако никаких модельных расчетов, оценивающих изменение цен в случае такого объединения как для Архангельской области, так и в целом для ОЭС Северо-Запада, авторы работы не приводят. Надо полагать, вполне осознанно.

«Некоторые блещут умом,– говаривал приснопамятный Ходжа Насреддин,пока не заговорят».

В случае отнесения Архангельской области к ценовой зоне возможны два сценария формирования равновесных цен на электрическую энергию в регионе. В обоих случая в выигрыше окажется только сетевая компания. Потребитель гарантированно проигрывает.

В случае, если объемов внешнего перетока на территорию Архангельской области будет недостаточно, то дорогие тепловые станции ОАО «ТГК 2» станут замыкающими при формировании равновесной цены на электрическую энергию на оптовом рынке.

Это означает, что, исходя из особенностей маржинального ценообразования цена в ОЭС Северо-Запада будет формироваться исходя из ценовых заявок поставщиков Архангельской области с учетом потерь электрической энергии, что приведет к существенному росту цен для покупателей других регионов Российской Федерации.

Таким образом, цены для потребителей Архангельской области будут также формироваться исходя из стоимости производства электрической энергии поставщиками региона, что означает, что снижения стоимости покупаемых на оптовом рынке электрической энергии и мощности для потребителей Архангельской области не произойдет.

Второй же вариант формирования цен на оптовом рынке предполагает, что внешний переток электрической энергии в Архангельскую область сможет обеспечить потребление региона.

При этом тепловые электростанции Архангельской области в соответствии с Правилами оптового рынка будут загружаться исключительно на объём теплофикационной выработки по ценоприниманию.

При этом цена на электрическую энергию для тепловых станций будет ниже себестоимости производства электрической энергии, соответственно владельцы генерирующего оборудования будут нести убытки.

Возмещение соответствующих убытков за счет оплаты мощности в соответствии с механизмами, предусмотренными для поставщиков ценовой зоны, никем не гарантируется.

В проекте сетевой компании предлагается участие ТЭЦ Архангельской области в оптовом рынке при объединении в первую ценовую зону в качестве субъектов оптового рынка со статусом вынужденной генерации. И здесь прокол!

В работе не учитывается, что в соответствии с законом поставка мощности в вынужденном режиме возможна не более двух лет. Да и компенсация расходов для поставщиков, поставляющих мощность в вынужденном режиме, как уже отмечалось, предусмотрена в части мощности, а не электрической энергии.

В результате этого затраты на производство «убыточной» электрической энергии будут закладываться в цену вырабатываемого тепла.

Думается, что это очевидно, поскольку ни один предприниматель (а ТГК 2 – это акционерное общество, целью создания которого является получение прибыли) не будет работать себе в убыток.

С учетом этого перспективы роста тарифов и цен на электро­энергию и тепло в ближайшие годы становятся очевидными.

А самое главное, в «Обосновании сооружения объектов…» напрочь отсутствует оценка влияния стоимости строительства высоковольтных линий ОАО «ФСК ЕЭС» на цены для потребителей, оплачивающих услуги по передаче электрической энергии.

В том числе отсутствует оценка абсолютного и относительного изменения тарифа на передачу.

Не забываем, что данные проекты сетевых компаний МРСК Северо-Запада и «Архэнерго» включаются в их инвестиционные программы, а значит, в тарифы для нас – жителей региона и других местных потребителей электроэнергии.

«Строительство еще двух ЛЭП …220 кВ и 500 кВ. Затраты … составляют около 22 миллиардов рублей»,– приводит «Правда Севера» убийственные цифры. Разделите 22 миллиарда на 1200 тысяч жителей области. 18340 рублей с носа. И с младенческого, и со стариковского. И с трудящегося, и с нетрудоспособного. Короче, с каждого. Нехило? А?!

Еще раз позволю процитировать «независимую» прессу: «Сейчас Архангельская область находится в так называемой «неценовой» зоне» и не может продавать излишки вырабатываемой электроэнергии в другие регионы…».

А кто-нибудь из правительства области, говоря это, задумался о том, кому в других регионах нужна электрическая энергия, вырабатываемая нашими ТЭЦ?

Никому! И очевидно почему. Если цена электроэнергии в соседних регионах, расположенных в первой ценовой зоне оптового рынка (к примеру в Вологде), ниже, чем цена в нашем регионе, то зачем Вологда будет покупать у нас более дорогую электрическую энергию, если им достаточно своей дешевой?!

Очередной блеф региональной власти.

Вывод очевиден: наполеоновские планы по строительству новых высоковольтных линий электропередач, преподносимые губернатором Игорем Орловым и Правительством Архангельской области как «благо для региона», оказываются после небольшого анализа ничем иным, как протежированием региональной властью интересов конкретных сетевых компаний.

В первую очередь – ОАО «МРСК Северо-Запада» и его местного филиала «Архэнерго». Впрочем, вряд ли уже кого подобный факт удивит – решения, принимаемые сегодняшней командой Правительства Архангельской области, редко оказываются решениями в пользу простого жителя Поморья.

«Считаем, что результаты анализа экономических последствий для участников оптового рынка возможного включения Архангельской области в состав первой ценовой зоны являются поверхностными и недостоверными, не подтверждены обоснованными модельными расчетами ценовых последствий как для субъектов оптового рынка рассматриваемого субъекта Российской Федерации, так и для ценовой зоны оптового рынка.

Некоторые из указанных выводов сформированы на базе утверждений, прямо противоречащих нормативно-правовой базе отрасли»,– так считают в НП «Совет рынка». Но похоже, что наш добрейший губернатор оценивает идеи сетевых энергоолигархов по принципу Тертуллиана «Верую, ибо абсурдно». Да и любые другие идеи, относящиеся к электроэнергетической отрасли.

Более того, Игорь Анатольевич даже демонстрирует готовность оплачивать деньгами налогоплательщиков новые порции околонаучной фантастики.

Не так давно, например, некая индивидуальная предпринимательница Наталья Белова получила весьма аппетитный гос­контракт на разработку «Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Архангельской области на 2014–2018 годы» (СИПР 2014–2018). 16 мая с трудами архангельской предпринимательницы ознакомилась комиссия, в которую помимо неизменно лояльных власти представителей местного филиала ОАО «МРСК Северо-Запада» вошли должностные лица федерального государственного ОАО «СО ЕЭС», Ростехнадзора, Регионального центра по энергосбережению и ярославского ОАО «ТГК 2».

Присутствующие были немало удивлены, обнаружив, что созданные ИП Беловой схемы и программы совершенно не соответствуют техническому заданию, прилагаемому к госконтракту.

Также в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», к проведению экспертизы результатов, предусмотренных госконтрактом, в обязательном порядке должны привлекаться специалисты экспертной организации, обладающие специальными познаниями, опытом и квалификацией в отношении предмета экспертизы.

Например, ОАО «Северо-западный энергетический инжиниринговый центр» из Санкт-Петербурга или столичное ОАО «Инженерный центр ЕЭС». Но на профессиональное экспертное заключение в данном случае не было даже намека.

Короче, высокопоставленным гостям представили если не филькину грамоту, то просто бумагу, почти лишенную практической ценности.

На чем базируется столь странное, а подчас и неадекватное отношение губернатора к электроэнергетике?

Как можно рассматривать какие-либо проекты по дальнейшему развитию электроэнергетики в регионе при фактическом отсутствии «Схемы и программы перспективного развития электроэнергетики Архангельской области на 2014–2018 годы» как таковой?

Искренне хочется верить, что за этим стоят обычные меркантильные интересы. Лучше уж пусть они, чем махровая некомпетентность и беспредельная доверчивость.

А то ведь (не ровен час!) где-нибудь под Мезенью или в Лешуконье появятся за наши с вами деньги областные солнечные часы диаметром в километр и ценой под миллиард целковых.

Был бы доверчивый губернатор, а ушлый подрядчик всегда найдется.

Уж будьте спокойны.

Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 11.06.2014

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле