Максим Волов:
- Что будет в Вашей новой книге? Когда появится в продаже?
Владислав Голдин:
- Книга полностью написана, лежит в издательстве. В начале ноября, думаю, должна будет выйти. Называется «Экзотика нашей планеты. Очерки страноведения и международных отношений: наблюдения, впечатления, размышления».
Это будет большая книжка, порядка 600 страниц. Преимущественно, речь идёт о странах удалённых, где русские люди бывают нечасто. (Открывает компьютерный файл книги и показывает оглавление). Начинаю с Арктики, потом идёт Америка, Азия, Африка. Африка как раз начинается с Туниса, где мы пересеклись Ильёй(Илья Азовский, главред «ЭС» И ПС-З» - прим.ред.).
Максим Волов:
- Кстати, Илья очень просил Вас рассказать о Бизерте и о русской православной церкви в ней. Я, например, впервые слышу о таком городе. Как там появилась православная церковь?
Владислав Голдин:
- В книге есть большая глава о Тунисе. Называется «Европейский след в Африке». Там рассказывается история русской эмиграции. Французская военно-морская база в Бизерте стала последней стоянкой кораблей Черноморской эскадры, ушедшей с беженцами на борту, в том числе с военнослужащими Русской армии генерала П. Н. Врангеля, из Крыма в ноябре 1920 года.
Я рассказываю о жизни советских моряков в эмиграции, их судьбах. Небольшой экскурс в этот период истории.
Вообще, Тунис интерес в том плане, что для меня это нетипичный Восток. Это такой просвещенный Восток. Наиболее просвещенная часть Арабского Востока, не похожая на многие другие. С точки зрения европейского, в частности, французского влияния на Африку, Тунис похож Алжир.
Но Алжир впадал в конфронтацию с Францией. Это и длительная война. Это глубокая драма для Франции. А в Тунисе таких драматических перипетий не было.
С другой стороны, Тунис - это Карфаген. Столкновения Рима и Карфагена.
Вот в начале главы отмечаю, что много писал о русском военном зарубежье. В ноябре 1920 года из Крыма ушёл Черноморский флот, превращенный позже в Черноморскую эскадру. Ушёл сначала в Турцию. 150 тысяч беженцев на 126 кораблях. Но Турция была разодрана противоречиями, и эскадру перегнали во Францию.
1 декабря 1920 французское правительство приняло решение направить русскую эскадру в тунисский порт Бизерту.
Первые четыре дивизиона пришли в Тунис в конце декабря, а остальные – в январе-феврале. Так 33 корабля эскадры и 5800 русских беженцев на борту, в том числе курсанты Морского корпуса, оказались в феврале 1921 года в Бизерте.
Пребывания наших воинов в Бизерте - целая драматическая эпопея, когда моряки надеялись, что им удастся вернуться на Родину. Судьба флота непонятна, идёт гражданская война, и возвращение домой бессмысленно.
Первоначально жили на кораблях. Но корабли передали Франции в залог за то, что страна обеспечит беженцев. Поэтому военнослужащие покидали корабли и оседали на суше. В 1921 года начался переезд из Бизерты во Францию, потому что именно она была центром военной эмиграции.
А кто-то уезжать не захотел и остался в Бизерте – так появился квартал «Маленькая Сицилия», находившийся рядом с французами и мальтийцами.
Люди старались селиться вместе, держались друг друга. Военнослужащие пытались снимать общежития или бывшие казармы, чтобы продолжать нести службу. Оставалась организация, сохранялась воинская дисциплина, проводились учения.
Максим Волов:
- Как появился в Бизерте храм Александра Невского?
Владислав Голдин:
- О нём знаю не очень много…Традиционно, там, где была русская колония, русская диаспора - создавалась церковь. В 1937 году на средства эмигрантов в Бизерте была построена русская православная церковь. Храм Александра Невского.
Такие православные церкви в местах, отдалённых от Родины, превращались в оплот русскости. Там проводились не только духовные службы, но совершались молебны, почитали память умерших людей, собирались вместе. Обычно церковь превращалась в музей. В данном случае, наш флот был передан французам, и вся символика с кораблей оседала в церквях. Часто храмы постепенно превращались в музеи. Думаю, здесь было то же самое.
Конец цитаты.
Снова отметим, что и это интервью не является полным. Завтра читайте продолжение беседы с профессором САФУ Владиславом Голдиным на «Эхо СЕВЕРА» - о том, как выживали русские военнослужащие в эмиграции, почему офицеры становились таксистами и существует ли до сих пор в Тунисе «Русская Сицилия».
***
Справка «Эха СЕВЕРА»:
Владислав Иванович Голдин.
Профессор кафедры регионоведения и международных отношений в САФУ.
Закончил Архангельский государственный педагогический институт в 1973 по специальности: история, обществоведение и английский язык.
Аспирантура: 1975–1979, Ленинград (ЛГПИ им. А. И. Герцена).
Доктор исторических наук: 1994 год. Московский государственный педагогический университет.
С 1979 года работает в ПГУ, САФУ.
Президент Ассоциации исследователей Гражданской войны в России.
Руководитель Поморского отделения Российской академии естественных наук
***
Справка «Эха СЕВЕРА»:
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова создан в соответствии с Указом Президента РФ от 21 октября 2009 года. Согласно распоряжению Правительства РФ от 7 апреля 2010 года САФУ был образован на базе Архангельского государственного технического университета. С апреля 2010 года ректором САФУ является доктор философских наук профессор Кудряшова Елена Владимировна.(Справка по материалам официального сайта САФУ)
Новость о выходе новой книги Владислава Голдина читайте здесь.
На фото Владислав Голдин.