В проповеди архипастырь рассказал, что богослужение в первое воскресенье Великого поста отличается особой торжественностью, цитата:
«Единственный раз в посту священники облачаются в золотые одежды — символ ликования и радости. Цвет облачений подчеркивает значение сегодняшнего праздника для нашей Церкви».
Конец цитаты.
Владыка напомнил, что праздник Торжества Православия установлен в честь победы над ересью иконоборчества во времена VII Вселенского Собора, цитата:
«Церковь смогла победить ересь, борьба с которой продолжалась около ста лет, и тем самым совершилась победа Православия».
Конец цитаты.
По словам архипастыря, Православная Церковь сохранила неизменным Священное Предание и полноту спасительной благодати Божией.
«Сегодня праздник силы нашей веры, давайте же направим оставшиеся дни Великого поста на то, чтобы погрузиться в глубину Православия и укрепить свой дух, обращаясь молитвенно ко Господу и всем святым», — сказал митрополит Даниил.
Владыка призвал молиться Богу о том, чтобы не уклониться в ереси и расколы «Пуст Господь даст нам силы, чтобы передать веру будущим поколениям. Всем нам желаю ревности духовной и постоянного пребывания в страхе Божием, дабы победить все нестроения, приходящие на нашу землю», — заключил архипастырь.
Напомним, что торжество Православия совершается в первую неделю Великого поста. Оно было установлено в Греции в IX веке, в память окончательной победы над врагами Православия — иконоборцами.
После VII Вселенского Собора (787 года), закрепившего почитание икон, наступило ослабление гонений, но только в середине IX в. ересь полностью была искоренена. Христолюбивая царица Феодора объявила: «Кто не чествует изображения Господа нашего, Пресвятой Его Матери и всех святых, да будет проклят!»
Избранный Патриархом Константинопольским Мефодий установил тогда же особое праздничное богослужение. Оно прошло в Софийском соборе Константинополя в первое воскресенье Великого поста. Так появилось празднование и особый чин, называемый Торжество Православия.
В XII и XIV веках эта служба была значительно дополнена за счет включения других текстов, изображающих главные догматы христианства. Эта служба представляет собой торжество Церкви над всеми когда-либо существовавшими ересями и расколами. В нем утверждается не только православное учение об иконопочитании, но и все догматы и постановления семи Вселенских Соборов.
На Руси чин Православия был введен в XIV веке. В конце XVIII веке он был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое.
Фото с официального сайта Архангельской и Холмогорской епархии