Аварии, конечно, случаются всякие и это беда — беда всеобщая. Но когда ничего не делается для предотвращения вредных последствий — это уже преступление. Бездействие приводит, буквально, к ежечасным утратам.
Затопило бункер, входящий в комплекс здания Облсобрания. Обнаружили это 25 апреля. Заявили, что затопило в минувшие выходные, однако там к этому времени развилась плесень, а это не могло произойти за 1-2 дня.
Воду откачали.
Региональное министерство культуры в первый же день начало принимать меры к решению проблемы, ситуацию контролирует заместитель губернатора Прокопьева. Был составлен график мероприятий по минимизации ущерба, причиненного в результате аварии, но руководство музея игнорирует намеченные мероприятия и не эвакуирует уникальные памятники из аварийного помещения.
Согласно графику, с 26 по 30 апреля должна была быть выполнена раскладка икон для просушки, консервации и пртивогрибковой обработки. К 30 апреля все предметы должны были быть вывезены из аварийного помещения.
В этом хранилище находились на двухуровневых стеллажах иконы, деревянная скульптура и книги. При затоплении все иконы и скульптура, расположенные на нижнем ярусе, пропитались водой и покрылись плесенью, а это сотни уникальных предметов.
К сегодняшнему дню книги оттуда вынесли. Все остальное остается там же. Влажность в хранилище не опускается ниже 80%, предметы, а главное, иконы находятся в вертикальном положении, некоторые из них стоят вплотную друг к другу.
Если иконы не извлечь оттуда сейчас, это приведет к их неминуемой гибели. Плесень и грибок продолжают расти, споры летают в воздухе и заражают предметы, которые не пострадали от воды. Находиться там можно только в респираторах.
Главный хранитель музея Кислуха настаивает, что предметы должны оставаться на месте, якобы они должны адаптироваться к влажности, но это противоречит всем известным методикам реставрации.
Согласно существующей методике, просушка и последующая обработка от грибка и плесени предметов должна производиться при температуре 14-15 градусов, влажности около 40%, а сами предметы должны находиться в горизонтальном положении.
Для размещения, просушки, обработки и консервации пострадавших артефактов у музея ИЗО имеется 500 кв.м. помещений, выделенных им для организации музейного хранилища. Однако с 2009 года музей ничего не сделал для приспособления этих помещений, хотя в этом же здании расположены хранилища фондов другого музея.
Кроме того, у музея ИЗО есть здание на Поморской,10 — помещения музея Писахова, которые в такой критической ситуации могли бы быть использованы под срочное размещение предметов. Правда, здание сейчас отключено от отопления, но учитывая, что для просушки необходима температура до 15 градусов — это было бы вполне приемлемо, хотя бы как временная мера.
Ситуацию рассматривали расширенным составом реставрационного совета, собранного музеем.
Напомним, что в редакцию ИА "Эхо СЕВЕРА" обратились служащие музея, встревоженные плачевным состоянием культурных и исторических ценностей, а также утаиванием информации официальными лицами. Подробности читайте здесь.