В иске оспаривалась законность рассмотрения Архангельской городской Думой одного кандидата, представленного конкурсной комиссией на должность главы муниципального образования «Город Архангельск», и нарушения пассивного избирательного права административного истца.
А теперь поясним, о чем идет речь.
Сложность рассмотрения судебной коллегией данного иска заключалась в следующем: помимо того, что ранее истцом указывалось на сложившуюся в Российской Федерации практику применения федерального законодательства в других городских округах, где в положениях отмечалось, что конкурс считается несостоявшимся, если по его результатам представлена 1 кандидатура для рассмотрения представительному органу муниципального образования, так еще истец настаивал, что в самом Положении о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования «Город Архангельск» имеется пункт 7, регламентирующий порядок избрания главы муниципального образования, который дословно гласит:
7.1. Председательствующий на сессии городской Думы предоставляет кандидатам, отобранным конкурсной комиссией, слово для выступления не более 10 минут.
7.2. Кандидаты выступают с докладами по программе развития муниципального образования.
Заслушивание кандидатов осуществляется в алфавитном порядке.
По окончании выступления кандидату могут быть заданы вопросы по теме доклада.
После заслушивания всех докладов депутаты городской Думы переходят к обсуждению кандидатов.
Однако областной суд принял решение, что Годзиша депутаты заслушивали в алфавитном порядке. Этот 7 пункт разработан был Архангельской городской Думой, а пункты, где речь идет о праве конкурсной комиссии представить 1 кандидата, разрабатывались администрацией области, что, по мнению истца, противоречит федеральному законодательству. Так, по данному факту имеется определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 1999 года № 105-О, в котором указано, что государственные органы не могут выступать «творцом местного самоуправления».
Этим определением Конституционный Суд определил, что любое вмешательство каких-либо органов государственной власти и государственных должностных лиц ущемляет права местного самоуправления и его органов, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными органами, препятствует самостоятельному решению населением вопросов местного значения.
А как, если не прямым вмешательством, можно расценить участие министра по местному самоуправлению Кадащовой и директора правового департамента Андреечева, разрабатывавших Положение о порядке проведения конкурса, в заседании сессии Архангельской городской Думы 2 октября 2015 года, где рассматривалось и принималось названное Положение?!
Ну, а в чем же, спросит читатель, заключалось жульничество? Ответ отыщется в тех же средствах массовой информации.
2 октября 2015 года, после заседания сессии, информационному агентству «Регнум» председатель Архангельской городской Думы В.В. Сырова дает интервью, в котором говорит, что на сессии принято Положение о порядке проведения конкурса по выборам «сити-менеджера».
Что такое «сити-менеджер»? Это глава администрации, работающий по контракту, заключенному с главой муниципального образования, которым в данном случае должен быть глава представительного органа (т.е. сама В.В. Сырова), и соответствует по смыслу ст.37 Федерального закона о местном самоуправлении. В этом случае конкурсная комиссия представляет кандидатов для назначения на должность. И в принятом депутатами Архангельской городской Думы Положении о порядке проведения конкурса (п.п. 6.10 (9),6.13, 6.14) говорится, что отобранные кандидаты представляются для назначения.
2 октября 2015 года в газете «Архангельск-город воинской славы» заместитель председателя Архангельской городской Думы Максим Корельский (после заседания Думы и принятия Положения) указывает, что как минимум два кандидата по данному Положению должны будут представлены для рассмотрения Думе.
Но 6 октября 2015 года, перед опубликованием текста принятого Положения о порядке проведения конкурса, та же В.В. Сырова отказывается от своих слов и информирует, что глава муниципального образования будет избираться. Таким образом, в соответствии со статьёй 36 Федерального закона о местном самоуправлении глава местного самоуправления является выборным должностным лицом, но никак не назначаемым.