- Мы же не будем дальше штамповать эти лодки, чтобы потом думать, куда их девать. Нам столько не нужно…
Конец цитаты.
По словам вице-премьера Дмитрия Рогозина, дальнейшие приоритеты уже определены – гражданское судостроение.
Эксперты выражают тревогу на предмет того, смогут ли северодвинские оборонные предприятия перестроиться и конкурентно работать по гражданскому судостроению – персонал, в том числе и инженерно-технический, поредел и сейчас интеллектуальный потенциал северодвинской оборонки не тот уже, что был в советские годы, к тому же себестоимость выполнения работ на Северодвинской оборонке несравненно выше чем на предприятиях Санкт-Петербурга и Калининграда.
Эксперты предрекают трудные времена для северодвинского ВПК и самого Северодвинска – фактически, это город с моноэкономикой, имеющей два градообразующих предприятия, которые обспечивают существование значительной части населения и инфраструктуры города. Не идеальное будущее видится и для экономики Архангельской области – доля налоговых поступлений от оборонзаказов велика, а остальная реальная областная экономика находится либо в стагнации, либо в депрессии.
Единственный вариант, при котором северодвинская оборонка сможет обеспечить себя заказами – это переход на смежные виды ресурсоёмкого, экологически вредного, низкоквалифицированного и низкотехнологичного обслуживания больших заказов, в которых главенствующие смежники будут в Санкт-Петербурге и в Калининнграде.
Понятно, что это будет лишь способ выживания при туго затянутых ремнях и без развития. Ибо львиная часть прибавочной стоимости отложится на предприятиях, выполняющих конечный заказ.