- Еще перед Первой мировой войной правители России осознали, что нужно Север осваивать, заселять по-настоящему. Именно граф и премьер-министр Витте выдвинул идею строительства железной дороги на Север.
Первая мировая война подтолкнула идею строительства железной дороги на Кольский полуостров, потому что Архангельск был далеко от основных торговых путей и порт Архангельский – порт замерзающий.
Спор между двумя северными городами - какой из них можно считать столицей Арктики - имеет тоже свою историю. С той поры, как появился Мурманск, Архангельск несколько утратил свои позиции. Ведь есть главный, неоспоримый факт. Мурманский порт не замерзает.
Конец цитаты.
Хранитель фондов военно-морского музея Северного флота Дмитрий Жалнин, выступая сегодня, сказал буквально следующее – далее, цитата:
- У нас с Архангельском в этот период, в период строительства Мурманска, железной дороги, было мало общих интересов. А после революции все рухнуло.
И прежде всего, рухнуло снабжение.
И вот перетягивание одеяла, в то время - это перетягиванием пайков, продовольствия. Вот на этой основе начались расколы между мурманским морским советом, архангельским.
Более активно Мурманск по выводам историков начал развиваться только в 30-е, когда появилась реальная угроза Второй мировой.
Именно здесь основана Кольская флотилия, а позже и молодой Северный флот. Самый слабый в начале Великой Отечественной и самый сильный в ее конце.
Конец цитаты.
Всего на конференции прозвучало более 20 докладов. Среди них особо отличались, например, такие:
- «О роли Мурманска в освоении Арктики»;
- «О появлении российско-норвежской границы»;
- «О строительстве Мурманского порта и железной дороги».
Специалисты Государственного архива Мурманской области подготовили проект, приуроченный к 100-летию Мурманска - собрание уникальных документов и малоизвестных фактов о последнем городе Российской империи.