В российском обществе необходимо формировать такую культурную среду, такие ценности, которые бы опирались на нашу историю, традиции, объединяли бы время и поколения, способствовали консолидации нации и, конечно же, открывали возможности для создания нового, современного пространства культуры, в котором живёт и развивается человек, реализует свой потенциал. И безусловно, мы были, есть и останемся частью мировой культуры»(цитата из выступления Владимира Путина на вручении премий деятелям культуры в Кремле).
Чуть более месяца остается до того, как исполнится два года, когда Владимир Путин подписал майские Указы. В канун этой даты журналисты «Правды Северо-Запада» начали подводить итоги исполнения в Архангельской области майских Указов Президента России.
Более подробно о итогах двухлетней работы чиновников Правительства Архангельской области по исполнению майских Указов мы расскажем в следующих выпусках «Правды Северо-Запада». Однако предварительные данные, по мнению экспертов, свидетельствуют о том, что многие чиновники областного правительства до сих пор не до конца понимают цели этих программных документов.
Аналитики отмечают, что от этого и такое качество исполнения в Архангельской области майских Указов. Очевидно, что, когда не видишь цели, достижение ее вряд ли возможно. Конечно, можно ответить «есть» и отправиться исполнять задачи, но, если нет видения и ясности, результат окажется минимальным.
Наглядный пример. Месяц назад мы написали, что в одном из отчетов, размещенных на официальном (!) сайте Правительства Архангельской, присутствует ошибочная формулировка: «В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2013 года № 596 создана соответствующая рабочая группа…»
Эксперты и журналисты обратились к чиновникам с просьбой исправить недоразумение, дабы не вводить общественность в заблуждение. Однако до сих пор этого никто так и не удосужился сделать. В таком случае неясно: о каком вообще понимании может идти речь?
И мы решили сравнить Архангельскую область с другим регионом. Однако здесь необходимо выбрать корректный пример. Потому что сравнивать наш регион с областью или краем, где есть города-миллионники – наивно. Регионы из Центрального федерального округа тоже не подходят, поскольку находятся в относительной близости к Москве.
С другой стороны, в России появился новый регион – Крым, по своему расположению во многом схожий с Архангельской областью. Однако разница в том, что у Крыма не было двух лет для исполнения майских Указов Президента России.
Тем не менее в открытом доступе нам удалось обнаружить документы, согласно которым в регионе исполнялись многие задачи майских Указов Президента России. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что сейчас в Крыму, в отличие от Архангельской области, присутствует более ясное понимание майских Указов.
Поэтому сегодняшний материал мы решили построить в сравнении данных из отчета министерства культуры Архангельской области, размещенного на официальном сайте регионального правительства, и «Концепции развития культуры Симферополя на 2011–2015 годы».
Соответственно, сегодня наш материал построен по принципу: «Так в Указе» – «Так в отчете» и «Так в Симферополе».
***
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Так в Указе: «...увеличение к 2020 году числа высококвалифицированных работников, с тем чтобы оно составляло не менее трети от числа квалифицированных работников...»
Так в отчете: «В рамках государственной программы Архангельской области «Культура Русского Севера (2013–2018 годы)» запланированы мероприятия по развитию кадрового потенциала и совершенствованию системы управления сферой культуры».
Так в Симферополе: «Совершенствование управления и финансово хозяйственной деятельности учреждений культуры.
Данное направление объединяет задачи, ориентированные на решение двух ключевых проблем управленческого характера: дефицита кадров, владеющих современными технологиями управления – в первую очередь среди руководящего состава – и, как следствие, невысокой экономической эффективности деятельности учреждений культуры».
Так в Указе:«....создать в малых городах не менее пяти центров культурного развития».
Так в отчете: «Осуществлены подготовительные работы по созданию в городе Каргополе центра культурного развития:
в Министерство культуры Российской Федерации направлен пакет документов для участия на конкурсной основе в реализации проекта по созданию центра культурного развития в г. Каргополе;
администрация муниципального образования «Каргопольскиий муниципальный район» проинформирована о необходимости последующих действий».
Так в Симферополе: «Поддержка процессов, способствующих росту престижа культурного наследия Симферополя.
Привлекательность культурноий жизни Симферополя во многом зависит от количества престижных культурных событий, проводящихся в нем, от уровня комфортности предоставления культурных услуг, от уровня обслуживания в учреждениях культуры.
Формирование имиджа Симферополя должно стать составной частью политики городского совета и исполкома. Одновременно необходимо вести работу над повышением статуса культуры в системе ценностей горожан».
Так в Указе: «включать ежегодно в Национальную электронную библиотеку не менее 10 процентов издаваемых в Российской Федерации наименований книг; обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также размещение в свободном бесплатном доступе в сети Интернет фильмов и спектаклей выдающихся режиссеров кино и театра; обеспечить увеличение до 1 октября 2012 г…»
Так в отчете: «В Архангельской области продолжается работа по формированию единого информационного пространства путем создания корпоративной информационной системы – сводного каталога библиотек области, а также создания и пополнения полнотекстовых электронных баз данных».
Так в Симферополе: «Совершенствование информационного пространства культуры
Недостаточная информированность горожан о предоставляемых культурных услугах должна быть восполнена путем совершенствования информационной поддержки проводимых акций и мероприятий. Будущее информационного поля культуры – в расширении электронных ресурсов учреждений и в их объединении на базе информационно-ресурсных центров обслуживания горожан».
Для справки:
В Архангельской области учителя рассказали, что приходится работать на 2,5 ставки, чтобы получить зарплату, равную средней по экономике
По мнению экспертов, это ставит под сомнение реальное исполнение (а не представленное в отчетах чиновников) в Архангельской области майских Указов Президента России. Это следует из обращения учителей города Вельск, присланного в редакцию «Правда Северо-Запада».
Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена следующая задача:
«...доведение в 2012 году средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе».
Конец цитаты.
Цитируем комментарий вельских учителей:
«28 000 рублей – это «эталон» заработной платы в любом случае. Вот например преподаватели СОШ 4 города Вельска работают все на 2,5 ставки, а зарабатывают не более 28 000 рублей. (Одна ставка – 14 000 рублей). Складывается ощущение, что работай хоть на три ставки – 28000 и не более, подравняют, не докопаешься. Отсюда вывод – надо работать меньше, на одну ставку, не более, и все равно будет 28 000 р. Стахановцы не в почете… А в Онеге могли бы еще и коммунальные льготы для учителей в зарплату включить, тысячи по три-четыре с каждого могли сэкономить».
Конец цитаты.
В Архангельской области не могут исполнить задачи Майских Указов Президента России по повышению зарплат работников дошкольных образовательных учреждений. Воспитатели жалуются, что в 2014 году их зарплаты уменьшились. Это следует из обращения, оставленного на сайте губернатора Архангельской области Игоря Орлова.
Цитируем сообщение с сайта губернатора Архангельской области:
«К концу 2013 года зарплата воспитателей в селе Шангалы была доведена до средней по экономике согласно указу президента от 7 мая 2012 года № 597, а с января 2014 года заработная плата значительно уменьшилась. На каком основании? 25157 рублей 90 копеек – это гарантированная заработная плата воспитателя, без стимулирующих надбавок или с учетом стимулирующих надбавок?»Конец цитаты.
По мнению экспертов, подобная тенденция абсолютно противоречит задачам, поставленным в майских Указах Президента России.
Так, в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» поставлена следующая задача:
«доведение к 2013 году средней заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных учреждений до средней заработной платы в сфере общего образования в соответствующем регионе».
Конец цитаты.
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 2.04.2014
Фото с сайта президент.рф