Напомним, ранее мы выяснили, что Правительство Архангельской области не смогло поднять зарплаты работникам социальной сферы до уровня, обозначенного в майских Указах Президента России («Финансовый спрос»).
Сегодняшний наш материал традиционно построен по принципу: «Так в Указе» (цитата из Указа Президента) – «Так на деле» (цитата из официального ответа Правительства Архангельской области) – «Комментарий редакции» (сравнительный анализ данных и компетентные заключения аналитиков).
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»
Так в Указе: «...в целях расширения участия работников в управлении организациями:
подготовить до 1 декабря 2012 г. предложения по внесению в законодательство Российской Федерации изменений, касающихся создания в организациях производственных советов, а также определения их полномочий; разработать комплекс мероприятий по развитию институтов самоуправления и принятию кодексов профессиональной этики».
Так на деле. Цитата из ответа: «Мониторинги показателей по созданию производственных советов, принятию кодексов профессиональной этики, развитию институтов самоуправления на региональном уровне не проводятся в связи с тем, что соответствующие поручения в рамках Указа от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» были даны Президентом Российской Федерации Правительству Российской Федерации».
Комментарий редакции. Такое прочтение майских Указов Президента России на какой-то момент повергло в ступор экспертное сообщество. Аналитики предполагают, что, возможно, сотрудники Правительства Архангельской области не смогли до конца дочитать этот Указ Президента России.
В противном случае они обязаны знать содержание пункта 3 данного Указа Президента России. Цитата:
«Правительству Российской Федерации, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть при формировании соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов бюджетные ассигнования на реализацию мер, предусмотренных настоящим Указом».
Конец цитаты.
Более того, эксперты обратились к опыту других регионов, чтобы посмотреть, исполняются ли на региональных уровнях задачи майских Указов Президента России, от которых отнекивается Правительство Архангельской области.
Так, в ряде регионов России уже приняты кодексы профессиональной этики педагогов, работников здравоохранения и других специальностей. Приведем несколько примеров.
Цитируем газету «Комсомольская правда»: «Поздравление заместителя губернатора, начальника Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края Юрия Денисова с Днем знаний!
<…> Предстоящий учебный год также будет полон событий, важных для всей системы образования Алтайского края. Так, одно из крупных и значимых мероприятий для системы образования, прошедшее накануне – IX съезд работников образования позволил определить векторы развития образования на ближайшие годы. В числе поставленных задач – внедрение Профессионального стандарта и Кодекса профессиональной этики педагога».
Конец цитаты.
Цитируем газету «Аргументы и Факты»: «Весной этого года в Свердловской области был принят Кодекс профессиональной этики медицинского работника. По сути, рождение этого документа – признание ряда серьезных недугов здравоохранения. Кодекс предусматривает ответственность как за некорректное отношение к пациенту, так и за «левые» заработки медицинского персонала. Скажем, за «слив» информации об усопших похоронным службам – дело в области тоже обычное».
Конец цитаты.
Цитируем сайт «Вести-Томск»: «За прошедшие два года в системе образования произошли существенные перемены – был принят новый закон об образовании, утвержден стандарт педагога, разработан кодекс профессиональный этики».
Конец цитаты.
Также в регионах идет работа по развитию институтов самоуправления, от мониторинга которой отнекивается Правительство Архангельской области.
Цитируем журнал «Российская Федерация сегодня»: «Член Комитета СФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Нижегородской области, председатель Нижегородского регионального отделения Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) Александр Вайнберг представил в Законодательном собрании региона проект «Лучшие муниципальные практики Нижегородской области».
Проект реализуется при поддержке Правительства Нижегородской области в целях создания условий для обмена передовым опытом развития института местного самоуправления».
Конец цитаты.
Парламентская газета «Тюменские известия» представляет стратегию деятельности Тюменской областной Думы пятого созыва (цитата):«Итак, Стратегия определяет основные цели деятельности областной Думы пятого созыва. Это – законодательное обеспечение: <…> развития институтов гражданского общества, местного самоуправления».Конец цитаты.
Цитируем «Тульскую службу новостей»: «Подведены итоги открытого конкурса по выделению грантов некоммерческим неправительственным организациям… <…>
Как сообщает пресс-служба правительства региона, гранты предоставляются для реализации проектов в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта, охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан по следующим направлениям: проведение социологических исследований и мониторинг состояния гражданского общества; развитие и укрепление институтов местного самоуправления…»
Конец цитаты.
Таким образом, в то время, когда в регионах России идет работа по принятию кодексов профессиональной этики и развитию институтов самоуправления, Правительство Архангельской области отнекивается от этих задач, обозначенных в майских Указах Президента России.
И это уже не саботаж и не торпедирование – создается ощущение, что в Архангельской области региональные чиновники ищут лазейки, чтобы не исполнять задачи майских Указов Президента России.
***
Так в Указе:«...предусмотреть начиная с 2013 года меры, направленные на увеличение поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
Так на деле. Цитата из ответа: «В рамках реализации программы (целевая программа Архангельской области «Государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций на 2013–2015 годы». – Прим. ред.)министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области по итогам трех проведенных конкурсов оказана финансовая поддержка 91 социально ориентированной некоммерческой организации в виде предоставления субсидий на реализацию их целевых проектов за счет средств областного (39 проектов) и федерального (52 проекта) бюджетов.
<…> С 01 января 2014 года государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций осуществляется в рамках государственной программы Архангельской области «Развитие местного самоуправления в Архангельской области и государственная поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций (2014–2020 годы)», утвержденной постановлением Правительства Архангельской области от 08 октября 2013 года № 464 пп.
В первом полугодии министерством по развитию местного самоуправления Архангельской области по итогам конкурса оказана финансовая поддержка 31 социально ориентированной некоммерческой организации в виде предоставления субсидий на реализацию их целевых проектов за счет средств областного бюджета. Общий размер субсидий, предоставленных победителям конкурса по его итогам – 6,5 млн рублей».
Конец цитаты.
Комментарий редакции. На первый взгляд, в ответах и отчетах Правительства Архангельской области все чинно-благородно. Однако эксперты подходят вдумчиво к предоставленной информации.
Во-первых, по данным министерства юстиции Архангельской области, в 2013 году в регионе было зарегистрировано более тысячи некоммерческих организаций. Таким образом, поддержка за счет областного бюджета 39 проектов из 1000 – это даже не капля в море – слезы.
Во-вторых, в Указе Президента стоит формулировка «предусмотреть начиная с 2013 года меры…». Однако, согласно ответу Правительства Архангельской области, в 2013 году поддержка НКО осуществлялась по одной программе, а в 2014 году – уже по другой.
Значит, необходимые меры не были проработаны к 2013 году. Или были проработаны, но потом отвергнуты. Не исключено, что в 2015 году в Правительстве Архангельской области снова захотят что-то переиначить и разработать очередную программу.
Так в Указе: «...обеспечить поддержку создания публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети Интернет…»
Так на деле. Цитата из отчета: «В Архангельской области: создано публичных электронных библиотек, сайтов музеев и театров в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в 1 й половине 2014 года – 1 ед., в 2013 году – 5 ед., в 2012 году – 6».
Конец цитаты.
Комментарий редакции: Таким образом, мы наблюдаем динамику по снижению результатов. Шесть единиц в 2012 году и пять в 2013 году – это еще куда ни шло. Но когда за полгода всего одна единица – это ощутимый спад.
Впрочем, динамика по снижению результатов наблюдается не только в части создания электронных библиотек и сайтов, музеев и театров.
Продолжение темы следует…
Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 10.09.2014