Завтра в Архангельске−2°CСеверодвинске−2°CОнеге−3°CВельске−4°CМирном−2°CШенкурске−2°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,среда, 06.03.2024 03:05

За безопасность детского отдыха...

11.07.2016 13:59
В Госдуме под председательством Ольги Епифановой прошло второе подряд совещание по теме: безопасность детского отдыха.

В заседании Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей прошло второе подряд совещание по теме: безопасность детского отдыха.

Первый заместитель министра труда и социальной защиты РФ Алексей Вовченко:

"Начну с 2009 года, когда отдых и оздоровление детей, включая оплату путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов семей, с 1 января 2010 года исключены из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. То есть, у нас были взносы, это был страховой случай по линии Фонда обязательного социального страхования. И эта норма была исключена.

Поэтому с 1 января 2010 года полномочия по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей возложены на органы исполнительной власти субъекта. То есть, фонд социального страхования как плательщик полностью исключён из системы, всё это легло на плечи именно бюджетного финансирования в лице субъектов Российской Федерации, за исключением организации отдыха детей в каникулярное время. Либо софинансирования самих семей. Что самое интересное, именно в каникулярное время организация отдыха и оздоровления детей ещё в 2003 году стала у нас полномочием органов местного самоуправления, это уже 131-й закон.

Напомню, что было сделано в 2011 году, в то время ещё в бытность Минздравсоцразвития (хотя таких особых полномочий ни у Минздравсоцразвития, ни у Минтруда вообще не было прописано в этой части в положении о министерстве как таковом, и всё это регулировалось уровнем поручения вице-премьера, тогда Жукова). Минздравсоцразвития в 2011 году были разработаны единые требования к ведению реестров организации отдыха и оздоровления детей и подростков, тогда это понятие было, собственно говоря, придумано, были разработаны подробные инструкции, формы этих реестров и доведены до субъектов Российской Федерации. Форма доведения - это рекомендательные письма Минздравсоцразвития по поручению вице-премьера.

Типовая форма паспорта организации отдыха также была разработана министерством, и типовое положение о детском оздоровительном лагере. Повторю, опять же при полном отсутствии каких-то полномочий у министерства это всё утверждать, но тем не менее.

И с 2011 года были отдельные поручения министерству по ведению мониторинга детской оздоровительной кампании, это был ежегодный доклад, а в летнее, каникулярное время это был ежемесячный доклад с мая по октябрь, в ежемесячном режиме, и собственно говоря, министерство обобщало всю информацию всех так или иначе заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов, которые были вовлечены в силу своих полномочий в эту систему, и представляло доклад правительство. Отсюда мы каждый год знаем в принципе агрегированные цифры по стране: сколько планируется организация отдыха, сколько в итоге детей планируется оздоровить, в каких формах, и так далее.

Последние наши поправки в 124-й закон были приняты в 2013 году, уже в бытность этого состава Думы. Ваш Комитет был головной по этим поправкам, мы пытались упорядочить, вообще-то, саму терминологию. Вообще 124-й федеральный закон – единственный федеральный закон, где у нас летний отдых и оздоровление хоть как-то раскрывается, других законов нет. Есть только 184-й закон, где просто полномочия субъектов прописаны. И 131-й закон, где полномочия органов местного самоуправления в части каникулярного времени. Всё, никаких других законов, которые бы общие понятия, регуляторику какую бы вводили, у нас нет.

Мы уточнили формулировки, что такое отдых детей и их оздоровление, остановились на такой формулировке: «это совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала, охрану и укрепление здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятия физической культурой, спортом, туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении, вот это ключевой момент здесь, санитарно-гигиенических, санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей». Вот это мы в закон тогда записали.

Ещё одну норму мы в закон записали, что относится к типам организаций отдыха детей и их оздоровления, и тут такой долгий перечень, который начинается с организаций сезонного действия, круглогодичного действия, независимо от форм собственности (лагеря, центры, специализированные, профильные, непрофильные, круглосуточные - всё это перечислено), заканчивая санаторно-курортными организациями, общественными организациями и иными. То есть, по сути, онэто такой, открытый список. Вот, по сути, вся регуляторика, которая у нас есть на федеральном уровне.

Я не беру сейчас нормы, которые касаются обеспечения безопасности, потому что они у каждого ведомства в своей специфике и в своих полномочиях, так же как и надзор, и контроль в рамках полномочий.

Я остановлюсь немного на сфере надзора и контроля в части трудовых отношений. С учётом всех норм и 124 закона, который я упомянул, виды услуг также в учреждениях отдыха и оздоровления, их состав, формы и порядок у нас, кроме того, есть ещё ГОСТ 2009 года, если не ошибаюсь. Но обязательность применения этого ГОСТа, она также под вопросом. В любом случае это добровольное применение.

На федеральном уровне вопрос организации, как и Минобрнауки, относится и к государственным стандартам, это и санитарные нормы и правила, но в целом все документы, в основном, носят рекомендательный характер.

Что мы считаем нужным? Это очевидно, что необходимы законодательные закрепления полномочий соответствующих федеральных органов в этой сфере. И здесь мы проект решения, действительно, в этой части поддерживаем.

В правовом поле у нас отсутствует обязательный к применению организациями, предоставляющие такие услуги, документ в части обеспечения безопасности детей во время туристических походов. Это, действительно, нигде не установлено и не закреплено нормативно, включая то же самое информирование о маршруте похода территориальных органов МЧС. Это сейчас по этому случаю (трагедия на Сямозере) уже выяснили. Мы сразу стали задавать вопрос, а информировали они МЧС? А нигде не написано, что они обязаны это делать, вот в чём дело.

Также должны быть нормы, устанавливающие обязательные требования к численности и квалификации персонала, инструкторов этих организаций. Здесь заключается парадокс. К педагогическим работникам требования обязательные есть, но в таком случае эта организация должна осуществлять именно образовательную деятельность, то есть, должна быть лицензирована.

Понятно, что у нас абсолютное большинство лагерей, даже если брать стационарные, никаких лицензий на образовательную деятельность не имеют. С точки зрения даже Рособрнадзора они не являются предметом надзора и, соответственно, предъявить какие-то требования к квалификации этих педагогических сотрудников мы не можем, и никто не может, потому что, соответственно, это не образовательная организация. Следовательно, эти требования к навыкам, квалификации, к допуску этих специалистов, которые работают с детьми, на наш взгляд, должны быть установлены. Но опять же это эмпирические выводы, которые складываются из всей организации этой работы.

Отсутствует возможность предъявления к организациям, которые участвуют в конкурсных мероприятиях, на организацию отдыха детей и их оздоровление особых требований, которые вытекали хотя бы из этого ГОСТа, то есть, по 44-му закону особые требования. Пусть даже это будет и не аукцион, а конкурс, всё равно предъявить особые требования невозможно и эту норму необходимо учитывать в законодательстве, которое регулирует конкурсные процедуры.

У нас отсутствует норма, обязывающая организации, которые предоставляют услуги отдыха детей по программам, связанным с повышенным риском для жизни и здоровья, предоставлять эти программы на согласование уполномоченным органам, хотя бы уполномоченным органам субъекта. Ведь суть-то в этом случае заключалась не в том, что сам по себе лагерь в части его условий для проживаний, кухни, либо ещё чего-то не соответствовал требованиям, а риск заключался в самой той программе. Я не называю её образовательной программой, потому что была бы образовательная - это совершенно другой статус, но той программе досуговой деятельности, которую администрация пыталась организовывать.

И во многих лагерях так. То есть, та активность, с которой дети сталкиваются и которую они должны, собственно говоря, проявлять, она заключается в этих программах пребывания. Так вот какой-то верификации этих программ, может быть, аккредитации, может быть, какого-то согласия, нет. Этой системы тоже не существует. На наш взгляд, она должна быть. И отсюда уже на этапе формирования этих программ можно делать выводы, есть ли угроза и есть ли риски для жизни, повышенные эти риски, не повышенные, и как этих рисков избежать.

Что касается трудовых отношений в сфере детского отдыха. Требования к работникам организаций, оказывающих услуги по отдыху детей, являются обязательными, но только в том случае если соответствующая организация осуществляет образовательную деятельность. Тогда, да, у нас есть определённые требования (Трудовой кодекс устанавливает их) по ограничению допуска этих лиц к трудовой деятельности при наличии судимости, но применительно только к сертифицированным организациям. Вопросы досуговой деятельности в организациях, оказывающих услуги по отдыху детей, если данные организации не осуществляют образовательную деятельность, повторю, не урегулированы.

Но вместе с тем опять же деятельность, направленная на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, то есть, по сути, вот эта формулировка уже коррелирует с той дефиницией, которую мы определили к отдыху и оздоровлению, на укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, адаптацию детей к жизни в обществе и профессиональную ориентацию - эта деятельность у нас уже в силу закона "Об образовании" относится к дополнительному образованию, что, на наш взгляд, абсолютно логично и правильно. И коллеги из Минобрнауки нас тоже в этом поддерживают. 

Вот что мы сейчас... такие вот основные моменты, которые мы видим, нам необходимо еще доурегулировать. То есть, как минимум, это аккредитация программ досуговых. Понятно, в целом это полномочия, установление полномочий федеральных органов исполнительной власти, более точное расписание полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Ну, вот в части обеспечения безопасности... Мы сейчас говорим о безопасности, и у каждого в голове действительно этот случай ужасной трагедии на воде, который произошёл в Карелии. Источников опасности там великое множество. Это не только туристические группы организованы и не столько туристические, вот именно походы и всё, что с этим связано. Потому что из всего многообразия организации летнего отдыха всё-таки туристические и палаточные лагеря, они достаточную долю занимают в организованном отдыхе детей. Но если брать организованный отдых детей, по количеству детских смертей у нас год от года эта цифра разная, ... в пределах десяти. Вот этот ужасный, трагический случай сейчас там эту статистику серьёзно нарушил. А в целом, вот мы общались с коллегами из Минздрава, если там брать за летние месяцы, и Ольга Юрьевна Голодец озвучила эту цифру, там порядка 1600 смертей, к сожалению, детских смертей у нас в целом. Это и ДТП, это те же самые утопления. Ну, это вот неорганизованные формы.

Но прошу заметить, по году через организованную форму отдыха и оздоровления у нас проходят более 8 миллионов детей. На этот год запланировано 8 миллионов 360 тысяч охватить организованными формами отдыха. Это огромная цифра. И вот эти риски опасности, они могут быть самыми различными. Как бы традиционно приветствуем такие нестандартные формы, приветствуем в своих докладах, в обобщающих материалах, нестандартные формы организации отдыха, те же профильные смены и туристические. И сейчас очень много рекламируют военно-патриотические направленности, там те же самые изыскательские работы.

Я уже про себя думаю: а не дай бог, они там найдут какую-нибудь эту бомбу, гранату и там чего-нибудь взорвется. И тут тоже потом будем сидеть и думать, ломать головы: а что нам опять надо отрегулировать здесь и кому, что запретить, чтобы это не было, чтобы их туда не таскали, кого уведомлять и так далее, и тому подобное.

То есть, таких творческих как бы направлений великое множество, но в целом предлагаем, конечно, системно сейчас какие-то мероприятия принимать, проект решения комитета действительно поддерживаем.

Не готов, единственное, говорить о том, что у нас есть реальная возможность разработки законопроекта к октябрю 2016 года. Мы там, как министерство, в плане, по-моему, первые стоим, не, по-моему, а первые стоим в качестве исполнителей, но пока вплотную мы действительно не подошли с точки зрения вот именно предмета регулирования данного закона в силу того, что полномочия настолько распределены в этой части. И, по сути, закон должен, наверное, начинаться с самого права на это оздоровление, на отдых, кто его обеспечивает, в отношении кого оно распространяется, всех детей, не всех, хотя 124 закон говорит, что, в принципе, у нас дети имеют на это право.

Но вот тут со сроками я бы, конечно, не торопился, а все-таки нам надо как-то консолидированно понять, в первую очередь предмет регулирования закона и основные те полномочия, которые мы туда будем закладывать".

Руководитель Роспотребнадзора Попова Анна:

"Крайне острая тема, крайне болезненная и вы подготовили прошлогодние материалы, материалы парламентских слушаний, которые проходили в прошлом году, и перечень нормативных актов, которыми регулируется эта сфера, а это дает совершенно очевидную картину, что, казалось бы, еще какое-то время назад все было более-менее урегулировано в правовом поле - и вот эта страшная трагедия обнажила те проблемы, которые на сегодняшний день требуют очень быстрого и очень острого регулирования и реакции.

Что касается сферы деятельности Роспотребнадзора. Я хочу сказать, что мы работаем в рамках полномочий определенных для нас 52 федеральным законом и соответственно 5 санитарными нормами и правилами, которые регулируют в той или иной степени детский отдых, как зимний, так и летний.

За последние 5 лет нами не было допущено к открытию больше 270 летних оздоровительных учреждений. Это несколько слов, статистика, это цифры и, мне кажется, они достойны вашего внимания.

Ежегодно привлекается к административной ответственности в сфере нарушений в летний оздоровительный период более 33 тысяч физических и юридических лиц, и административные меры, безусловно, только ужесточаются.

Так в 2011 году общая сумма штрафов составила 46,5 миллиона, а в 2015 - 111, за истекший период 2016 года - это уже больше, чем 33 миллиона рублей, это наложенных и взысканных штрафов.

Судом приостанавливается деятельность, когда не работают уже никакие другие меры или когда это надо делать экстренно. В 2011 году таких случаев было 33, в 2015 - 54, за истекший период 2016 - это уже 46, и еще 12 дел в судах находятся, ждут своего решения.

Я бы хотела обратить внимание, что в этом году, это важно для того, чтобы вот проиллюстрировать в дальнейшем, 33 лагеря вот в рамках вот этих 2 недель выявлены, которые открылись несанкционированно, которые не заявляли о своем существовании, которые никому не говорили о том, что они куда-то вывозят детей, то есть их присутствие на территории субъекта или муниципалитета было неожиданностью для тех, кто, собственно, на этой территории является руководителем.

Судом приостановлено было в 2011 году - 33, в 2015 - уже 54, но это я уже сказала, и 46 в этом году.

Для возбуждения уголовных дел в 2011 году нами было передано 14 дел, в 2015 - 15 дел, и за истекший период 2016 - 11 дел для возбуждения уголовных дел. И по, здесь прозвучало, по отравлениям, по вспышкам.

По вспышкам за последние 5 лет мы видим значительное снижение, за последние 10 - в 2 раза снижение количества групповых случаев острых кишечных инфекций в организованных коллективах, которые занимаются детьми. Если у нас в 2005 году было 218 таких инцидентов, в 2015-м - 99. Снижение динамичное, оно не идет рывками. Если вы посмотрите на эту таблицу или на эту диаграмму, плавное снижение вот этих проявлений реализации рисков, связанных с употреблением инфицированных пищевых продуктов. То есть эффективность здесь, безусловно, есть.

Для того чтобы не терять свою заботу, а, как уже сказал Алексей Витальевич, не терять свое вот это вот отношение и свое воздействие на ситуацию, которая находится в поле нашего ведения, мы ежегодно обращаемся в правительство в марте, с тем чтобы получить поручение на проверки. Иначе мы можем ходить в элитные оздоровительные учреждения раз в году. И для того чтобы контролировать их состояние в течение всего лета и убирать эти риски, мы получаем такое поручение и составляем свой, так скажем, план внеплановых мероприятий, для того чтобы видеть, что там происходит, и определенного снижения риска, то, о чем я уже сказала, добиваться.

Но вместе с тем сегодняшняя нормативная база ни от кого не требует выполнения того, что было обязательным во времена Советского Союза, и я должна об этом вспомнить, ещё, в общем-то, не таком далеком прошлом. Порядок открытия летнего оздоровительного учреждения любого был жестко регламентирован. Он был всегда комиссионным. И без решения комиссии, в которую входили все специалисты, которые тем или иным образом отвечают за безопасность и могут контролировать, и могут создать свое экспертное заключение, ни один лагерь работу не начинал.

Сегодня, как уже было сказано, в неканикулярный период это межведомственная комиссия субъектов, в каникулярный - комиссия муниципалитета. Да, наверное, правда в этом есть. Почему? Потому что кто как не глава муниципального образования лучше всего знает, что происходит у него на территории? Появилось, не появилось какое-то учреждение, открылось или нет. Но вместе с тем только вот такая комиссионная работа - это практика, наработанная десятилетиями, и она себя оправдала. Она позволяет взвешенно подойти к определению, готов лагерь принимать детей или не готов. Сегодня и наши документы имеют рекомендательный характер.

Мы сегодня никаких разрешений не выдаем, у нас ни полномочий, ни прав на это нет. Мы выполняем функцию ответа на запрос юридического лица. Юридическое лицо у нас сегодня спрашивает - а готовы мы? И мы в этом случае идем и говорим - да, готовы. Мы видим, что нам подали за 2 месяца уведомление, и только тех, кто подал уведомление, мы видим в своем реестре. И только они вносятся в реестр субъекта, который был создан, и сегодня ведется тоже без определенной регламентации. Вернее, нет регламента того, как его вести.

Есть только поручение, в свое время руководства страны, и это поручение реализовано в реестре. Далеко не все, и это вот сегодняшние проверки показывают, далеко не все учреждения в этот реестр включаются. Это те, которые имеют стационарную базу даже.

Поэтому сегодняшнее нормативно-правовое регулирование крайне важно. То, о чем говорят коллеги лицензирование, да. Потому что процесс лицензирования ведет за собой выдачу... Да, неудобно бизнесу. Ну у нас больше 50 процентов сегодня летних оздоровительных учреждений уже имеют лицензии. Те, которые располагаются на базе школ, они всегда имеют лицензию. Загородные - 55 процентов по примерным подсчетам сегодняшнего дня. То есть долицензировать в течение следующего периода, до начала следующего сезона - это вполне реально. Но это даст возможность оценивать готовность или неготовность и учреждений, и персонала, для того чтобы принимать и заниматься с детьми в течение летнего периода.

Конечно же, нужен сегодня, ещё раз хочу сказать, такой ответственности нет ни у кого, и это, конечно, крайне плохо, нужен единый координирующий орган. В проекте решения написано "создать". Может быть, это редакционная какая-то особенность. Наверное, его надо определять. Потому что создавать ещё один только для этой цели не самое время. Значит, по лицензированию.

Далее мы говорим о летнем отдыхе в стационарных летних оздоровительных учреждениях, в палаточных лагерях, это 5 СанПиНов, которые разработаны службой, и есть, и редактируются практически постоянно, убираются из них какие-то излишние требования.

Есть для стационарных, есть для пришкольных, есть для турпоходов и в рамках турпоходов ... Сегодня нет определения, что такое вообще палаточный как таковой лагерь, что такое какое-то там туристическое стойбище и так далее. А сегодня этих форм невероятное количество. И взрослые люди, которые берут на себя ответственность выводить детей в поле, в луга…

Последний, дай бог, чтобы последний, и я не оговорилась, случай в Амурской области, я не знаю, какое у него образование, мужчина из Новосибирска собрал около 50 детей, ему доверили родители, он вывел их куда-то там на Катунь в лагерь, ребенок сорвался с тарзанки, до сих пор тело не нашли в Катуни. И никто о нём не знал, и никто не знал, что он собирается делать.

Поэтому вот регламентация детского туризма, мы говорим об этом уже давно, и результат прошлого года, когда в закон о туризме с трудом попавшая в него поправка, хотя бы определяющая, что такое "детский туризм", что это есть, что детский туризм как отдельный вид деятельности есть. Но подзаконных актов пока нет ни одного, а они должны быть. Закон в этой части еще не вступил в силу, он вступит в силу с 1 января 2017 года.

Поэтому это сфера деятельности, которая сегодня вообще ничем не регулируется, а должна. Количество и виды услуг появляются гораздо быстрее, чем начинается хоть какое-то регулирование и определение, что и как, кто должен сделать, и кто отвечает в этом случае за детей. Поэтому вот эта часть…

И мне кажется, что нужно рассматривать, и мы тоже об этом уже говорили и предлагали, детей как отдельную категорию потребителей в рамках защиты прав потребителей, потому что дети и люди пожилого возраста, на наш взгляд, и мы говорим об этом уже не первый раз, должны быть преференционной группой в ряду всех остальных потребителей, потому что они наименее защищены во всех отношениях.

Защита прав ребёнка сегодня во время летнего отдыха, во-первых, не регулируется, а, во-вторых, ребенок попадает в те условия, когда он даже пожаловаться не может. Он может рассказать родителям о том, что услуга, заказанная и оплаченная государством или родителем, оказывается не так, как надо, порой только по окончании смены.

И вот это всё – форма договора, обязательно у родителей должен быть на руках договор, потому что сегодня, когда дети попадают в лагерь за бюджетные деньги, перед этим родителем лагерь ответственности не несёт, она никак не оформлена. Это тоже часть нормативных актов, которая требует регулирования и которая требует издания. Это второе, то, что нужно делать.

Теперь по пребыванию детей вне летних оздоровительных учреждениях. Это, конечно, впечатляющие цифры, что каждое лето 1600 детей погибает. То, что мы услышали, что только 10 – это в организованном отдыхе, конечно, никого не может заставить быть спокойным и равнодушным. Но вот те 1500, которые остались или там 1590, за бортом, о них тоже надо думать, и это тоже вот хорошо очень широкий посыл даже в названии сегодняшнего расширенного заседания летнего оздоровительного периода, не только организованного отдыха, но и не организованные дети, они тоже требуют особой заботы. И как раз вот большая часть погибших, значительно больше, это дети неорганизованные, и здесь тоже нужно предпринимать определённые меры.

Ну и что бы я хотела еще сказать, исходя уже из тех примеров? Может быть, нам нужно вводить ответственность родителей, потому что родители, которые отправляют своих детей и совершенно не заботятся о том, что с ними происходит, совершенно неизвестно с какими людьми, оставляют их без присмотра в течение вот этого летнего периода, я понимаю, что безысходные ситуации есть, но всё-таки у нас пока не регулируется ответственность, может быть, не родителей, но взрослых людей, которые бы видели, что есть проблема, и не отреагировали должным образом.

Вот ответственность взрослого человека за отсутствие должной реакции на какие-то проблемы, которые он видит или о которых он знает, связанные с ребёнком, мне кажется, это тоже требование, которое должно быть в наших нормативных актах. Это наше предложение.

По своей работе мы еще раз проанализировали всю нормативную базу, мы еще раз обратились в самых разных формах и к своим подчиненным с тем, чтобы был исключительно должный порядок и исключительная требовательность при проведении всех надзорных мероприятий и контрольных действий.

Ну, вот это, так скажем, короткий с учётом отведённого времени итог на сегодняшний день".

Директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Кададов.

"Чтобы уже не повторять своих коллег, выезжая на место происшествия, делая свой анализ, естественно, по детскому оздоровительному лагерю, что можно было бы предпринять, что лучше усовершенствовать, я коротко доложу наши предложения.

В целом, конечно, безусловно, по сфере деятельности МЧС детские оздоровительные лагеря и вообще весь отдых - это одно из приоритетных направлений, которое ежегодно нами берётся на особый контроль. Наша сфера деятельности, она замыкается на соблюдении требований пожарной безопасности, и также мы имеем полномочия на освидетельствование пляжей, которые могут быть при детских оздоровительных лагерях, мы их освидетельствуем на предмет соответствия нормам безопасности.

В этот период, только вот этой детской оздоровительной кампании, более тысячи таких объектов были выявлены с грубыми нарушениями, более 7 тысяч нарушений, нам пришлось настоять на их устранении, привлечено было более 2,5 тысячи должностных лиц к ответственности. Но вместе с тем произошло то, что произошло.

Если говорить конкретно, предметно вот по данному оздоровительному лагерю, то, наверное, можно было бы избежать, если бы была исполнена хотя бы... она одна на сегодняшний день, является одной единственной нормой региональной, которая не была выполнена. Вот Алексей Витальевич косвенно коснулся того, что не был информирован территориальный орган МЧС.

На сегодняшний день Водным кодексом, если говорить о водных всех процедурах, полностью полномочие на регулирование безопасности всех мероприятий, которые проводятся на водных просторах, оно возложено на органы государственной власти.

И сегодня, начиная уже с 2006 года, дабы не допустить формального подхода органов госвласти, мы через Правительство Российской Федерации выпускали постановление, которым обязали все органы государственной власти принять свои постановления по вопросам безопасности на водных объектах, по согласованию с нашими территориальными органами. И на сегодняшний день во всех субъектах Российской Федерации такие постановления есть, в том числе и в Карелии, это 259-е постановление.

Одно из основных требований, которым является проведение юридическими лицами всех любых мероприятий на воде, это могут быть соревнования, сплавы, какие-то туристические маршруты, и так далее, должны осуществляться по согласованию с органами местного самоуправления, они должны определять ..., и обязательное согласование с территориальными органами ЧС, или с нашей службой ГИМС, маломерных судов, или непосредственно с самим территориальным органом.

Это делалось в первую очередь для того, чтобы мы брали на учёт такие, скажем так, экстремальные направления деятельности и могли на такие мероприятия выделять свои подразделения, которые бы усиливали те штатные и нештатные силы, которые у них есть, нашими профессиональными подразделениями, дабы не допустить подобных случаев, чего в данном случае не было сделано, к сожалению, и об этих мероприятиях у нас не было информации, никто об этом не знал, и подразделения не выделялись.

Если говорить в целом о том проекте, который сейчас подготовлен, конечно, что касается нормативно-правового регулирования, полностью нами поддерживается, и в части лицензирования, что позволит выполнять обязательные требования, и как минимум обязательная регистрация таких юридических лиц.

Вот пребывая, мы порядка пяти дней были, организовали повсеместные рейды, и уже в ходе которых было выяснено такое же количество как зарегистрированных, так и незарегистрированных детских лагерей, двое из которых мы успели уже закрыть, которые также принимали детей, занимались примерно такими же видами экстремальных услуг и которых никто не знал, не уведомлялся. И, кроме того, поскольку они не числились ни в каком реестре, туда не приходил ни один из видов государственного надзора.

Ещё одна проблема, которая есть, наверное, в каждом федеральном органе федерального надзора - это то, что сама система надзора, она имеет уведомительный порядок. И неважно, планово мы туда заходим, а мы заходим туда раз в год, или внепланово, мы обязаны уведомить юридическое лицо о том, что мы туда приходим. Соответственно, придя туда, мы видим картину, приближённую к идеальной, или что-то рядом, остаются какие-то мелкие недостатки, которые устраняются в ходе проверки или по выдаче предписания в короткий срок.

Работа, выезжая на этот объект, который уже по поручению прокуратуры мы выходили с неплановой проверкой, показала картину абсолютно иную, зайдя на объект, где часть тех нарушений, которые были устранены ежегодно, имели ещё более грубый, скажем так, более в другом количестве состав.

Поэтому здесь одна из, наверное, проблем - это то, что региональный надзор, федеральный надзор не имеет возможности пребывать и постоянно там осуществлять свою деятельность. И тем решением, которое есть, предлагается, конечно, усилить ответственность органов государственной власти, тем более, что начиная с 2013 года, в государственных органах власти субъектов появилась возможность, не появилась, а стало их прямой обязанностью осуществлять региональный надзор в области защиты населения.

К сожалению, на сегодня практически не более 10 субъектов Российской Федерации приняли такие региональные нормативные акты, остальные пока это проигнорировали и самоустраняются, то, о чём я вначале говорил, что даже та единственная норма региональная, которая была установлена, она не исполнялась. То есть даже те нормы, которые принимаются, они, к сожалению, регулируются не самим субъектом и никак не участвуют в этой деятельности органа местного самоуправления. Поэтому мы, как федеральные органы, здесь можем больше заниматься профилактикой, но, к сожалению, она не всегда имеет положительный результат.

Второе, наверное, предложение, которое можно было бы отнести к транспортным средствам, на которых совершаются вот эти все экстремальные мероприятия, те транспортные средства, на которых и осуществлялся сплав на этом юридическом лице, он не подлежал обязательной регистрации. То есть на сегодняшний день ни нормами КоАПа, ни требованиями, которые установлены Минтранса не обязывают юридических лиц соблюдать вот эти минимальные требования по использованию вот этих маломерных судов.

И как одно, второе из предложений - также, наверное, было бы целесообразно эту дополнительную норму в КоАП ввести, чтобы даже те подразделения МЧС, которые имеют полномочия на инспекцию по маломерным судам, могли требовать соблюдение этих минимальных требований к безопасности.

В целом по проекту у нас возражений нет. Мы полностью поддерживаем и коллег, которые об этом говорили. Те пробелы, скажем, в нормативном законодательстве, которые есть, которые именно регулируют безопасность и сами элементарные понятия, что такое детский оздоровительный лагерь, что он в себя включает и подходы комплексной безопасности, он, безусловно, нужен и упростит работу не только федеральным, но и региональным органам надзора".

Депутат Государственной Думы от Архангельской области, председатель комитета по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Епифанова.

"Комитетом подготовлен проект решения, с которым, я надеюсь, все успели ознакомиться. В проекте мы отразили основные предложения комитета. Я сейчас их читать не буду, но вот то, что сейчас выделили (да?), это из обсуждения. Это предложение рассматривать детей как отдельную категорию потребителей.

Предложения по разработке обязательных профессиональных стандартов для инструкторов и специалистов других категорий в сфере детского отдыха, оздоровления и детского туризма. Расширение мер по государственной поддержке малого бизнеса в сфере детского отдыха, оздоровления и детского туризма. Отдельный технический регламент на детское питание. Разработка типового контракта на оказание услуг в определённой сфере.

И мы ещё дополнительно, очень серьёзно, проанализируем непосредственно стенограмму, из неё ещё возникнут формулировки. Всем, кто заинтересован, мы всё это разошлём.

Спасибо большое. И я считаю, что у нас состоялось очень хорошее обсуждение, просто прекрасное.

Спасибо вам за то, что вы здесь. Вместе мы всё сможем".

Фото предоставлено пресс-службой Ольги Епифановой.

 

 

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле