Завтра в Архангельске−17°CСеверодвинске−18°CОнеге−25°CВельске−28°CМирном−25°CШенкурске−29°CЯренске−28°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,вторник, 06.02.2024 23:04

Халява кончилась

10.03.2012 10:06
Северодвинское ПАТП: накануне 50‑летнего юбилея предприятие избавляется от долгов и дурного советского наследия.

Бензовозы налево, запчасти частникам, поддельные билеты — вот такое «чудесное» наследство принял новый директор ОАО «Северодвинское пассажирское автотранспортное предприятие» (бывшее Северодвинское МПАТП) Алексей Васильев.

Господа предшественники Неумывако (экс-депутат Обл­Собрания), Широкий (депутат ГорСовета Северодвинска) и Таратун (экс-замдиректора МПАТП по финансовым вопросам), не хотите объясниться, почему так было?

Пенсионный фонд vs ПАТП

Последняя новость из ПАТП: на предприятии задержана зарплата — Пенсионный фонд через судебных приставов взыскал 6,4 миллиона рублей долга. Неприятно, но не смертельно. Положено по колдоговору выплатить всем сотрудникам зарплату, начиная с 15 числа каждого месяца и до его окончания — так и случилось. А поднятый ажиотаж директор Васильев объяснил так: это выгодно тем, кто хотел получить в Северодвинске перед выборами очаг социального напряжения.

Следите за мыслью. Автобусы возят рабочих оборонных предприятий. История с зарплатой могла спровоцировать слухи о якобы готовящихся акциях протеста, невыходе водителей на работу, а дальше началась бы цепная реакция. Кто может стоять за этим? Недостатка в недовольных политикой нового директора хватает: нелегальные перевозчики, люди из числа бывших руководителей предприятия, с которыми пришлось расстаться вследствие их неэффективной работы.

Что касается долгов (всего 120 миллионов), то никто, несмотря на акционирование предприятия, не собирается от них увиливать. Все 100% акций ПАТП принадлежат муниципалитету, который как и раньше продолжает принимать непосредственное участие в судьбе предприятия. В том числе и в расчётах по долгам. Понятно, что единовременно такую сумму не выплатить. Вместе с тем, понятна и позиция Пенсионного фонда — их начальство требует действовать более напористо. Вот и вырывает Фонд с августа прошлого года из оперативного оборота по 3-10 миллионов рублей.

Но не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы понимать: только дав ПАТП работать, можно рассчитывать на возврат долга. Даже через банкротство проблему долгов не решить. Сейчас после неоднократных встреч всех заинтересованных лиц, от кредиторов до коллектива, проблема долгов и зарплаты решена.

Чужой среди своих

Волны слухов и домыслов не было бы, если бы новое руководство ПАТП не зациклилось проверкой финансово‑хозяйственной деятельности предприятия за прошлые годы. Но уж больно ошеломительным были результаты полугодового аудита. Нельзя было допустить утечки информации по фактам, выявленным службой безопасности и контрольно-ревизионной службой. И вот здесь всплывают очень интересные подробности.

Одним из прежних руководителей ПАТП были заключены кабальные договоры с частными перевозчиками, которые вышли на маршруты ПАТП. То есть вместо того чтобы отремонтировать свою технику, набрать водителей/кондукторов и зарабатывать, выполняя муниципальный заказ, он отдал рейсы на откуп конкурентам, довольствуясь 1% от получаемой ими прибыли. Это не опечатка, 99% выручки частники забирали себе. Согласитесь, это похоже на схему вывода денег с предприятия. Мы ничего не утверждаем, но разве не мог экс-директор за свой щедрый дар получить столь же щедрую мзду?

Сейчас ПАТП отвоёвывает свои маршруты обратно. Конкурентам предложено продать свою технику, а водительско-кондукторскому составу — трудоустроиться в муниципальном предприятии. С одним частником вопрос решён, с другим переговоры ведутся. А в целом анализ показал, что из-за нелегальных перевозчиков ПАТП, не говоря уже о горбюджете, теряет порядка 10 миллионов рублей.

А вот ещё одна любопытная история — с лизингом/арендой автобусов. Суть: во времена директора Неумывако автобусы были взяты в лизинг. Платежи вносились исправно, пока не пришло время последнего взноса. Он почему-то не был проплачен. Деньги пропали, автобусы забрали, а потом их сдали ПАТП в аренду. Ну чем не двойной навар? Но и это ещё не всё — когда их цена практически сравнялась с ценой металлолома, ПАТП было сделано предложение их выкупить. Сделка состоялась, и ПАТП получило геморрой с содержанием «вёдер с гайками», вместо того чтобы купить на те же деньги пусть меньше автобусов, но зато новых.

Разлюли-малина

Выявлены факты воровства топлива, закупаемого в том числе и на муниципальные деньги. Бензин уходил «налево» целыми бензовозами (сейчас «съедается» 120-150 тонн вместо прежних 250-300). А остатки, заливаемые в баки автобусов, бодяжились разными присадками. В результате выходили из строя топливные системы, двигатели машин. Получался эффект домино: больше поломок — больше расходов на запчасти — больше времени тратится на ремонт — больше время простоя автобусов — больше убыток. Сейчас введено видеонаблюдение, поменян штат сотрудников охранного агентства, дежурящего на предприятии.

Кстати, о запчастях. Во-первых, перезаключение договоров позволило снизить затраты на них на 15%. Во-вторых, ранее запчасти, приобретённые для ПАТП, ставились на частные автобусы. Причём бесплатно — по бумагам выходило, что деталь установлена на муниципальный автобус, а по факту наоборот. И таких «левых» ремонтов было столько, что почти каждый из более чем 100 автобусов ПАТП должен был быть наверняка один раз перебран полностью от колёс до крыши. Этот парадоксальный вывод подтверждали и часы, указанные в ведомостях по ремзоне. Тогда как по факту оказалось, что это не что иное, как приписки ради увеличения зарплаты. Можно осуждать людей, получающих жалкие 6-7 тысяч рублей, а можно сделать так, чтобы их труд был оценён хотя бы по мере возможностей. Но прежнее руководство ПАТП дополнительных стимулов найти не смогло. Или не захотело. В итоге ремзона пожирала без отдачи порядка 7-8 миллионов рублей в месяц. На фоне отработавших не по одному сроку автобусов это безумная сумма.

Довести до цугундера

Материалы были переданы в правоохранительные органы. Увольнялись работники, выносились приговоры. Одновременно совершенствовалась структура управления ПАТП. Слетели со своих кресел главный инженер, главбух, начальник производства, начальник автоколонны, начальник кондукторов... Если они не знали о творящемся на ПАТП бардаке, то грош им цена как руководителям. А если знали, но не пресекали, то тем более нужно гнать поганой метлой. Дальше есть кому разбираться, насколько они чисты, полагалось им за «слепоту» «премия» или нет.

Шанс исправиться был — директор Васильев не стал сплеча махать шашкой направо и налево. Каждому были поставлены конкретные задачи, определены ра­зумные сроки для их выполнения, но прошло время, и оказалось, что воз и ныне там.

Одним словом, при предшественниках Васильева ничто не мешало части сотрудников ПАТП жить по принципу «всё вокруг колхозное, всё вокруг моё». Эти белые пятна и «чёрные дыры» стали видны после наложения результатов комплексной проверки на анализ, проведённый сторонними специалистами.

Пациент скорее жив...

Сейчас ПАТП проходит курс лечения и реабилитации. Поднята с сентября 2011 года зарплата водителям и кондукторам. Гарантирован почти двухмесячный отпуск с оплачиваемым проездом к месту отдыха, больничный и т. д. Результат: водители от частников перешли в ПАТП, на линию вышли почти 40 ранее стоявших на приколе автобусов. Не всем нравится оздоровление ПАТП. Есть случаи стрельбы из пневматики по автобусам с пассажирами. Есть факты запугивания водителей и кондукторов. Наиболее вопиющее — одного из сотрудников контрольно-ревизионной службы облили бензином и угрожали сжечь, если не перестанет «копать». Пришлось обеспечивать физзащиту сотрудников. При этом следует понимать, что ПАТП — это планово‑убыточное предприятие. Сегодняшний тариф на перевозку пассажиров, 15 рублей, не позволяет работать даже «в ноль». Оптимальная себестоимость одной поездки с учётом корректировки — 20 рублей. Понятно, что в лучшем случае тариф поднимут до 18 рублей.

Значит, нужно находить способы зарабатывать. Резервы есть. Уход с рынка двух групп нелегальных перевозчиков принёс в кассу ПАТП 3,2 миллиона рублей. А ещё можно минимизировать налоги, грамотно выставлять на линию большие и маленькие автобусы. И создать техцентр, который будет зарабатывать обслуживанием автобусов, грузового и легкового транспорта.

Подытожим: есть муниципальный заказ — есть предприятие, способное его выполнить; есть проблемы — есть пути их решения и перспективы. Не надо мутить воду, есть желание — помогите. Нет — отвалите в сторону и злословьте на кухнях.

P.S. Когда публиковался материал, стало известно, что на ПАТП были выявлены «левые» талончики на сумму 36 (!) миллионов рублей. Их происхождение сейчас устанавливает полиция.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле