Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске+2°CМирном+1°CШенкурске+1°CЯренске0°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 03.03.2024 10:33

Телега впереди кобылы

17.09.2014 17:16
Продолжение рассказа Ирины Будник – подполковника внутренней службы в отставке – третья часть истории о ее службе, о неразберихе в управленческой системе МЧС. В этой части истории Ирина Будник отступает от развлекушных рассказов, в которых, тем не менее, отражалась вся суть ведомственного управленческого дурдома, и вспоминает о лихих зигзагах реформаций, сотрясающих структуру и по сей день.

Третья часть истории на злободневную МЧС-овскую тему, далее цитата:

Как бы там ни было, но с точки зрения жизненного юмора – можно пережить эти ежемесячные «войнушки», можно научиться не обращать внимания на мелочи, типа порядка размещения карандашей и прочих необходимых вещей в «тревожном чемодане».

Можно даже извлечь из происходящего массу позитива – для внесения «оживляжа» в скучноватую процедуру проведения плановых проверок пожарных подразделений.

Вот, например, абсолютно реальный случай – его мне изложил коллега, заслуживающий всяческого доверия. К ним в гарнизон прибыл очередной проверяющий, тоже из бывших военных, а ныне – большой специалист по боеготовности. Надо сказать, человек был совестливый, вовсе уж с нулевыми представлениями о пожарной охране работать в системе не пожелал – чуть ли не наизусть выучил Боевой устав ПО. И вот – ситуация: дежурный караул пожарной части города N-ска выстроен, проверяющий инспектирует начкара:

- Доложите порядок ваших действий по прибытию к месту пожара.

Начальник караула добросовестно перечисляет свои действия, доходит до слов «произвожу разведку» - и тут бравого военного, что называется, «замыкает».

- Спасибо, достаточно. Теперь о разведке. Разведчики, три шага из строя!

Караул, мягко говоря, в офигении завис. Когнитивный диссонанс по причине различия в терминологии.

Разведкой в армии занимаются специально обученные люди – разведподразделения, общими словами обозначая - либо в составе армейского звена, либо приданные с целью выполнения поставленной задачи. У пожарных специальных разведчиков нет. Уточнение деталей обстановки, сложившейся к моменту прибытия, первый руководитель тушения пожара (как правило – начальник караула) может производить или сам, лично, или поручить наиболее опытным бойцам, или осуществлять всеми наличными силами.

За исключением водителей пожарных автомобилей – они в разведку не ходят, их задача – обеспечение бесперебойной подачи воды и огнетушащих средств, поддержание связи. Так что, реальный случай с «разведчиками» распространился в российской пожарной охране как анекдот.

Мне – ну очень понравился, честно признаюсь. Неплохая эмоциональная разгрузка, заодно – отличный тест на сообразительность. Вот наш пример. Проверяю боеготовность отряда пожарной охраны в Котласе. Процедура стандартная: дежурный караул построен в пожарном депо, готовится к выборочной сдаче норматива (и леший его знает, этого «проверяльщика», что из нехилого «нормативного» списка он выберет, какие упражнения).

Вот в этой нервной обстановочке очень пригодился анекдот. Рассказываю – смеётся личный состав ПЧ-16, отпустили нервишки, значит. Я, добрая такая:

- А теперь – внимание! Разведчики – три шага из строя, шагом марш!

Заминочка – в какие-то доли секунды – и караул дружно шагает вперёд, оставив на месте двоих водителей. Бальзам на душу, честное слово! Каждый боец способен на принятие единственно верного решения в ограниченное количество времени. Как на пожаре.

****

И снова возвращаюсь к этому скоропостижному «объединению» под эгидой МЧС. Дело даже не в том, что «тулуп к пуговице пришили», всё сложней гораздо. И – проблемнее. Меня, белую, пушистую и законопослушную, почти сразу зачисли в ярые МЧС-ненавистницы. Я постоянно задавала вопросы, на которые ответов не было в принципе.

В частности, каким образом будет производиться набор на службу, прохождение службы, увольнение? По нормативным документам МВД, куда до 31 декабря 2001 года входила пожарная охрана?

Похоже, так, ведь собственного Положения о службе МЧС вновь обретённым подчинённым не предложило. Даже не адаптировало прежнюю нормативную базу министерскими приказами.

Боевой устав пожарной охраны (сокращённо – БУПО) – ну прямо красная тряпка для разъярённого быка. Какие такие боевые действия совершают пожарные?! Они же не стреляют – тушат. Не убивают – спасают. Скорее всего, погоны у пожарных – чисто по приколу. Неправильные погоны.

Неправильные? Да как сказать… Я – зануда. Я процитирую законодательство Российской Федерации. «Каждый работник имеет право на: отказ от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, до устранения такой опасности» (п.4 ст.219 Трудового кодекса РФ). И вот вам «случай, предусмотренный федеральным законом «О пожарной безопасности», статья 22:

«При тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ проводятся необходимые действия по обеспечению безопасности людей, спасению имущества, в том числе:

проникновение в места распространения (возможного распространения) опасных факторов пожаров, а также опасных проявлений аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций;

создание условий, препятствующих развитию пожаров, а также аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций и обеспечивающих их ликвидацию;

эвакуация с мест пожаров, аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций людей и имущества, оказание первой помощи».

Ну, и где тут «имеет право на отказ», причём, в условиях непосредственной угрозы здоровью и жизни? Нетути… Не та работа. Что, ещё раз, подтверждает БУПО от 1995 года (п.7, гл.2): Боевые действия на боевых позициях в условиях крайней необходимости, связанной с непосредственной угрозой жизни и здоровью участников тушения пожара, могут выполняться с отступлением от установленных требований охраны труда и техники безопасности только в исключительных случаях и, как правило, добровольцами.

Добровольцы… Я не знаю случая, когда кто-то из бойцов отказался выполнить предписанное Боевым уставом. Я знаю случаи, когда всё совершенно наоборот – когда упорно продираются через огонь, вопреки запрету РТП – во имя спасения чужих жизней. Иногда – ценой своей жизни…

Ополчиться на БУПО – дело нехитрое. Только чем заменить-то? Пресловутой пожарной совестью? Или «двести девятнадцатой» Трудового кодекса? Как по мне – я бы вот взяла и заменила. Только пожарные не согласны – иначе они просто дворники тогда будут, а не профессионалы…

Возмущалась я относительно «антиэмчеэсовского» ярлыка абсолютно искренне. Саму идею создания такой вот организации, как МЧС, я всей душой поддерживаю. Да-да, именно так. И сама жизнь подталкивала к подобной организации, которая осуществляла бы единое руководство и организовывало работы любой сложности и направленности. Наводнение, например – нередкий для нашей страны фактор.

А что, в подтопленных сёлах люди не болеют? Дома не горят? Не рушатся подмытые водой строения? Ещё как, да и разом, как правило. И в подобной ситуации как раз требуются солидарные действия самых разных специалистов. Один лечит, другой тушит, третий эвакуацию организовывает. Силы – единые, управление – одно. Это же логично, это необходимо. Здравая идея!

Но исполнение…

Снова анекдот в тему.

- Мышка, ты почему верёвочку за собой тащишь?

- А что, мне её впереди себя толкать, что ли?

Вот это подход МЧС-овский: телегу впереди лошади поставить – и толкать до посинения. Главное – доложить об исполнении любого указания в самые кратчайшие сроки. А спорные и неоднозначные вопросы должны увязываться и утрясаться «в процессе».

В общем, как начали 1 января 2002 года, так и понеслась телега, которая впереди лошади. Через два с половиной года ситуация запуталась дичайшим образом – в результате всяческих реформаций и оптимизаций.

Это ж так интересно – оптимизировать, реформировать, играться в живых солдатиков, особенно когда любимый танк остался лишь в воспоминаниях, но в мозгах уже застряло накрепко «приказы надо выполнять!»

Особо урожайным на реформации выдался год 2004-й. Не опираясь на закон, погоняя замученную пожарную клячу только приказами и директивами, в срок до 30 апреля пожарных обязали вместо отрядов Государственной противопожарной службы создать и зарегистрировать некие незаконнорожденные органы под названием «Управления по делам ГО и ЧС».

И наплевать, что с переназначением на должности в УГОЧС пожарные лишаются права на заслуженные пенсии и льготы! Нужно выполнять приказ!

Ну, выполнили. Со скрипом, с кровью. Наплодили УГОЧС-ов, назначили пожарных на новые должности, из которых волшебным образом выпала аббревиатура «ГПС» (Государственная противопожарная служба). И – пенсионный отдел УВД не принял пожарных, уволившихся с новых должностей, на пенсионное обеспечение.

Минимум по два десятка лет отдали люди одной из самых тяжелых и опасных на земле профессий, жизнью своей рисковали, спасая попавших в беду, здоровье потеряли – а в результате оказались у разбитого корыта. Испытали горечь бессилия и унижения сполна, доказывая в судах своё законное право на получение пенсии.

Пришлось изобретать полубредовую формулировку «должность связана со службой в ГПС», протаскивать через прецедентный суд, как бы, узаконивший эту канцелярскую поделку – и долгое время, пока, наконец, на уровне Москвы не «утрясли» противоречия, увольнять пожарных ветеранов вот так, по-смешному – но с правом на пенсию.

Не успели опамятоваться после «реорганизаций» апреля – 28 июня того же 2004 года Северо-Западный региональный центр МЧС присылает очередной эпохальный приказ № 180 («поворот на 180 градусов», как тут же метко окрестили этот перл остроумные пожарные).

Суть приказа: в срок до 1 июля (всего за два дня!) привести в строгое соответствие с законодательством все учредительные документы отрядов Государственной противопожарной службы. То есть, отменить то, что предписывалось утвердить до конца апреля, и разработать, обсудить и утвердить совершенно противоположное - к началу июля. Два дня, конечно же, самый оптимальный и легкоисполнимый срок…

Не успели пожарные и администрации охраняемых территорий переварить эту новость с чётким, по-военному, поворотом «кругом» - новая напасть: государев Указ, утвердивший Положение об МЧС. Плакать хотелось от счастья: ну наконец-то разродились! После почти трёх лет внеправовой «беременности»…

Рано радовались. Почитали – прослезились. В Положении чётко прописано, что государство (в лице своего «чрезвычайного» министерства) более не желает нести ответственность за обеспечение противопожарной защиты населения и территорий. Эту «мелочь» оно отдаёт на откуп субъектам Федерации и муниципалитетам. В общем, тушите сами свои пожары и спасайте сами своих погорельцев.

А государство (в лице МЧС) берёт на себя заботу о крупных объектах федерального значения (коих на территории нашей области – сущий мизер). Следовательно, государственных пожарных тоже останется – мизерное количество. А хочет область жить хорошо и безопасно в пожарном отношении – пусть создаёт пожарную армию областного значения и живёт себе припеваючи! О как!

Не успела администрация области (и пожарный гарнизон) поверить в это откровенное «кидалово» - бац! – подтверждение серьёзности намерений государства в виде очередного эпохального приказа МЧС № 353. Главного управления Государственной противопожарной службы (основного законного руководителя пожарной охраны России) не существует с 26 июля 2004 года! 

Особенно издевательски сей приказ выглядел на фоне буквально накануне праздновавшегося 70-летия создания пожарного Главка. Хорошие слова говорили, грамоты раздавали, ценные подарки; как водится, желали долгой жизни и дальнейших профессиональных успехов. Поздравляли, зная о скором расформировании – приказ-то не за секунду готовится, сами понимаете…

Пожарные инженеры, особенно такие зубры, какие руководили пожарной охраной страны, невостребованными не останутся. Очень многие, сугубые профи, тушилы и профилактики с немеряным стажем и опытом, написали рапорты – и покинули палату №6. Я вот спокойно пользуюсь услугами железнодорожного транспорта, потому как знаю, что безопасность РЖД обеспечивает не кто иной, как полковник Крылов, бывший начальник отдела службы уничтоженного Главка.

В общем, они ушли, а мы – остались. Я, например, наивно полагала, что раз пошли эти нормативные подвижки, то появилось понимание, что без чёткой нормативной базы такая разностороння служба работать не сможет. И теперь, пусть и с запозданием, лошадь и телегу таки поменяют местами. Блажен, кто верует, как говорится.

Конец цитаты.

Материал предоставлен общественно-политической газетой "Правда Северо-Запада" выпуск от 17.09.2014.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле