Завтра в Архангельске−19°CСеверодвинске−19°CОнеге−18°CВельске−18°CМирном−20°CШенкурске−21°CЯренске−19°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,понедельник, 12.02.2024 20:53

Порождение "холодомора"

03.02.2016 17:02
Почему в Архангельской области замерзающих поселков год от года все больше?

2016 год начался чередой «холодоморов» – поселки и города замерзали один за другим, а поведение местных и региональных властей вызывало ощущение бессилия.

Напомним, что 2015 год «прославил» Архангельскую область на всю Россию «холодомором» в поселке Савинский с населением около восьми тысяч человек.

В январе этого года в список попали несколько замерзающих населенных пунктов – поселок Кулой (более 5 тысяч человек), Няндома (более 20 тысяч человек) и Коноша (более 11 тысяч человек).

Примечательно, что информационный вакуум, длившийся первую декаду января и разрушенный силами общественности и независимой прессы, сменился ощущением беспомощности областного правительства в оперативном решении вопросов.

Лишь к середине января появились первые комментарии руководителей Архангельской области, которые тут же нашли виноватых – ими оказались местные власти и руководство теплоснабжающих организаций.

Однако, если взять для примера ситуацию в Кулое, где причиной сбоя поставки топлива называют аварию на шахте «Инта­уголь», почему-то наши чиновники умолчали, что предприятие было объявлено банкротом еще в середине ноября прошлого года. Цитируем сообщение с сайта Арбитражного суда Республики Коми от 17 ноября 2015 года:

«Арбитражным судом Республики Коми оглашена резолютивная часть решения по делу А29-6927/2014 по заявлению ООО «Евразийская энергетическая компания» и ОАО «Коми энергосбытовая компания» к акционерному обществу «Шахта «Интауголь» о признании несостоятельным (банкротом).

Согласно документу, опубликованному в «Картотеке арбитражных дел», процедуру наблюдения в отношении ОАО «Шахта «Интауголь» решено прекратить, признать ОАО «Шахта «Интауголь» несостоятельным (банкротом) и открыть процедуру конкурсного производства сроком на шесть месяцев».

Конец цитаты.

Конечно, потом еще была авария на шахте, которой и объяснили перебои с поставками угля в Кулой. Но, если бы она не произошла, сколько бы еще предприятие-банкрот могло поставлять уголь в Кулой? Странно, почему правительство Архангельской области не задалось этим вопросом тогда, в ноябре? Не владели информацией или понадеялись на авось и спокойно ушли ждать новогоднего чуда?..

***

Второй пикантный момент. В поисках виноватых со стороны правительства Архангельской области так ни разу не удалось услышать каких-либо претензий к компании «Архоблэнерго». «Все хорошо, прекрасная маркиза»?

Кто не в курсе – ОАО «Архангельская областная энергетическая компания» (АОЭК) является главным поставщиком топлива для объектов энергетики Архангельской области. Это стопроцентно дочернее предприятие администрации Архангельской области, поэтому полностью подконтрольно региональным властям. На протяжении последних лет АОЭК ведет подготовку к отопительному сезону так, что после начинается «холодомор». Почему так происходит? Попробуем разобраться.

***

В разговоре с корреспондентом «Правды Северо-Запада» эксперты описали алгоритм действия. Перед началом отопительного сезона АОЭК проводит конкурсные процедуры по выбору поставщика угля. Обязательным условием тендеров является не только централизованная доставка топлива в регион, но и развозка угля до конечного потребителя, в многочисленные котельные. Сложная логистика уже на этом этапе отбивает желание участвовать в тендерах у большинства угледобывающих предприятий из других регионов.

В итоге, как правило, конкурсы выигрывают фирмы-посредники. Далее, заключив контракт с АОЭК, посредник обращается к производителю и покупает уголь по реальной рыночной цене – она всегда значительно ниже контрактной, установленной «Арх­облэнерго». Вдобавок нередко уголь покупается низкого качества, что еще больше увеличивает выгоду посредника.

В дальнейшем угольное предприятие отправляет топливо грузополучателю – на склад «Арх­облэнерго» в Архангельском речном порту (железнодорожная станция Жаровиха). И отсюда посредник должен организовать доставку угля в котельные населенных пунктов Архангельской области.

Естественно, что для развоза угля до конечного потребителя посредник заключает договор с транспортной структурой, предлагающей самую низкую стоимость услуг. Качество работы при транспортировке также очень часто оставляет желать лучшего и приводит к срывам графика поставок угля объектам малой энергетики региона.

Важнейший момент: «Архобл­энерго» должно контролировать качество и количество поставляемого угля, а также сроки доставки топлива на всех этапах – на своем складе в Архангельском порту и даже в самой маленькой котельной в селе на отдаленном острове. Но контроля нет. Эксперты полагают, что по этой причине зачастую топлива не хватает на зиму, а низкосортный уголь не дает тепла, необходимого на полноценный обогрев жилья в лютую стужу.

***

Дабы не быть голословными, приведем пример и обратимся к решению Арбитражного суда Архангельской области от 14 сентября 2015 года. Из документа следует, что 2 июня 2014 года некое ООО «Нортекс» с питерской пропиской заключило с «Арх­облэнерго» договор на поставку угля в объеме 41 тысяча тонн.

Однако при поставке уголь был неправильно складирован и вовремя не доставлен «Нортексом» конечным потребителям. Из-за бездействия посредника, отсутствия контроля и процедуры приемки со стороны «Архоблэнерго», произошло самовозгорание угля на складе в порту.

Цитата из определения суда:«В рассматриваемом случае при получении товара у ОАО «РЖД» на станции Жаровиха получателем товара и покупателем не произведена в установленном Инструкциями № П 6, №П 7 проверка товара по качеству и количеству, при приемке груза без проверки не были сделаны соответствующие отметки в товаросопроводительных документах, надлежащим образом не отбирались образцы товара и не направлялись образцы поставщику на исследование, не оформлены результаты проверки двусторонним актом.

<…> Риск гибели товара (23 249 тонн на сумму 79 046 600 руб. 00 коп.), полученного ОАО «АОЭК» на станции Жаровиха (в том числе в результате самовозгорания на площадке его хранения АО «Архангельский речной порт»), так и неблагоприятные последствия, вызванные пожаром, лежат на ОАО «АОЭК».

Конец цитаты.

Летом 2014 года жители Архангельска могли прямо с набережной наблюдать клубы дыма «за рекой». Это горел тот самый уголь. А потом пришел «холодомор»…

Заметим, что уголь горел несколько месяцев, причиняя вред экологии региона, и за это время полностью утратил свои свойства. Значительную часть этой партии архангельские котельные не получили.

***

Примечательно, что в арбитражном суде «Архоблэнерго» пыталось отказаться от оплаты угля, ссылаясь на его низкое качество. Но, поскольку формально он был принят сотрудниками «Архоблэнерго», суд взыскал полную стоимость угля в пользу поставщика-посредника.

Обратим внимание, что речь идет о более чем 79 миллионах рублей долга, более 5 миллионов процентов, а также 194 989 рублей 45 копеек расходов по уплате государственной пошлины.

Получается, что «Архобл­энерго» не только было вынуждено оплатить сгоревший в порту уголь, но и вновь закупить топливо у других поставщиков, фактически заплатив за подготовку к отопительному сезону двойную цену.

Нехилые расходы для государственного предприятия, учитывая нарастающий дефицит бюджета Архангельской области? В то же время наблюдатели отмечают, что закупочная схема «Архоблэнерго» приводит к тому, что бюджету причиняются немалые убытки.

Более того, создается ощущение, что закупка угля ведется по завышенной цене. И здесь вновь встают вопросы. Почему в последние годы не удается обнаружить ни одного прямого производителя, выигравшего конкурс «Архоблэнерго» на поставку угля? Почему на тендере отдельно не покупается уголь у производителей по более низкой цене? Почему транспортные услуги не организуются грамотно и отдельно от поставок топлива?

Что это? Признаки некомпетентности? Лоббирование личных интересов? Надеемся, что надзорным органам ответы на эти вопросы будут также небезынтересны.

Ведь «хождение по граблям» продолжается. И не исключено, что ситуация может вновь повториться, так как по решению закупочной комиссии «Архоблэнерго» в качестве поставщика топлива на котельные в Архангельской области в 2016 году вновь был выбран посредник – ООО «Флотснаб», также с пропиской в Санкт-Петербурге. Чувствуете почерк?

Продолжение темы «холодомора» следует…

Материал предоставлен общественно-политическим изданием "Правда Северо-Запада", опубликовано 3.02.2016

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле