Из соседнего Ненецкого автономного округа продолжают поступать тревожные сообщения. Только НАО отошёл от драмы с присоединением к Архангельской области, как окружная общественность взбаламутила новость о грядущем забое целого стада оленей (в том числе беременных важенок), принадлежащих СПК «Заполярье».
Одним из первых тревогу в социальных сетях поднял местный депутат Матвей Чупров, жёстко раскритиковавший работу окружного департамента природных ресурсов и АПК, заявив о том, что чиновники должны были принять все меры для сохранения оленеводства на Тимане заранее, зная о готовящейся ликвидации в хозяйстве, — далее цитата со страницы Чупрова в «ВКонтакте»:
«Департамент должен был принять все меры для сохранения оленеводства на Тимане. Найти варианты, заручится поддержкой депутатов, если необходимо финансирование, привлечь оленеводческие хозяйства региона. И такие предложения, как стало известно, в департамент от оленеводов поступали. Цена вопроса выкупа оленей для бюджета — стоимость трёх квартир в Нарьян-Маре. Это мизер для сохранения стада домашнего оленя на Тимане!
До ликвидации стада ещё два дня и у вас, Альберт Маратович, есть целый следующий день. Примите решение о сохранении стада. Выберите желающих, пообещайте СПК „Заполярью“ решить вопрос с оплатой за оленей. Передайте бригаду другим оленеводам. Давайте поможем им на начальном этапе из бюджета. Так приобретались олени для общин Нельмин-Носа, а сегодня мы гордимся их результатами. Остановите забой. Уверен, что депутаты НАО вас в этом поддержат.
И ещё. СПК „Заполярье“, а тем более оленеводы не виноваты в том, что оленеводство — убыточная отрасль, а уровень поддержки недостаточен. Предел работать за нищенскую зарплату или в убыток есть у каждого человека. В „Заполярье“ он наступил раньше. На подходе СПК „Восход“ и „Нарьян-ты“. И это тоже зона ответственности департамента. Если не предпринять мер, то похожая ситуация случится совсем скоро».
Конец цитаты.
Депутат убеждён, если всё двухтысячное стадо пойдёт под нож, то это будет первый такой случай не только в округе, но и во всей большеземельской тундре за многовековую историю оленеводства.
А всё началось, судя по всему, ещё год назад. Именно в 2020-м, если верить информации из сообщества «ВК» «Союз-оленеводов НАО», коллектив «Заполярья» принял решение о полном сокращении оленеводческих бригад и оленеводства в целом. Обосновывается данное решение на практически полном отсутствии кадров в оленеводстве кооператива, — далее цитата:
«В подобном положении или близко к этому находится СПК „Нарьяна Ты“, СПК „Восход“, СРО КМНС „Сармик“, ОПХ, СПК „Харп“, СПК „Ижемский оленевод“, СПК „Индига“, СПК „Ерв“ — сокращают количество бригад и объединяют оставшиеся кадры. СПК „Колгуев“ лежит на боку и вставать уже не собирается…
Провальной ситуации не так давно избежали СПК „Дружба Народов“ и СПК „Рассвет Севера“ за счёт привлечения молодых кадров из семей оленеводов — частников и СРО КМНС „Ямб То“.
Это происходит на РОДИНЕ Оленеводства Ненецкого типа — самого Успешного и Стабильного в Мире. Который применяется практически на всей территории Арктической зоны».
Конец цитаты.
Можно только представить, в каком состоянии находятся местные жители. Одни комментарии в социальных сетях говорят о том, что известие о возможном забое скота повергло жителей округа в шок. Ярче всего граждане высказываются на странице того же Матвея Чупрова в «ВКонтакте».
Основная мысль сходится к тому, что оленей необходимо и можно спасти, например, передав их другому хозяйству. Но тут возникает резонный вопрос: найдутся ли желающее?
В НАО бытует мнение, что отрасль постепенно загибается и виной тому могут быть две причины.
Первая. Для молодёжи народный промысел уже не так интересен. Ребята предпочитают уезжать и получать образование, а не провести свою жизнь в тундре. С каждым годом оленеводы становятся всё старше, а на смену им приходит всё меньше и меньше молодых.
Вторая — это поддержка со стороны государства. Со слов Матвея Чупрова, промысел является убыточным, а той самой поддержки банально не хватает. Никто не хочет работать себе в убыток. Об этом говорят и сами представители оленеводческих хозяйств, отмечающие, что упадок начался во времена Советского Союза, когда был введён вахтовый метод.
Грубо говоря, тогда людям показали другую жизнь, что постепенно привело к ослаблению народных традиций. Отлучение детей кочевников от родителей попросту разрушало важнейшие семейные связи. Казалось бы, в таких условиях власть должна держаться за основной промысел, но местные любят говорить, что видят больше отчётов и красивых пресс-релизов, нежели реальных действий.
Да и к самому руководству они относятся скептически, иронизируя, что дольше трёх-четырёх лет в округе чиновники не задерживаются.
P.S.
В комментариях жители округа несколько раз отметили, что «Заполярье» принадлежит новоявленному депутату Госдумы Михаилу Кислякову. Мы проверили. Это не совсем так. Михаил Кисляков действительно руководил кооперативом.
А вчера, если верить базе данных «Контур.Фокус», его возглавил некто Николай Михайлович Кисляков. Скорее всего, родственник.
Поэтому мы не можем не обратиться к депутату, а вместе с нами, надо полагать, подпишутся и жители округа: не дайте свершиться убийству! Спасите животных, найдите решение!
Понятно, что речь идёт о бизнесе и кооператив вполне может продать само мясо оленей, но мы всё же говорим о беременных важенках.
P.P.S.
Ещё свежа в памяти история из Холмогорского района Архангельской области, когда на опытной станции сгноили целый урожай картофеля. Наша редакция била тревогу, взывала к благоразумию, призывая дать возможность народу самому собрать картошку.
Но никто не отреагировал. Урожай погиб.
А называется это простым словом — вредительство. При Сталине за такое ставили к стенке. Согласитесь, что истории очень похожи.