Режиссер: Степан Бурнашев
В ролях: Иннокентий Луковцев, Андрей Фомин, Георгий Бессонов.
Премьера 30 марта 2023 года.
В Интернете набирает обороты новый скандал: россияне не в курсе, почему Роскомнадзор лишил их возможности легально посмотреть самый кассовый якутский фильм «Айта».
Цензоров в очередной раз трудно понять. Официальная формулировка запрета на показ в онлайн-кинотеатрах звучит так:
«В картине демонстрируется неравенство лиц по национальному признаку. Положительные стороны героев одной национальности противопоставлены подчеркнуто негативным чертам героев другой национальности. Распространение такой информации аудиовизуальными сервисами недопустимо. Роскомнадзор направил владельцам аудиовизуальных сервисов требования о необходимости устранить выявленные нарушения».
В данном случае РКН вступает в конфликт с Минкультом, который никакого разжигания розни в «Айте» не усмотрел и спокойно выдал прокатное удостоверение. Фильм без скандалов прошел по местным кинотеатрам и фестивалям, пока не попался на глаза неизвестному цензору.
Вероятно, этот профессиональный синефил не досмотрел ленту до конца, выбежав из зала, как только почувствовал разгорающуюся внутри себя ненависть к русскому человеку.
Фильм «Айта» — это тот случай, когда не стоит верить на слово уважаемым блюстителям чистоты наших умов. Никакой якутский национализм картина не пропагандирует. Даже наоборот: в сюжете есть лобовое осуждение ксенофобии и практически прямым текстом говорится, что не нужно относиться к человеку плохо только из-за его происхождения.
Без спойлеров абсурдность запрета не показать, поэтому в паре абзацев раскроем финал «Айты», без которого ленту действительно можно было бы отнести к разряду ксенофобных.
По сюжету после вечеринки одноклассников якутянка Айта — дочь охотничьего инспектора Айаала — совершает попытку наложить на себя руки. В кармане её одежды мама находит записку: «Афоня, я тебя ненавижу!»
Такое имя в поселке только у одного человека — русского полицейского, который накануне подвозил школьницу до дома. Ситуация обостряется после того, как Айта умирает в больнице и выясняется, что она была ещё и беременна.
Айаал и жители села решают устроить расправу над Афоней, но начальник отдела полиции якут Николай отказывается выдавать сослуживца. Уже перед самым штурмом полицейского участка выясняется, что Афоня — это якутский школьник из соседнего поселка. В финале фильма Афоня прощает Айаала, говорит, что все произошедшее заставило его многое пересмотреть и теперь он хочет перестать, как раньше, жить «только днем сегодняшним», жениться и завести семью.
То есть, нам прямо говорят, — «Нет плохих наций, есть плохие люди». Более того, цель в жизни у положительного персонажа — завести семью и нарожать детей. С такой моралью «Айте» можно выдать премию за самый скрепный фильм года, но вместо этого запрет и скандал.
«Айту» легко можно упрекнуть в чернушности, слишком скупом цветокоре и в плохой игре пары якутяночек, но это уже дело вкуса и точно не повод запрещать ленту.
Кино действительно очень тёмное. На экране круглые сутки льёт дождь. Погода создаёт унылое настроение и после смерти Айты картинка не посветлеет до самого конца. Возможно, при ясной погоде атмосфера была бы не та, но ливень особого саспиенса не добавляет, зато вселяет уверенность в зрителя, что ему показывают очередную социальную драму про быт глубинки.
Зато, дождь — важное сюжетное звено: из-за обильно выпавших осадков дороги размыло, так что жители посёлка фактически остаются отрезанными от цивилизации. Ни следователи из Якутска, ни врачи из города приехать не могут, а местные полицейские не в состоянии отвезти Афоню на безопасное расстояние.
Ещё один минус — диалоги на якутском. Безусловно, на родине этот ход добавляет колорита, но вся остальная Россия смотрит на хорошую актёрскую игру с двумя звуковыми дорожками (русская речь поверх якутской). Голоса актеров озвучания далеко не всегда подходят персонажам и эмоции человека на экране и голоса за кадром часто отличаются. Возможно, субтитры исправили бы этот недочёт.
Режиссер признался, что своим фильмом хотел показать опасность поспешных суждений, причём для всех участников процесса. Полицейского Афанасия чуть не линчевали из-за целого ряда стереотипов: «менты своих отмажут», «да им закон не писан», «приезжий сначала одну нашу девку испортил, теперь за детей принялся». Всё, приговор готов, можно идти штурмовать участок.
Отдельной похвалы заслуживают образы якутских полицейских. В этом плане «Айта» — фильм-антоним к «Майору» Быкова. Во втором случае участок тоже штурмовали разгневанные граждане с оружием, только те полицейские действительно укрывали знатного подонка, а в якутской ленте Афоню не выдают толпе не потому, что он свой, а потому, что презумпция невиновности и закон превыше эмоций.
Следователь — начальник Афони — тоже на стороне местных, сам бы убил педофила, но в первую очередь он — служитель закона и поступает соответственно.
Именно за счет историй героев фильм и заслуживает внимания. Интересно наблюдать, кто как себя поведет в сложившейся ситуации, у кого первого сдадут нервы.
Ближе к концу «Айта» скатывается в излишнее морализаторство. Видимо, режиссер подозревал, что могут быть проблемы с цензурой, поэтому напрямую говорит, — «Быть расистом плохо, пнятненько?»
Этот ход не сработал. Кто бы мог подумать, что современные цензоры не смотрят хорошие фильмы до конца?
16+
Александр Губкин