Завтра в Архангельске +6°CСеверодвинске +6°CОнеге +6°CВельске +8°CМирном +7°CШенкурске +7°CЯренске +4°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, воскресенье, 31.10.2021 09:24

Лоцман — профессия женская

31.03.2013 10:28
Первой женщиной-лоцманом в СССР стала уроженка Виноградовского района — Ольга Добычина.

В 1937 году ей было всего 18 лет, когда она сдала экзамены в Архангельском мореходном училище и стала первой в Союзе девушкой — дипломированным лоцманом с правом проводки судов в морском порту столицы Русского Севера и в Белом море.
Мы рождены, чтоб сказку сделать былью...

 

СССР. 30‑е годы XX века. Невероятное время: набирает ход маховик массовых репрессий и одновременно закладываются и сдаются великие стройки, совершаются удивительные открытия и достигаются мировые рекорды. Страна за считанное время преображается в одну из ведущих индустриальных держав. Появляются специалисты, которых не было в царской России. От юношей не отстают ни на шаг и девушки.

Полные дерзких замыслов, они берутся за то, что ещё десятилетие назад казалось немыслимым. Все шаблоны, стереотипы, предрассудки летят в тартарары. Валентина Гризодубова, женщина-лётчик, и не просто пилот, а испытатель, тракторист-стахановка Паша Ангелина, да мало ли их было в те годы... Молодые, отважные и не растерявшие обаяния и красоты. Есть кем гордиться и Архангельской области. Именно у нас на капитанские мостики больших и малых пароходов поднималась изящная, хрупкая, но строгая в чёрной морской форме лоцман Ольга Добычина.

С по - над берегом Двины

Виноградовский район, в прошлом село Моржегоры, а ныне Морж, расположенное на крутом берегу Северной Двины, — родина Ольги Ивановны Добычиной. Девчонкой она, как и все подростки, наверняка сидела у деревьев и смотрела, как идут по реке буксиры и другие суда, как режут они водную гладь своими носами, как тает кильватерный след за ними, а ветер уносит запах дыма из труб, слушала, как размеренно работают судовые машины.

Скорее всего, именно эти картины и сформировали у Ольги желание однажды оказаться на палубе корабля. И не просто матросом, а судоводителем. Первый шаг был сделан довольно скоро: она вместе с двумя подругами приехала в Архангельск и поступила на рабфак. Было в то время такое промежуточное звено между школой и вузом, когда вчерашних крестьянских детей учили, как сегодня готовят на подготовительных курсах.

Девушка-лоцман? Что ж такого...

По окончании рабфака, отмечу, с отличием, Ольга поступила на судоводительское отделение Архангельского мореходного училища. С лоцманским уклоном. Ей повезло с преподавателями: Ольгу учили такие асы, как лоцманский командир З. Рашев, его помощник Г. Кузнецов и старший лоцман Архморпорта А. Пустотный. О последнем следует вспомнить, что он был одним из участников первой русской экспедиции Г. Седова на Северный полюс.

Господствующие ветра, приливы-отливы, течения, банки и отмели, нагонная вода, глубины — это и многое другое Ольге предстояло не просто выучить назубок, а буквально впитать в себя. Лоцман, как сапёр, не имеет права на ошибку. Она училась, училась так, что в 1937 году блестяще сдала квалификационные экзамены и получила в 18 лет лоцманский диплом. 18 лет — удивительный возраст.

Теперь предстояло самое главное испытание — практическое сопровождение (читай — судовождение). Первый свой пароход лоцман Добычина провела к пирсам Бакарицы. Сохранились воспоминания, что как только катер забрал девушку, вахтенный матрос забросал солью палубу, по которой проходила Ольга Добычина. Так иностранные моряки по старому поверью пытались обезопасить себя от не менее древней приметы: женщина на корабле не к добру.

В скором времени молва о том, что в архангельском порту работает лоцманом девушка, достигла каждого капитанского мостика на судах, идущих с грузами или за ними в Белое море. Это было настолько диковинным, что на работу Ольги поднимались посмотреть всей командой. А она не обращала на зевак никакого внимания.

Архангельск — Калининград

История сохранила примечательный эпизод из лоцманской биографии Ольги Добычиной. В один из осенних пасмурных дней Добычина выехала к взморью на встречу иностранного лесовоза «Усквалей». На борту судна лоцмана встретил немолодой, щеголевато подтянутый, с ярко-рыжими усами капитан Ильсон. Он много раз бывал на Севере, слышал, что в Архангельском порту работает девушка-лоцман. И вот сегодня ему впервые не только пришлось познакомиться с ней, но даже доверить ей проводку своего судна.

Капитану, видимо, хотелось что-то спросить у лоцмана. Он ждал подходящего момента. Воспользовавшись минутным затишьем, он обратился к Ольге Ивановне с вопросом — не волнуется ли она при проводке таких крупнотоннажных лесовозов, оцененных при страховке Ллойдом в 175 тысяч фунтов стерлингов. Добычина выслушала Ильсона и спокойно ответила ему, что в эту навигацию «Усквалей» будет по счету 58‑м судном, проведенным ею в порт. Пока все было отлично, надеется, что и на этот раз лоцманские знания не изменят ей. А спустя двенадцать дней тяжело груженный «Усквалей» покидал Архангельский порт. На капитанском мостике океанского судна вновь стояла девушка-лоцман. (1).

В 1940 году Наркомат морского флота СССР наградил лоцмана Добычину значком «Почетному работнику морского флота». А потом началась война и девушка в чёрной шинели с золотым шитьём на рукавах проводила к причалам суда, приходящие в Архангельск по ленд-лизу. Работала как и все — на износ, не считаясь со временем, превозмогая усталость и нечеловеческое напряжение.

Ольге Добычиной судьбой было уготовано расставание со ставшим родным Архангельском. В 1947 году начальство командировало её в Кёнигсберг, ставший советским Калининградом. В этом городе она обрела новых друзей, коллег и семью, став Ольгой Добычиной-Громадской. В самом западном городе-порте СССР она отработала более 20 лет, возглавив хлопотное, но знакомое до мелочей хозяйство портнадзора.

Источники и фото:

1. Статья «Лоцман Оля Добычина» с сайта «Двиноважье. История и культура Виногроадовского района» (dvinovaje.ru) Оригинал материала — журнал «Морской флот» № 3, 1971 г.

На фото — Ольга Добычина за проводкой «Постышева» в порт Архангельск. 1937 год.

Материал опубликован в общественно-политической газете «Правда Северо-Запада» от 27 марта 2013 года.

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле