Завтра в Архангельске 0°CСеверодвинске +1°CОнеге +1°CВельске +2°CМирном 0°CШенкурске −1°CЯренске −2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, вторник, 21.09.2021 23:46

Региону требуется санация – госдолг зашкалил

19.02.2014 12:42
Орлов и его команда все глубже погружают регион в рецессию. Экономические прогнозы не сбываются. Обещанного улучшения не видно.

Растет социальная напряженность. Система сталкивается с ограничениями. Модель, которая была построена, рассыпается, и никто в связи с этим ничего не предпринимает. Тревожным фактором стоит считать растущие бюджетные долги. Область ждет коллапс! Приехали!

 

Ситуация с долговой нагрузкой в 2013 году ухудшилась и стала катастрофически опасной для региона. Бюджет Архангельской области за год ушел в большой минус.

Согласно данным минфина области, суммарный объем государственного долга на 1 декабря 2013 года составлял 21,8 млрд рублей, что на 1,7% меньше, чем на 1 января 2013 года (22,17 млрд рублей). И это вроде бы хорошо!

Но на 1 января 2014 года госдолг Архангельской области возрос до 28,6 млрд рублей.

Задолженность увеличилась, причем весьма существенно. Скачок составил 6,8 млрд рублей.

Объем госдолга в настоящее время превышает объем собственных годовых доходов бюджета.

Согласно статье 107 Бюджетного кодекса РФ, предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Это дает основания усомниться в сбалансированности долговой политики региона и позволяет говорить о снижении возможностей по качественному обслуживанию долговых обязательств.

Высокий уровень долга в нашей области является однозначным свидетельством предбанкротного состояния региона!

Мы со своей высокой долговой нагрузкой стали ближе к дефолтной ситуации, чем остальные регионы. И это достоверный факт!

Как показал анализ долговых обязательств, отраженных в государственной долговой книге Архангельской области, основную долю в структуре долга в настоящее время занимают бюджетные кредиты (33%), это главным образом бюджетные кредиты Минфина РФ по низкой ставке, которые были спасительной мерой для региона, а также кредиты, полученные субъектом от кредитных организаций (62%). Около 5% в структуре долга занимают и госгарантии.

Напомним читателям, что долговая нагрузка – это отношение государственного долга к доходам регионального бюджета без учета безвозмездных поступлений за год.

Отношение госдолга у Архангельской области на 01.01.2014 г. к объему собственных доходов за 2013 год находится на критическом уровне.

В качестве положительного примера можно привести наших соседей – Ненецкий автономный округ, у них этот показатель – 0%. В 2013 году доходы там заметно превышали расходы и процентном соотношении составили 20,82%.

Только мощная доходная база бюджета Ненецкого АО позволяет им обеспечивать не только собственные потребности, но и существенно подпитывать бюджет Архангельской области.

Убери это подпитку – и Орлову придет конец….

Примечательно, что Архангельская область уже довольно продолжительное время занимает позиции региона с очень высокой долговой нагрузкой, и маловероятно, что в ближайшее время ситуация радикально изменится к лучшему.

В 2014 году, согласно Программе государственных внутренних заимствований региона, долг Архангельской области, составляющий в настоящее время 28,6 млрд рублей, возрастет на 3,4 млрд рублей и, по словам министра финансов Архангельской области Усачевой, к концу года составит 32 млрд рублей.

Как стало известно, минфин Архангельской области в ближайшее время получит очередной бюджетный кредит в сумме 4,5 млрд рублей. Тем самым госдолг вырастет в феврале 2014 года 33,1 млрд рублей.!!!!

Однако на самом деле, по нашим прогнозам, госдолг увеличится еще больше, если мы будем двигаться такими темпами, то к концу года  он возрастет на 8–10 млрд рублей и зашкалит за 40 млрд рублей. К этому есть все предпосылки.

Ситуация с региональным бюджетом усложняется из-за привлечения все новых и новых кредитов для финансирования дефицита. А поиски экономии расходов не дают должного эффекта, так как эти ресурсы практически уже исчерпаны и ввиду своих малых значений не приносят желаемого результата.

Хотя есть ресурс, на который никак не может решиться Орлов, – это сокращение численности госслужащих в областной администрации и учреждениях, входящих в ее состав.

Начинать экономить надо с себя!

На сегодня их численность – более 1100 человек, при Балакшине их было 525 человек, и они со всем справлялись, все успевали. По нашим расчетам, необходимо уволить каждого пятого госслужащего. Это даст экономию бюджетных средств свыше 150 млн рублей.

В случае дальнейшего осложнения ситуации Орлову придется­таки принять меры по изысканию средств за счет оптимизации структуры и штатной численности учреждений, повышения эффективности использования имущества, сокращения численности управленческого аппарата. Одно из двух: либо сокращать численность чиновников, либо урезать зарплатный фонд. Как видим, выбор есть, дело за малым.

Надо что­то делать…

Мы находимся в ситуации, при которой нельзя тупо ждать, когда будет совсем плохо. В противном случае уже в этом году мы получим рекордный дефицит бюджета (по прогнозам минфина области, на 2014 год он составит 6,7 млрд рублей) и огромный госдолг, может быть, в разы больший, чем сейчас.

Но, к сожалению, Орлова это не беспокоит. Мне кажется, он не в состоянии провести глубокий анализ, а декларирует только лозунги и сплошные прилагательные и не всем понятные идеи. Это все, на что он способен.

На сегодня мы входим в число самых обремененных долгами регионов, с самой высокой долговой нагрузкой. Относимся к группе аутсайдеров! К группе риска.

Запас дальнейшего роста долговой нагрузки исчерпан! Что дальше? А дальше банкротство…

В СМИ уже имеется информация, что к 2015 году в России могут появиться первые регионы­банкроты. В списке риска, по некоторым данным: Мурманская, Омская, Нижегородская, Брянская области и Карелия. Думается, что и Архангельская область с ее темпами прироста госдолга тоже нужно отметить в этом списке. Нас ждет «прекрасное будущее»!

На мой взгляд, такая обстановка не может остаться без внимания. Настал момент, когда необходимо проанализировать ситуацию в области государственного долга в регионе, выявить и предложить пути выхода из создавшейся бюджетного кризиса.

Понятно, что государственный долг – это сумма накопленных за несколько лет бюджетных дефицитов.

Причиной появления и увеличения госдолга является финансирование дефицита областного бюджета, появившегося из­за спада производства, вернее сказать, из­за развала экономики, который допустили Орлов и его команда, а также в связи с выполнением крупномасштабных социальных программ за счет необдуманных займов. И этот рост долга может повлечь за собой реальные негативные социально­экономические последствия.

Госдолг в регионе следует считать тревожным фактором.

Долговая нагрузка на бюджет ставит под вопрос выполнение расходных обязательств.

Возможности для исправления экономической ситуации ограниченны.

Бюджетные кредиты велики, но малоэффективны. Они только все глубже уводят нас в кризисную ситуацию.

Мы перегружены долгами.

Займы на рынке капиталов для рефинансирования долга или уплаты процентов по государственному долгу неизбежно приводят к увеличению ставки процента на капитал. Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение капитало­вложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями. А это уже опасно, так как большой государственный долг может угрожать экономической безопасности региона.

А что делать?

Необходимо радикальное снижение госдолга!

Надо поднимать доходную часть бюджета. За счет чего? За счет увеличения собираемости налогов, привлечения инвестиционных средств, применения действенных механизмов экономического стимулирования производств и экономики, повышения интереса к вложениям средств в новые предприятия. Сегодня необходимо консолидировать все оставшиеся ресурсы, взглянуть по­новому на ситуацию, предложить реально работающие (выполнимые) мероприятия для выхода из бюджетного кризиса.

Вот чем должны заниматься Орлов и его горе­команда! Нужна реальная стратегия социально­экономического развития Архангельской области, программа по развитию промышленной, бюджетной политики региона, а этого, к великому сожалению, у нас до сих пор нет. Прошло два года, но так ничего и не сделано! Мы не видим перспективы развития… Только хаос, разруха и проблемы повсюду.

Хочется задать вопрос губернатору Орлову: «Куда ты ведешь нас, Сусанин проклятый?».

(А в ответ, скорее всего, услышим: «Идите вы на фиг – я сам заблудился!»)

Наши главные внутренние резервы – налог на доходы физических лиц, акцизы и налог на имущество организаций – позволят лишь сохранить темпы роста доходов на уровне прошлого года. Но этого недостаточно! За счет собственных доходов бюджета можно профинансировать только собственные, региональные социальные статьи, не говоря уже о выполнении «майских Указов».

Объективности ради отметим, что возросшие социальные обязательства, предусмотренные президентскими Указами, как следствие, ложатся на плечи субъекта. Социальные расходы региона составили около 9 млрд рублей в 2013 году, а в 2014 году запланированы в сумме 6,8 млрд рублей, что на 24% меньше, чем в 2013­м. Но, поскольку поставленные президентом задачи не обеспечены финансированием из средств федерального бюджета, они «съедают» почти всю доходную часть региональных бюджетов ближайшей трехлетки.

Кроме повышения зарплат, в указах президента поставлены задачи по переселению из ветхого и аварийного жилья, по предоставлению жилья отдельным льготным категориям граждан, проведению капитального ремонта домов и коммунальной инфраструктуры. В 2016 году на эти цели из областного бюджета планируется потратить более 11 млрд рублей. Это невероятная сумма. Таких средств нет в бюджете региона. И даже при сокращении других затрат финансировать указы придется в долг. Региону может не хватить своих бюджетных средств на выполнение «майских Указов». Результатом такой социальной нагрузки станет еще больший рост долга региона. И эти обязательства чересчур завышены.

Безусловно, бюджетные проблемы окажутся трудно разрешимы. Возможные варианты решения – в частности, за счет целевых трансфертов, коррекции президентских указов и реструктуризации бюджетных кредитов. Ясно одно: без помощи федерального бюджета Орлову не обойтись!

О срыве реализации «майских Указов» в 2013 году в Архангельской области, а порой и фальсификации фактов по их выполнению наша газета уже писала. Мы видим, что Правительство Архангельской области до настоящего времени не осуществило комплексную оценку необходимых затрат бюджета на реализацию этих указов президента. И наш анализ информации о финансовом обеспечении мероприятий «майских Указов» в предыдущих статьях выявил несогласованность в части оценки средств, необходимых для их реализации, а порой отсутствие достоверной информации. Поэтому на этом остановимся и перейдем к дальнейшему обсуждению доходной части бюджета.

По данным налоговой службы, второй фактор, определивший падение доходов – это снижение поступлений от налога на прибыль в регионе в 2013 году.

Налог на прибыль – один из основных источников доходов субъекта, который до сегодняшнего дня обеспечивал треть всех поступлений в областной бюджет. И это снижение весьма чувствительно для региона. Можно сказать – это «налог на грани»! При негативном развитии экономики он может легко обнулиться. И тогда все накроется! Не помогут даже бюджетные кредиты.

Низкие показатели деятельности экономики в 2013 году привели к общему снижению поступлений в консолидированный бюджет региона в результате неудовлетворительной финансовой деятельности экономики региона в целом.

Бюджет от этого снижения потерял очень существенно. Если ничего не делать для восстановления экономики и промышленности, увеличения объемов прибыли предприятий, увеличения базы для исчисления налога на прибыль организаций, то ситуация в 2014 году может повториться, и в связи с этим Орлову и его горе­правительству снова придется клянчить дополнительную федеральную помощь.

Для роста и развития региона нужно нечто большее….

Самостоятельность правительства Архангельской области в нынешних условиях, при неэффективном, как мы видим, распоряжении бюджетными средствами должна быть ограничена областными депутатами и поставлена под жесткий депутатский контроль.

Орлов и его правительство должно подробно изложить депутатам свою позицию по актуальным вопросам бюджетной политики по периодам на весь 2014 год и в перспективе до 2016 года, доказать эффективность своих программ, и только после этого следует разрешить им проводить какие­то финансовые операции. Вообще, министерства сейчас должны заняться изменениями принятых программ из­за низкой их отдачи. А тех, кто виноват невыполнении этих программ, надо снимать с работы. Результаты деятельности органов исполнительной власти должны быть понятны и прозрачны, а фактором выживания должно стать повышение качества управления. Иначе ни социальную, ни транспортную, ни коммунальную инфраструктуру мы ни содержать, ни тем более развивать не сможем.

Изменить ситуацию в области без ужесточения бюджетного планирования не получится.

Повысить отдачу бюджетных средств можно, только поменяв бюджетную политику региона через усиление контроля со стороны бюджетного комитета областного Собрания и привлечения независимых экспертов к оценке ситуации.

Далее доверять бесконтрольное управление финансами региона Орлову становится опасным!!!!!!

Материал предоставлен общественно-политической газетой «Правда Северо-Запада», опубликовано 12.02.2014

Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле