Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−11°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 10:48
1/3

Не последний, а крайний

21.02.2017 09:49
Интервью мэра Северодвинска Михаила Гмырина главному редактору «Эхо СЕВЕРА» Илье Азовскому.

На минувшей неделе журналисты «Эхо СЕВЕРА» нагрянули с визитом в Северодвинск. Сторонний и критический взгляд на город не вызвал желания делать фельетон, потому что город в приличном состоянии. Конечно, не Сингапур, но архангелогородцам есть с чем сравнивать и состояние улиц и многое другое.

 Северодвинск в нашей области в нынешней политической ситуации город уникальный — это последний город, в котором по-прежнему всенародно избранный мэр, а не глава администрации или сити-менеджер как в остальных городах.

В этом смысле Михаил Гмырин интересен именно как политик. Ведь сити-менеджер, он же всего лишь менеджер — он не политик. Иное дело последний избранный мэр. Впрочем, сам Михаил Гмырин слово «последний» воспринял критически и в разговоре поправил — не «последний», а крайний.

Редкий в наше время прецедент — поразила открытость Гмырина для независимой архангельской прессы: находясь в городе, мы просто набрали мобильный мэра (благо он тот же, что и в прошлом десятилетии, когда я — Илья Азовский и Михаил Гмырин заседали в одном созыве Архангельского областного Собрания).

Никакого предварительного обсуждения тем, никаких «заходите на следующей недельке». Просто и сразу «без проблем».

В назначенное время мы были у мэра, сразу включили записывающую аппаратуру и сходу начали интервьюировать.

Далее — полная стенограмма интервью.

Илья Азовский — главный редактор «Эхо СЕВЕРА»:

— Михаил Аркадьевич, в эти дни все в Архангельске и, думаю, в Северодвинске все живут в ожидании Арктического форума. Какие мероприятия будут проходить в Северодвинске и будет ли от этого польза для города?

Михаил Гмырин — мэр города Северодвинска:

— Вообще, форум проходит в Архангельске, и основные мероприятия планируется проводить в областном центре.

Что касается северодвинцев: мы планируем принять участие в мероприятиях площадки, где будут участвовать муниципальные образования, входящие в арктическую зону, эта площадка организуется ассоциацией «Арктические муниципалитеты».

Надеюсь, мы сможем обсудить проблемные вопросы, которые есть у муниципалитетов в разных субъектах Российской Федерации, затем постараться эту информацию обобщить и представить для осмысления на более высоком уровне. Проблем сегодня достаточно.

По опыту работы нашей ассоциации, для многих территорий, находящихся в арктической зоне, в первую очередь это транспортная проблема.

Я недавно побывал в Ненецком округе, и там мне задавали много вопросов, связанных с Водным кодексом, как можно его изменить.

Дело в том, что люди, проживающие в тундре, зимой используют технику, оленьи упряжки и так далее.

Но они вынуждены считаться с ограничениями, предусмотренными Водным кодексом.

Сейчас мы ведем переписку с соответствующими ведомствами, ряд ответов на наши вопросы нас удовлетворил, ряд вопросов находится в проработке.

Один из главных вопросов — малая авиация.

Он актуален и для Архангельской области, в том числе и для населенных пунктов, не входящих в арктическую зону.

Илья Азовский:

— Форум будет идти всего два дня. Успеете ли обсудить такие важные и в то же время очень конкретные темы?

Наверное, будут обсуждаться глобальные вопросы?

Михаил Гмырин:

— Я хочу подчеркнуть: здесь мелочей не бывает.

Почему и планируется задействовать достаточно много площадок, чтобы охватить все сферы.

Мы живем на земле.

Мы хотим, чтобы наше крыльцо было почищено, чтобы в подъезде было чисто, чтоб были вода и тепло, и когда этого нет, людям становится не до глобальных проблем.

Когда человек не может добраться до своего населенного пункта, который всего в 70 километрах, для него это глобальная проблема.

Или люди не могут проехать по реке, потому что это запрещено, для них эта проблема становится глобальной.

Илья Азовский:

— Ваша ассоциация называется «Арктические муниципалитеты», а есть еще Союз городов Заполярья и Крайнего Севера.

Так вот, ваш коллега, бывший мэр Воркуты Шпектор, возглавляющий этот союз, на конференции «Арктика-2017» заявил, что в Арктике целесообразно введение вахтового метода хозяйствования.

Видимо, он понимает, что северные города не самоокупаемы, они дискомфортны.

Какие у вас соображения по этому поводу?

Какие у вас отношения с организацией Шпектора?

Михаил Гмырин:

— Мы знакомы, встречались, обсуждали различные вопросы.  Игорь Лоенидович (Шпектор — При.ред.) был в Северодвинске, в том числе на наших социальных объектах и на стройплощадках.

Но в союз, о котором вы говорите, входят города.

Я же говорю о муниципалитетах.

Это другой уровень, у нас может быть и населенный пункт, условно говоря, с численностью десять тысяч человек, это не город, но муниципалитет.

В союз, возглавляемый Шпектором, входит, например, Котлас — это же юг Архангельской области, отнюдь не арктическая зона. 

В нашу ассоциацию входят муниципалитеты, непосредственно находящиеся в арктической зоне.

У них есть своя специфика: климатические условия, транспортная логистика…

Илья Азовский:

— А ваше мнение о вахтовом методе освоения Севера?

Михаил Гмырин:

— Где-то — может быть. Но не везде.

Простой пример. Город Северодвинск входит в арктическую зону.

Если мы на наших градообразующих предприятиях, которые могут стать составной частью опорной зоны Архангельской области по техническому обслуживанию объектов в Арктике, будем возить рабочих. Как эти предприятия будут функционировать?

С другой стороны, есть отдельные точки в арктической зоне, в том же Ненецком округе, где работают десять человек. Туда можно и забрасывать бригады на работу вахтами.

Должен быть индивидуальный подход.

Предстоящие встречи и призваны найти выход из складывающейся ситуации.

Я помню, он у нас в Северодвинске выступал Травкин…

Так вот, когда он здесь выступал, он сказал: «Вообще, ваши заводы здесь не нужны».

Илья Азовский:

— Так тогда времена были такие…

Михаил Гмырин:

— Даже тогда нельзя было делать такие заявления, что заводы не нужны. Огромный технический потенциал!

Может быть, их надо было перепрофилировать — это другой вопрос.

Но заявлять, что заводы не нужны, мол, мы тратим средства, чтобы содержать их, огромное количество металла…

Таков был тогдашний подход. И к чему это привело?

К тому, что многие технические наработки были утрачены. И теперь приходится их восстанавливать.

Поэтому, прежде чем делать такие заявления про вахтовый метод и прочее, надо все просчитать. Посмотреть, будет ли эта схема работать.

Илья Азовский:

— Сейчас очень много говорят о том, что Арктику надо сделать привлекательной для людей.

Чтобы сюда ехали не маргиналы, кому не нашлось места в центральной России, а квалифицированные кадры, и не просто ехали, а стремились остаться.

Что, как вы думаете, для этого надо делать, кроме материального стимулирования?

Михаил Гмырин:

— И материальные стимулы немаловажны. Все понимают, что идеи идеями, но заработная плата — самый большой стимул.

А чтобы привлечь людей, надо создать условия для жизни и работы.

Чтоб люди знали, что смогут сходить в театр, посмотреть хороший фильм в удобном кинозале, заняться спортом, повести своих детей на музыку, что дети их получат хорошее образование…

Нужно создать условия не только для работы.

Илья Азовский:

— А за чей счет будут создаваться эти условия?

Михаил Гмырин:

— Это уже другой вопрос. Либо это будут предприятия, которые будут вкладывать инвестиции, либо государство будет развивать отдельные направления.

Ведь уже сегодня в Арктике много подразделений Минобороны, которые тоже могут все это иметь.

Для того, чтобы людям было комфортно здесь жить и не хотелось куда-то уехать, надо создавать определенные условия.

В том числе надо думать, как получать какие-то дивиденды и с этой территории.

Например, когда привлекаются туристы, и не только российские, но и зарубежные, бывает, ездят даже для того, чтобы посмотреть на снег.

Илья Азовский:

— Может ли стать туризм отраслью экономики, а не просто экзотикой?

В Гоа или Таиланде это отрасль экономики, которая приносит реальные деньги, а здесь — пока только затраты…

Михаил Гмырин:

— Ну, деньги туризм приносит, только по отдельным узким направлениям. В области есть такие точки, которые работают рентабельно…

Илья Азовский:

— Соловки?

Михаил Гмырин:

— Да, Соловки, пещеры в Пинежском районе — туда ездит много народу.

Илья Азовский:

— Несколько лет назад много говорилось про индустриальный туризм и в качестве примера приводились северодвинские заводы-гиганты. Северодвинск и туризм — это фантастика, или реально когда-нибудь?

Михаил Гмырин:

— Предприятия у нас закрытые! Если бы можно было привести туда людей, я уверен, был бы поток желающих.

Служба режима пока не позволяет это делать. Если бы можно было, думаю, даже многие архангелогородцы поехали бы.

Илья Азовский:

— Я был в Индии, в городе Кочин, штат Керала, там морская база, так туда предлагаются экскурсии.

Михаил Гмырин:

— Ну, в Индии нет атомного флота. Нет таких кораблей, как у нас.

Корабли, которые стоят на охране их границ — это в основном «Варшавянки», которые строились в Санкт-Петербурге и ремонтировались здесь, у нас.

Я на днях встречался с руководством военно-морских сил Индии, они очень хорошо отзывались о наших специалистах, которые ремонтировали их суда здесь и работали в Индии.

Илья Азовский:

— Кстати о вашей встрече с руководством ВМС Индии. Сколько в ваших встречах протокола, а сколько разговора по делу?

Насколько от вас как мэра города зависит сотрудничество двух стран?

Михаил Гмырин:

— Мы же именно об этом и говорили: чтобы людям было комфортно жить.

То, что происходит за забором, — это одно.

Но ведь они приезжают семьями.

Важно, чтобы дети учились, чтобы для них были созданы условия, позволяющие им развиваться.

И они это признают, и благодарят именно за это.

Мы их приглашаем на наши мероприятия: будет концерт к празднику 23 Февраля — они с нами, День Победы — тоже. Они идут в одном строю с нашими военными 9 Мая!

Мы их как бы принимаем в свою команду, в свою семью.

И на уровне города создаем им условия.

Илья Азовский:

— Вернемся к Арктике. Мы говорим, что надо создать условия для комфортного обитания людей.

И я не зря задал вопрос, за чей счет их создавать.

Предприятие создает определенный продукт.

И если социалка обеспечивается предприятием, то эти расходы закладываются в стоимость продукта.

И одно дело — обеспечить комфортные условия в Краснодарском крае, где воткни палку и вырастет куст, и другое дело — здесь.

Михаил Гмырин:

— У нас другое растет. Мы сегодня говорим о сырьевых ресурсах.

Если вы добываете сырьевой ресурс — вы должны развивать его.

Илья Азовский:

— Нефть у нас в итоге будет все равно дороже аравийской.

Михаил Гмырин:

— А другого-то нет на сегодняшний день.

Если мы говорим о новых месторождениях, которые надо разведывать, иметь на перспективу, соответственно нужно и вкладываться в это.

Нефть — это одно, техническая база — это другое, расширение границ — это третье.

Это все надо рассматривать вкупе.

Конечно, государство должно вкладывать определенные средства — чтобы сохранить границы хотя бы в тех объемах, которые есть на сегодняшний день.

И мы должны эти территории заселять. Это тоже все понимают.

Сегодня там появляются пограничные точки, возрождаются населенные пункты.

Потому что иначе на наши территории будут пытаться зайти наши, как сейчас говорится, потенциальные партнеры.

Илья Азовский:

— Перейдем к более приземленным соображениям. Как вы оцениваете перспективы института сити-менеджеров?

Сейчас повсюду вводится назначение сити-менеджеров вместо избираемых мэров.

Хотели бы вы как северодвинец, много лет отдавший своему городу в качестве мэра, чтобы здесь был сити-менеджер?

Михаил Гмырин:

— Время покажет.

Думаю, что нужен какой-то период, лет пять, например, чтобы потом посмотреть и сравнить.

Есть как плюсы, так и минусы.

Илья Азовский:

— Северодвинску в этом отношении повезло: есть на кого посмотреть.

Другим городам не повезло.

Михаил Гмырин:

— Не надо так говорить — повезло-не повезло. Посмотрим, как процесс пойдет.

Есть много факторов, оказывающих влияние: конкретный человек, как он себя поведет, как выстроит взаимоотношения с городским советом, взаимоотношения с субъектом Федерации, как будет вести себя в возможных конфликтных ситуациях…

В разных муниципальных образованиях ситуации будут разные, это связано с человеческим фактором и с профессионализмом «назначенца».

Илья Азовский:

— Есть информация, что в Северодвинске довольно много (называется цифра до 70) долларовых миллионеров.

А сейчас мы видим, как северодвинский бизнес переходит в Архангельск: открываются кафе, рестораны, торговые центры, принадлежащие северодвинцам.

Я бы сказал, идет своеобразная экспансия. Как вы объясните это явление?

Михаил Гмырин:

— Я думаю, что нет такого.

Илья Азовский:

— Вы считаете, что это надумано?

Михаил Гмырин:

— Да, я так считаю.

Илья Азовский:

— Но архангельские бизнесмены не открывают кафе в Северодвинске.

А северодвинские в Архангельске — открывают. Почему?

Михаил Гмырин:

— Ну, может быть, им здесь тесновато стало.

Я знаю, что и кондитерские изделия везут от нас к вам. У нас рынок немного перенасыщен.

Но не думаю, что это акция, как вы говорите, долларовых миллионеров.

У нас в среднем люди не беднее, чем в Архангельске, но думаю, что богатых людей значительно меньше, чем у вас.

Илья Азовский:

— Северодвинск — моногород?

Михаил Гмырин:

— Конечно.

Илья Азовский:

— В свое время, в бытность вашу депутатом, а я тогда работал на телевидении, был один кандидат в депутаты Годумы (не будем его поминать всуе — все и так поймут о ком речь). Он говорил о строительстве здесь технополиса.

С тех пор периодически возникает такая мысль, что быть моногородом Северодвинску не пристало, ведь он считается городом с большим техническим и интеллектуальным потенциалом.

Постоянно зависеть от оборонзаказа невозможно.

Реально ли вывести Северодвинск из разряда моногородов?

Михаил Гмырин:

— Перед правительством страны стоит задача уменьшить количество моногородов. Надо глубже понимать эту тему.

Вообще, что такое моногород?

Илья Азовский:

— Это город, где одно предприятие обеспечивает все.

Михаил Гмырин:

— Нет, не одно. Может быть и два, и три.

Если завтра они исчезнут — и город будет не нужен.

Чтоб изменить положение, была разработана программа поддержки моногородов — чтобы сохранить рабочие места, а для этого надо создавать новое производство.

И мы сумели в 2010 году попасть в эту программу, подготовить комплексный инвестиционный план, получить финансирование, выполнить значительный объем работ.

Но Северодвинск по градации моногородов в третьей категории, то есть из разряда благополучных.

К тому же у нас уровень безработицы один из самых низких по области, естественно, благодаря тому, что работают оборонные предприятия.

Наша задача была — объяснить, что предприятия надо модернизировать, и думаю, мы сумели это сделать, донести до руководства страны в том числе.

Модернизировать — значит расширить спектр деятельности предприятий, чтобы они могли не только ремонтировать и строить подлодки, но и решать другие задачи, какие будут востребованы, например, в гражданском судостроении.

И мы сегодня убедились, что наши предприятия могут, например, платформы для нефтедобычи делать.

И обслуживать мощности, которые будут использоваться в Арктике.

Мы говорим: чтобы наш город существовал и дальше, необходимо модернизировать производство.

И когда мы готовили комплексный инвестиционный план, в нем достаточно много пунктов было посвящено именно модернизации самих предприятий. И эта работа проводится.

На наших предприятиях введены производства, которые могут изготавливать и военную, и гражданскую продукцию.

И это перспектива на будущее.

Предприятие не должно замыкаться на одном виде продукции. Ситуация в стране и в мире меняется, и мы должны быть к этому готовы.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле