Красивое коричневое здание, напоминающее сказочный чертог, совсем потерялось среди жилых новостроек и торговых центров.
Но это никак
не мешает Государственному академическому Северному русскому народному
хору радовать северян и гостей области своим творчеством.
Северный хор — это
душа Поморья, это голос бескрайнего Русского Севера, который раскинулся
от земель Вологодчины до Белого моря. С самого раннего детства
мы знакомы с этим талантливым коллективом.
И конечно, многие
знакомы с лицом и голосом этого коллектива — северными
красавицами, обладающими уникальными голосами. Но мало кто обращал внимание
на аккомпаниаторов хора.
Музыкальное
сопровождение Северному хору даёт одно из его отделений — оркестр
русских инструментов. В апреле этого года оркестру исполнилось
65 лет.
Чтобы больше узнать
о творцах самобытной и уникальной музыки, мы расспросили об этом
Александра Качаева, заслуженного артиста России, руководителя оркестра русских
инструментов Северного хора.
Первое, что мы
спросили у дирижёра оркестра: почему празднование юбилея перенесли
на декабрь?
Александр Качаев
отметил, что сам хор существует с 1926 года, но датой рождения
оркестра русских инструментов Северного хора считается 1952 год, когда
оркестровое подразделение возглавил Валентин Александрович Лаптев.
Свой первый юбилей
оркестр отметил в 2002 году, когда подразделению исполнилось
50 лет. И с тех пор каждые пять лет стали отмечать юбилей
в апреле, но в этом году не получилось провести
празднование в назначенное время.
Александр Качаев: В силу того, что Северный хор замахнулся
отмечать в 2017 году проект «6D — шесть юбилеев». Часть
празднований наложилась друг на друга, а также всё это
не уложилось в финансирование, мы решили перенести празднование
дня рождения на декабрь, где кроме нашего будем отмечать столетие со дня
рождения главного балетмейстера Северного хора — Ивана Меркулова.
***
Конечно, в своём
разговоре мы не смогли не спросить о Борисе Туровнике, который
заложил основы и сформировал творческое лицо современного оркестра русских
народных инструментов. Александр Качаев продолжает его дело.
— Но кто для
него Борис Туровник: наставник или что-то большее?
— Священник
на панихиде тоже упомянул это слово — наставник. Для меня Борис Куприянович — это
не только наставник, он для меня высокопрофессиональная личность,
требующая очень большого уважения. Он для меня столп, гигант нашей русской
народной инструментальной музыки.
Вообще,
я считаю, что сегодняшнее поколение артистов Северного хора должно низко
поклониться трём людям, помимо Антонины Яковлевны Колотиловой, которая создала
хор: Нине Константиновне Мешко, Борису Куприяновичу Туровнику и Ивану
Захаровичу Меркулову. Эти три человека проработали в хоре порядка
40 лет. Это не тандем, а тридем какой-то. И они создали
Северный хор, который мы сейчас знаем.
***
Именно на время их руководства приходится расцвет
коллектива. Они создали почти весь репертуар, которым сейчас пользуется хор
и который считается золотым фондом.
Что касается
продолжателя идей Бориса Туровника, то в 1989 году Александр
Качаев пришёл на работу в хор. Начинал с третьего баяна. Прошёл
всю карьерную лестницу. Позднее, когда Борис Куприянович понял, что скоро
не сможет руководить оркестром из-за своей болезни, он стал готовить себе
преемника. Много занимался индивидуально, показывал инструментовки и этим
сильно помог Александру Качаеву. Но, как говорит сам Александр Михайлович:
«Конечно, хотелось бы побольше времени. Хотелось бы побольше
поработать с таким профессионалом, но, увы, так сложилась судьба».
После смерти мэтра
Качаев стал руководителем оркестра.
Многие отмечают, что
Борис Туровник — это такой человек, который настолько тонко чувствовал
музыку, музыкальную ткань произведений, что его невозможно повторить, его
талант от Бога. В том, как он грамотно делал инструментовки,
оркестровки и аранжировки произведений, мало кто может сравниться
с ним.
Северный хор всегда
отличали мягкость звучания, северное спокойствие. Но это
не мешает исполнять и играть задорные плясовые песни. В то
же время профессионал всегда мог отличить, что это играет именно Северный
народный хор, а не какой-то другой.
В то давнее время
даже делались сольные оркестровые программы, что очень сложно. Сейчас
на это просто не хватает времени, приходится постоянно отвлекаться
на совместные выступления хора и балета.
— Испытывали ли
вы страх, когда перенимали руководство оркестром у мэтра?
— Конечно, была
неуверенность. Разумеется, я окончил консерваторию, но никогда
не думал, что буду руководителем оркестра. Даже когда я оканчивал
училище, не думал, что буду баянистом. В оркестре я играл
на контрабасе и думал, что он будет моим основным инструментом.
Училище окончил
с красным дипломом. И консерваторию тоже окончил на отлично.
Но окончил, как музыкант, а не как дирижёр, на него надо
было отдельно проходить стажировки, но тогда мне это не казалось
нужным. И именно потом этого момента в образовании мне
и не хватало, когда я начал работать с оркестром Северного хора,
поэтому отсюда и моя неуверенность в самом начале.
Но с этим мне удалось справиться, вспоминая то, как Борис Куприянович
руководил оркестром.
— Мешает ли
привязанность оркестра к народным традициям его развитию?
— Нет, мешает
не это. Мешает то, что мы слишком мало участвуем в фестивалях.
На них музыканты перенимают друг у друга опыт, и от этого
обогащаются все. Например, увидел, что другие ансамбли используют жалейки,
другие необычные народные инструменты, и тоже хочешь это попробовать.
Конечно, ситуацию
в некоем роде исправляет Интернет, где можно посмотреть выступления.
Но живого звучания это не заменяет. В советское время полгода мы
проводили в гастролях — Росконцерт, Союзконцерт, было всё расписано,
а сейчас такого уже нет».
***
Стоит отметить, что,
например, чтобы принять участие оркестра в выступлении на фестивале
в той же Гнесинке, надо иметь дополнительные финансы: проживание,
дорога и т. д. А этих
дополнительных средств нет.
И конечно, коллектив стремится хранить традицию,
самобытность, не распыляться на попсу, как это сделали некоторые
коллективы, которые пошли на поводу у общерусских наигрышей
и др. От этого многие коллективы потеряли своё лицо и смешались
в общей массе.
«Всё равно,
как бы мы ни старались, время нас меняет. Мы и музыку по-другому
пишем, больше вводим экспериментов, но всё же придерживаемся
традиций. И эти вещи все вполне естественны», – отметил
Александр Качаев. — Самое сложное в сочинении музыки — это найти
хорошую новую тему, которая была бы неизбитой. И многое зависит
от настроения: сегодня что-то написал, завтра проснулся, подумал
и всё переделал совершенно наоборот. Это тяжёлый труд, который сравним
с трудом поэтов.
Жизнь в оркестре
и в Северном хоре в целом скорее уклад жизни, так как долгое
время артисты проводят на работе и все эти гастроли, концерты,
примерки, праздники сделали их одной большой семьей. Здесь такой коллектив, что
им просто нельзя не жить. Для меня это словно образ жизни, который
затягивает, и ты уже сам не можешь обходиться без него.
Не можешь оторваться. Не можешь представить себя без него. Трудности
гастрольной жизни сильно сплачивают, и потом уже не можешь жить без
этого коллектива, без этой семьи.
Материал предоставлен изданием «Для умных людей ПравДА Северо-Запада».