Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−7°CМирном−6°CШенкурске−7°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 13:44
1/4

Продолжатели традиций

11.06.2017 11:14
Оркестру русских инструментов Северного хора исполнилось 65 лет.

Красивое коричневое здание, напоминающее сказочный чертог, совсем потерялось среди жилых новостроек и торговых центров.

Но это никак не мешает Государственному академическому Северному русскому народному хору радовать северян и гостей области своим творчеством.

Северный хор — это душа Поморья, это голос бескрайнего Русского Севера, который раскинулся от земель Вологодчины до Белого моря. С самого раннего детства мы знакомы с этим талантливым коллективом.

И конечно, многие знакомы с лицом и голосом этого коллектива — северными красавицами, обладающими уникальными голосами. Но мало кто обращал внимание на аккомпаниаторов хора.

Музыкальное сопровождение Северному хору даёт одно из его отделений — оркестр русских инструментов. В апреле этого года оркестру исполнилось 65 лет.

Чтобы больше узнать о творцах самобытной и уникальной музыки, мы расспросили об этом Александра Качаева, заслуженного артиста России, руководителя оркестра русских инструментов Северного хора.

Первое, что мы спросили у дирижёра оркестра: почему празднование юбилея перенесли на декабрь?

Александр Качаев отметил, что сам хор существует с 1926 года, но датой рождения оркестра русских инструментов Северного хора считается 1952 год, когда оркестровое подразделение возглавил Валентин Александрович Лаптев.

Свой первый юбилей оркестр отметил в 2002 году, когда подразделению исполнилось 50 лет. И с тех пор каждые пять лет стали отмечать юбилей в апреле, но в этом году не получилось провести празднование в назначенное время.

Александр Качаев: В силу того, что Северный хор замахнулся отмечать в 2017 году проект «6D — шесть юбилеев». Часть празднований наложилась друг на друга, а также всё это не уложилось в финансирование, мы решили перенести празднование дня рождения на декабрь, где кроме нашего будем отмечать столетие со дня рождения главного балетмейстера Северного хора — Ивана Меркулова.

***

Конечно, в своём разговоре мы не смогли не спросить о Борисе Туровнике, который заложил основы и сформировал творческое лицо современного оркестра русских народных инструментов. Александр Качаев продолжает его дело.

— Но кто для него Борис Туровник: наставник или что-то большее?

— Священник на панихиде тоже упомянул это слово — наставник.  Для меня Борис Куприянович — это не только наставник, он для меня высокопрофессиональная личность, требующая очень большого уважения. Он для меня столп, гигант нашей русской народной инструментальной музыки.

Вообще, я считаю, что сегодняшнее поколение артистов Северного хора должно низко поклониться трём людям, помимо Антонины Яковлевны Колотиловой, которая создала хор: Нине Константиновне Мешко, Борису Куприяновичу Туровнику и Ивану Захаровичу Меркулову. Эти три человека проработали в хоре порядка 40 лет. Это не тандем, а тридем какой-то. И они создали Северный хор, который мы сейчас знаем.

***

Именно на время их руководства приходится расцвет коллектива. Они создали почти весь репертуар, которым сейчас пользуется хор и который считается золотым фондом.

Что касается продолжателя идей Бориса Туровника, то в 1989 году Александр Качаев пришёл на работу в хор. Начинал с третьего баяна. Прошёл всю карьерную лестницу. Позднее, когда Борис Куприянович понял, что скоро не сможет руководить оркестром из-за своей болезни, он стал готовить себе преемника. Много занимался индивидуально, показывал инструментовки и этим сильно помог Александру Качаеву. Но, как говорит сам Александр Михайлович: «Конечно, хотелось бы побольше времени. Хотелось бы побольше поработать с таким профессионалом, но, увы, так сложилась судьба».

После смерти мэтра Качаев стал руководителем оркестра.

Многие отмечают, что Борис Туровник — это такой человек, который настолько тонко чувствовал музыку, музыкальную ткань произведений, что его невозможно повторить, его талант от Бога. В том, как он грамотно делал инструментовки, оркестровки и аранжировки произведений, мало кто может сравниться с ним.

Северный хор всегда отличали мягкость звучания, северное спокойствие. Но это не мешает исполнять и играть задорные плясовые песни. В то же время профессионал всегда мог отличить, что это играет именно Северный народный хор, а не какой-то другой.

В то давнее время даже делались сольные оркестровые программы, что очень сложно. Сейчас на это просто не хватает времени, приходится постоянно отвлекаться на совместные выступ­ления хора и балета.

— Испытывали ли вы страх, когда перенимали руководство оркестром у мэтра?

— Конечно, была неуверенность. Разумеется, я окончил консерваторию, но никогда не думал, что буду руководителем оркестра. Даже когда я оканчивал училище, не думал, что буду баянистом. В оркестре я играл на контрабасе и думал, что он будет моим основным инструментом.

Училище окончил с красным дипломом. И консерваторию тоже окончил на отлично. Но окончил, как музыкант, а не как дирижёр, на него надо было отдельно проходить стажировки, но тогда мне это не казалось нужным. И именно потом этого момента в образовании мне и не хватало, когда я начал работать с оркестром Северного хора, поэтому отсюда и моя неуверенность в самом начале. Но с этим мне удалось справиться, вспоминая то, как Борис Куприянович руководил оркестром.

— Мешает ли привязанность оркестра к народным традициям его развитию?

— Нет, мешает не это. Мешает то, что мы слишком мало участвуем в фестивалях. На них музыканты перенимают друг у друга опыт, и от этого обогащаются все. Например, увидел, что другие ансамбли используют жалейки, другие необычные народные инструменты, и тоже хочешь это попробовать.

Конечно, ситуацию в некоем роде исправляет Интернет, где можно посмотреть выступ­ления. Но живого звучания это не заменяет. В советское время полгода мы проводили в гастролях — Росконцерт, Союзконцерт, было всё расписано, а сейчас такого уже нет».

***

Стоит отметить, что, например, чтобы принять участие оркестра в выступ­лении на фестивале в той же Гнесинке, надо иметь дополнительные финансы: проживание, дорога и т. д. А этих дополнительных средств нет.

И конечно, коллектив стремится хранить традицию, самобытность, не распыляться на попсу, как это сделали некоторые коллективы, которые пошли на поводу у общерусских наигрышей и др. От этого многие коллективы потеряли своё лицо и смешались в общей массе.

«Всё равно, как бы мы ни старались, время нас меняет. Мы и музыку по-другому пишем, больше вводим экспериментов, но всё же придерживаемся традиций. И эти вещи все вполне естественны», – отметил Александр Качаев. — Самое сложное в сочинении музыки — это найти хорошую новую тему, которая была бы неизбитой. И многое зависит от настроения: сегодня что-то написал, завтра проснулся, подумал и всё переделал совершенно наоборот. Это тяжёлый труд, который сравним с трудом поэтов.

Жизнь в оркестре и в Северном хоре в целом скорее уклад жизни, так как долгое время артисты проводят на работе и все эти гастроли, концерты, примерки, праздники сделали их одной большой семьей. Здесь такой коллектив, что им просто нельзя не жить. Для меня это словно образ жизни, который затягивает, и ты уже сам не можешь обходиться без него. Не можешь оторваться. Не можешь представить себя без него. Трудности гастрольной жизни сильно сплачивают, и потом уже не можешь жить без этого коллектива, без этой семьи.


Материал предоставлен изданием «Для умных людей ПравДА Северо-Запада».  

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле