В начале сентября после обращения читателей в редакцию, журналисты «Эхо СЕВЕРА» направили в Правительство архангельской области следующий запрос — далее, цитата:
— На встрече с замминистра экономического развития Архангельской области последний озвучил такую информацию: мол при реализации проекта технопарка на территории Архангельской области, резиденты не смогут рассчитывать на налоговые льготы, обещанные федеральными органами власти.
Объяснение — так как местные власти приняли соответствующий закон, по которому льготы должны быть компенсированы из местного бюджета при наличии в нем свободных средств, но при дефицитном бюджете это нереально. Что за местный закон?
Конец цитаты.
На запрос пришёл ответ — редакции были даны следующие пояснения — далее, цитата:
— Поскольку федеральными нормативно-правовыми актами НИКАКИХ налоговых преференций резидентам технопарков НЕ предусмотрено, предоставлять их (льготы) необходимо будет региональными законами, т. е. через АОСД
В то же время, 27.12.2016 Постановлением Правительства РФ № 1506 «О соглашениях, заключаемых Министерством финансов Российской Федерации с высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, и мерах ответственности за невыполнение субъектом Российской Федерации обязательств, возникающих из указанных соглашений» фактически введены ограничения и контроль за принятием субъектами РФ (дотационными) новых налоговых преференций. В связи с чем, введение новых налоговых льгот на региональном уровне (для резидентов технопарка) потребует веского обоснования и проведения через АОСД, поскольку федерация считает данные преференции в уменьшение дотации области, т. е. данные льготы гипотетически снизят федеральную финансовую помощь области.
Помимо налоговых льгот, резидентам технологического парка, как правило, предлагаются следующие условия для размещения:
Сниженная, по сравнению с рыночной, арендная ставка по аренде офисных, складских, производственных и иных помещений;
Преимущественный доступ к различному оборудованию (измерительному, исследовательскому, производственному и т. д.);
Управляющая компания технопарка может предоставить резидентам комплекс услуг, среди которых:
А) бухгалтерские и юридические услуги
Б) Предоставление услуг патентного поиска и оформления заявок;
В) Предоставление услуг оформления авторских прав на программное обеспечение;
Г) Образовательные услуги;
Д) сопровождение проектов, поиск инвесторов и партнеров;
Е) маркетинговые услуги;
Конец цитаты.
Журналисты редакции опросили ряд экспертов по части сопровождения бизнеса и вот как можно прокомментировать ситуацию…
Приглашение к обсуждению, одна из версий концепции технопарка, которую пытались протолкнуть специалисты из ВШЭ. Концепцию в работу приняли уже измененную, но какую конкретно версию концепции в Архангельском минэкономразвития запустили, они, видимо, и сами не очень знают.
Основной документ для ознакомления с тематикой, это, конечно же, Федеральный Стандарт: http://nptechnopark.ru/upload/gost.pdf
Вот, вдогоночку, немножко статистики о реализации подобного рода проектов по стране.
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/26369
Это в принципе не тайна никакая, но создатели концепций предпочитают заменять любой негатив эвфемизмами и с улыбками крокодилов рассуждать про «положительную динамику».
Материалов уже скоплено огромное количество — темы слива денег на ОЭЗы, технопарки, технокампусы и прочую белиберду интересует многих. Схема везде одна и та же — на создание этих объектов государство выделяет бюджетные средства.
В нашем случае на старте проекта это 1-1,5 миллиарда бюджетных рублей. Это и есть первая цель инициаторов — освоение выделенных средств. В качестве статистов «потенциальные резиденты», коим обещают много вкусного. В случае с запросом, про налоги, вот цитата из тушки концепции:
Об одном из действующих Технопарков:
«Технопарк предоставляет резидентам следующий набор льгот и преференций:
— снижение ставки налога на прибыль организаций;
— освобождение от уплаты налога на имущество организаций;
— снижение ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов;
— предоставление финансовой поддержки научно-техническим и инновационным проектам за счет средств республиканского бюджета;
— социальные выплаты на возмещение процента по ипотечным кредитам высококвалифицированных специалистов организации, осуществляющих инновационные проекты в Республике Мордовия.»
Этого полно в тексте в качестве «рюшечек».
Вот что пишется конкретно о преференциях для резидентов Архангельского технопарка:
1.1. Описание портрета компании — «типового», «якорного» резидента технопарка, конкурентные преимущества для резидентов
1. «Налог на прибыль организаций в части суммы налога, подлежащей в соответствии с федеральным законодательством зачислению в областной бюджет Архангельской области, уплачивается по сниженной ставке 13,5 процента (вместо обычной налоговой ставки в размере 18 процентов) организациями, являющимися резидентами Технопарка.
2. Налоговая ставка в размере 5 процентов при применении упрощенной системы налогообложения на территории Архангельской области устанавливается для налогоплательщиков — резидентов Технопарка (если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов).
3. От уплаты налога на имущество организаций освобождаются резиденты Технопарка, — в отношении имущества, учитываемого на балансе организации в качестве объектов основных средств (вместо обычной налоговой ставки 2,2 процента)
Изменение срока уплаты налогов и сборов, а также пеней и штрафов в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации и Архангельской области.»
Из ответа Бачерикова О.В. ясно, что о любых льготах можно забыть, но в концепции (суть в запросе на бюджетное финансирование), которая инициирована Фондом Имущества и инвестиций АО и фактически продвигается под управлением местного МинЭка и САФУ, содержатся прямо противоположные данные.
То есть когда нужно денег попросить — льготы есть, и предусмотрены, и обещаны резидентам, но когда речь идет о реализации, то уже «… НИКАКИХ налоговых преференций резидентам технопарков НЕ предусмотрено, предоставлять их (льготы) необходимо будет региональными законами, т. е. через АОСД », что с учетом дефицитного бюджета нереально в принципе, и по этому поводу Архангельская область вроде как какие-то обязательства на себя взяла даже перед федералами.
По остальным «льготам» там все понятно без слов:
— Льготная аренда.
У коммерсантов дешевле и условия гибче. Пустующей недвижимости по всей стране девать некуда, скоро приплачивать начнут, только б не развалились помещения совсем.
— Преимущественный доступ к оборудованию.
Потенциального резидента ставят в зависимость от соблюдения бюрократических процедур. Сейчас я предоставляю, например, студентам САФУ оборудование для работы вне очереди. Они имеют право и на работу в САФУ, но там очереди ждать 2-3 месяца «на льготных основаниях». Эту схему все прекрасно помнят с советского времени.
— Бухгалтерские и юридические услуги. А) бухгалтерские и юридические услуги Б) Предоставление услуг патентного поиска и оформления заявок; В) Предоставление услуг оформления авторских прав на программное обеспечение; Г) Образовательные услуги;
Этого добра на рынке и без того девать некуда, скоро бесплатно предоставлять начнут на удаленке, благо аутсорсинг развивается.
— Д) сопровождение проектов, поиск инвесторов и партнеров;
С этим еще проще. Схема работает, очень напоминающая мошенничество. К примеру, вот что делается в местном «инвестиционном фонде».
Схему их работы с «консалтинговой компанией» люди знают еще с 90 х годов и это уже не раз описывалось в СМИ. Люди, к примеру, заказывали у них «Бизнес план» и услуги по поиску инвестора — отдали им 140 000,00 рублей за бумажку, которая не стоит почти ничего. Она хранится у людей в сейфе до поры, когда понадобятся доказательства.
Е) маркетинговые услуги;
И этого добра на рынке полно практически бесплатно.
Это по текущей ситуации и по ответу. Однозначно — отписка.
Суть проблемы простая: в Концепции создания технопарка заявлен земельный участок, который не подходит под федеральные стандарты для технопарков и даже не может быть приведен в надлежащее состояние.
В качестве альтернативы бизнесмен предложил другой участок, который соответствует стандартам на 100 процентов.
Тем не менее и фонд и МинЭк отказались от этого участка, в устной беседе ссылаются на то, что «им нужно САФУ».
Фактически, получается, что они хотят получить 1,5 миллиарда и потратить их на реконструкцию здания САФУ на Урицкого 68 корпус (сколько то там) под видом создания Технопарка.
Такая вот петрушка.