Завтра в Архангельске−11°CСеверодвинске−11°CОнеге−12°CВельске−16°CМирном−14°CШенкурске−16°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 08.02.2024 20:10

Самый обычный фильм

29.10.2017 15:00
Рецензия на фильм «Матильда» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Алексей Учитель

В ролях: Ларс Айдингер , Данила Козловский, Михалина Ольшанская, Григорий Добрыгин.

В кино с 26 октября. 


Во-первых: просмотр данной киноленты -  "тяжелый грех" по словам депутата ГосДумы Натальи Поклонской.

Во-вторых: после просмотра картины остается неясным вопрос, кто согрешил больше: режиссер, актеры, зритель или ярые противники фильма, так как ничего предосудительного в этой ленте нет, в принципе.

"Матильду" нельзя воспринимать отдельно, от шумихи вокруг него. На протяжении всего года новости, относительно фильма, появлялись во всех изданиях, каждый день люди наблюдали за борьбой между православными активистами, съемочной группой и просто неравнодушными с обеих сторон.

Ленте удалось разделить на два лагеря даже Государственную Думу. Выступали против даже политики из мусульманских стран, хотя их фильм задеть или оскорбить не мог априори. Складывается четкое ощущение, что и большинством участников спора, кроме заинтересованных лиц, двигало именно желание быть причастными к процессу. Ко всему вышенаписанному прилагается небольшая деталь: почти никто не видел самого фильма.

Картина описывает период с 1890 по 1896 годы. Все события, связанные с трагической судьбой последнего императора, произойдут гораздо позже. О них Учитель даже не упоминает. Весь сюжет строится вокруг отношений между наследником престола Николаем Романовым и балериной польского происхождения из труппы Мариинского театра-Матильдой Кшесинской. Режиссер почти никак не касается политики, ситуации в стране на тот момент. Действие фильма даже не выходит за границы императорских резиденций, за исключением пары сцен. Перед нами только история любви двух людей высокого положения в обществе.

Зрителю с первых кадров представляют всех основных персонажей, но практически их не раскрывают.  Учитель сразу рисует любовный четырехугольник, но поначалу ни одно звено этой фигуры лишним не кажется. Складывается ощущение, что бОльшая часть истории развития отношений между Николаем и Матильдой осталась за кадром. Поэтому сначала кажется странной такая привязанность наследника к простой балерине.

Их первая встреча длилась буквально несколько минут, но в следующей сцене цесаревич рассматривает Кшесинскую в качестве жены и будущей императрицы наравне с немецкой принцессой Аликс (в будущем , Александра Федоровна Романова). С течением фильма эта недосказанность растворяется, режиссер в полной мере раскрывает чувства главных героев.

Николай II показан в фильме, как довольно слабая личность и крайне нерешительный человек, что, отчасти, соответствует действительности. В противовес будущему императору Учитель ставит императора действующего. Александр III (Сергей Гармаш) представлен сильным со всех сторон: при крушении поезда он в одиночку поднимает крышу вагона, что требует неимоверных физических усилий, его воля всегда крепка, в решениях всегда звучит уверенность. Так должен выглядеть русский царь, по мнению Учителя.

На протяжении всей ленты от Николая, по сути, требовалось принять только одно решение: либо пойти по пути, к которому готовили с детства - заключить выгодный династический брак с женщиной, не ниже своего уровня, и взойти на престол огромной и очень сложной империи, возложив на себя колоссальную ответственность, либо дать волю чувствам, отречься от престола и жить в счастье с любимой женщиной.

Весь фильм он старается избежать ответственности, а окончательное решение принимает только, когда был полностью уверен, что Матильда мертва и выбор отпал сам собой. И даже этот выбор будущий правитель списывает не столько на свою волю, сколько на решение Господа. Большую часть фильма ближайшее окружение Николая зовет его ласково Ники. Это имя в полной мере описывает суть персонажа.

Персонаж Матильды Кшесинской раскрыт в совершенно ином ключе. На пути к своим целям она не останавливается ни перед чем, всегда открыто говорит о своих намерениях и волю ее не удается сломить никому. Против их отношений с Николаем выступает и императрица, и тайная полиция, и, естественно, Аликс.

Кшесинская уверена в своей любви к цесаревичу и не разменивается на излишние чувства к другим, добивающимся ее сердца, мужчинам, среди которых есть великий князь Андрей Владимирович (уступает Николаю II всего одну социальную ступень) и страшно, но безответно, влюбленный граф Воронцов. И даже перед страхом смерти Матильда не отступается от своих чувств.

Так же, внимания в рецензии, но не в фильме, достоин тот самый Воронцов, в исполнении Козловского. Этот герой существует в картине для галочки. Экранное время, отведенное ему, можно уложить минут в десять. Убрав все сцены с Воронцовым, фильм абсолютно ничего не теряет. В отыгрыше своего персонажа Козловский откровенно перестарался, и, на фоне остальных неизвестных актеров, смотрится даже нелепо. 

Определенно, у фильма есть положительные стороны. Декорации и костюмы выполнены на высшем уровне, продумана каждая деталь, что, безусловно, погружает зрителя в эпоху конца 19-го века с головой. Фильм снят с минимумом графики, от этого все локации смотрятся более, чем натурально. Большое внимание уделено цветокоррекции и построению отдельных кадров. Почти все актеры справляются со своей задачей очень достойно.

Из явных технических минусов хочется выделить монтаж фильма, особенно первой половины. Действие постоянно переносится во времени и локации меняются слишком часто, что, поначалу, затрудняет восприятие сюжета, но ближе к середине повествование выравнивается и продолжается уже в спокойном темпе. Все же, не стоит целиком винить монтажеров и сценаристов. Ведь "Матильда" не является полноценным фильмом. Как и все крупнобюджетные проекты в России последнего времени - это минисериал, который покажут целиком на телеэкранах в 2019 году.

"Матильда" является художественным произведением, а вовсе не документальным, поэтому, само собой, не претендует на историческую достоверность. В картине есть, как небольшие, так и явные расхождения с историческими фактами. В реальности, например, новоиспеченный император появился на Ходынском поле торжественно, под звуки гимна, и, осмотрев место трагедии, удалился обратно. Вечером того же дня празднования по случаю коронации были продолжены пышным балом. И только на следующий день император распорядился выплатить 90тыс. рублей семьям погибших.

Учитель показал реакцию Николая с точностью до наоборот. Император искренне раскаивается перед своим народом, прямо на поле в порыве гнева приказывает наказать виновных и выплатить по 500р. на семью (690 тыс.р. в сумме). Но вместе с этим, нельзя сказать, что весь фильм не соответствует истории. Персонаж Победоносцева как будто целиком списан с фотографий и документов того времени. А сцена отстрела ворон с вышки Николаем (император считал это занятие охотой и в дневнике вел подробную статистику "охотничьих трофеев") и вовсе радует глаз. 

В конечном итоге, этот фильм далеко не ужасен, но и хорошим его тоже назвать нельзя. Фильм никакой. Это совершенно обычная историческая драма, для российского уровня, весьма неплохая. После просмотра в памяти остаются некоторые кадры, но куда больше места в голове занимает ажиотаж вокруг ленты. Ажиотаж, по сути, бессмысленный.

Учитель не ставил своей целью высказать какую-то принципиально-новую точку зрения на этот период, и, тем более, очернить фигуру канонизированного императора больше, чем есть на самом деле. Получилось даже слегка приукрасить действительность. Все попытки запретить этот фильм привели к полному залу в день премьеры, даже в нашем небольшом городе, даже вечером четверга. 

Очень хочется верить, что люди, поджигавшие кинотеатры, раскидывающие листовки в ящики и прочие неприятные массы в зрителей, до последнего не знали ради чего сражались и теперь сожалеют о своих тюремных сроках или просто о потраченном времени. Но если такие культурные мелочи приводят их в деятельную ярость и действия эти были осознаны изначально, то вот это действительно страшно.


Александр Губкин. 

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле