Завтра в Архангельске−5°CСеверодвинске−6°CОнеге−8°CВельске−7°CМирном−6°CШенкурске−7°CЯренске−6°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,суббота, 03.02.2024 12:11

Те же «Трансформеры», только в профиль

07.04.2018 10:00
Рецензия на фильм «Тихоокеанский рубеж 2» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Стивен ДеНайт. 

В ролях: Джон Бойега, Скотт Иствуд, Бёрн Горман, Цзинь Тянь. 

В прокате с 22 марта.


22 марта на наши экраны вышел «Тихоокеанский рубеж 2» — продолжение фантастического блокбастера дель Торо про бои гигантских человекоподобных роботов с огромными годзиллами или, как говорят в Японии, кайдзю, но уже без дель Торо.

Мексиканец остался лишь на роли продюсера, а режиссерское кресло занял Стивен С. ДеНайт, который раньше ставил лишь эпизоды сериалов, где был сценаристом и продюсером. Он же был создателем линейки сериалов «Спартак».

Оригинальный «Рубеж» сам по себе вышел противоречивым. От режиссера-визионера такого калибра ожидали многого. Экранизации «Евангелиона», «Гандама» и «Годзиллы» в одном, серьезной драмы и великолепного, изобретательного, как обычно у дель Торо, видеоряда. Получили мы, мягко говоря, куда меньше, чем рассчитывали. Драма была картонной, дыр в сюжете предостаточно, а сами битвы гигантских роботов и монстров не поражали воображение.

В прокате «Рубеж» провалился, не окупив огромные вложения в 190 миллионов. Да, он собрал 411 по миру, но, учитывая бюджет на маркетинг, который обычно равен бюджету производственному…

Так откуда взялся сиквел? Студия решила вслепую повторить попытку? Ответ неожиданный, но простой: Китай. Благодарить за существование второй части нужно исключительно его. Первая картина собрала дома, в США, всего 101 миллион — меньше четверти от общих сборов (обычно на домашний прокат приходится примерно половина), лишь половину производственного бюджета, что обычно и обозначает провал, потому что сборы по миру возвращаются студии в куда меньшем объеме.

А вот в Китае фильм собрал 111 миллионов (Россия, кстати, третья — но всего с 20 миллионами). И все же радостно, что Голливуд считает нас следующим большим рынком и хоть как-то, но ориентируется на российский прокат.

Китайцам по какой-то причине очень понравился «Тихоокеанский рубеж» — куда больше, чем другим странам (яркий контраст с теми же «Последними джедаями», которые в КНР собрали очень мало). И они попросили сиквел, даже сняли его совместно с США.

Поэтому в сюжете Китай играет важную роль, именно китайцы в картине продвигают новую идею егерей-дронов, управляемых удаленно одним пилотом (что позволяет избежать мороки с дрифт-совместимостью), и, учитывая производственные мощности КНР, это даже не противоречит логике (мелькает в фильме и Россия, один из боев проходит на Северной Земле).

Китай суперважен для Голливуда, это огромный рынок, способный окупать даже дорогие блокбастеры чуть ли не самостоятельно, именно поэтому мы видели столько заигрываний с КНР в летнем кино — герои-китайцы («Форсаж»), место действия — Китай («Трансформеры») и т. д. В КНР жесткая квота на прокат зарубежного кино, плюс политическая цензура, отметающая все более-менее серьезные и политически заряженные ленты, поэтому студии из кожи вон лезут, чтобы именно их картина попала в вожделенный список, но есть один минус — Китай отдает лишь 10% от прибыли с проката.

То есть, в теории, со 111 миллионов долларов в КНР Warner Bros. получили чуть ли не меньше, чем с 20 миллионов от российских зрителей.

Сам сиквел можно назвать сносным — это, наверное, самое позитивное, что о нем можно сказать. Он слабее и жиже оригинала, уже нет ощущения той монументальной цельной истории, но сначала думается, что все будет еще хуже. Он смотрится — нескучно, легко, в меру увлекательно.

Естественно, картина полна шаблонов и дыр, но если сравнивать ее с другой тупой развлекательной франшизой про огромных роботов — «Трансформерами», — то предпочтительней «Рубежи». Надо все же учитывать, что во многом ей навредили завышенные ожидания от имени дель Торо.

Но во второй раз мы уже точно были готовы, никаких иллюзий не питали, а имя режиссера вместо завышения ожиданий вызывало логичное их занижение — все-таки дебютант пришел на место мэтра, только что получившего «Оскар». И да, видимо, поэтому сиквел смотрится легко и не напрягает даже довольно серьезными промахами.

Бюджет сиквела урезали в сравнении с оригиналом, но ненамного — 150 миллионов вместо 190, это все же не слишком кардинальное падение. Здесь почти весь экшен происходит при ярком свете дня, что выглядит уже не так стильно и атмосферно, но хоть видно что-то наконец. Забавляет прием комбинированной съемки: в сценах боев кадры из кабины огромных роботов прямой склейкой меняются с панорамами драки гигантов. Вместо кабины и лиц пилотов можно вставлять кадры из «Могучих Рейнджеров», и ничего не изменится. Декорации выглядят довольно дешево, зато графический прорыв на лицо.

Передать масштаб и вес роботов полноценно не вышло. Они определенно чувствуются, фильм старательно пихает в кадр узнаваемые объекты для масштаба — лодки, контейнеры, машины, дома, видны механизмы робота, демонстрирующие тяжесть каждого движения многотонного монстра, но все же временами он движется слишком похоже на человека — движения слишком быстрые для стометровых объектов, не учитывающие безумную инерцию, с которой приходится иметь дело.

В первом фильме егеря сильно отличались по силуэту, их пилоты были карикатурно яркими, чтобы их тоже невозможно было спутать, и каждый робот принадлежал конкретной стране. Здесь же роботы отличаются оружием, цветом, характеристиками, но запутаться в них куда легче. В плане четкой характеризации каждого, так, чтобы зритель их и спросонья не спутал, ДеНайт проваливается. Кто кого пилотирует, какой егерь с каким противником борется, какие у него сильные и слабые стороны — все это доносится недостаточно четко и аккуратно.

Вторым неожиданно приятным сюрпризом стали повороты сюжета. Они глупые, конечно. Но как-то приятно, смело, авторски-идиотские. Когда твист придумывает студийный продюсер, это обычно выглядит топорно, шаблонно и предсказывается на раз-два, вызывая суровое негодование своей бесталанностью — нас держат за идиотов.

Здесь твист выходит дурацким и надуманным, но при этом достаточно диким и больным, чтобы вызвать улыбку. Это даже мило.

В принципе, сценарий оставляет смешанные впечатления, но положительные моменты (опять же, вероятно, из-за того, что их как-то и не ждешь) выделяются сильнее. Герои менее четкие и архетипичные, нежели в оригинале, но их драма раздражает меньше, чем обильные затянутые сопли первой части. Общий сюжет более цельный, чем у дель Торо, но при этом история полноценнее интегрирована в мир картины — тут уже нет ощущения, что егери и монстры отдельно, а города с обычными людьми отдельно. Как-то больше верится в то, что здесь дерутся роботы, а где-то в паре километров дворник ест свою лапшу после тяжелой двойной смены.

Несмотря на то что сама картина выглядит менее серьезной, драматичной, атмосферной и авторской, мир «Рубежа» и его герои выглядят здесь живее и воспринимаются естественнее.

С героями, впрочем, есть важная оговорка — собственно, главный герой, персонаж Джона Бойеги. Вроде странно, что его взяли на главную роль в фильме, заточенном под Китай, потому что именно там основная претензия к последним «Звездным войнам» была в том, что там «некрасивые актеры». И нет, дело не в расизме, потому что Уилла Смита китайцы бы увидели с удовольствием. Но Бойегу, естественно, наняли до того, как вышли «Джедаи», и китайцы вынесли свой вердикт его актерскому составу. Теперь остается только гадать, скажется ли это на сборах.

Идрис Эльба — вот это герой, не человек — кремень, несгибаемый и твердый. Сын у него вышел «далеко упавшим от яблони» — тряпка, вор, эгоист. По идее, мы должны увидеть, как он перевоспитывается в героя, и вроде даже нам что-то показывают на эту тему, но запоминается он все равно так же — как назойливый самовлюбленный болтун. К счастью, это не только его история, и остальные герои, пусть и остаются нераскрытыми, но, по сути, разбавляют своим присутствием в сюжете раздражение от героя Бойеги.

Когда егерь использует то, что попадается под руку, в качестве оружия, это выглядит еще смешнее. Это уже не битва за выживание человечества, а пьяная драка на кухне.

Это было и в первом фильме, когда под конец у «Бродяги» в загашнике обнаруживается суперэффективный меч, позволяющий прикончить любого монстра с пары ударов, вместо детской радости вырывается снобистское негодование. Тот факт, что пилоты и центр управления столько времени игнорировали настолько действенное оружие, перечеркивает половину сюжета.

Сиквел по большей части избегает этой ловушки, хоть и не до конца. Да, тут егеря с самого начала используют мечи, хлысты и прочее оружие, но тот же гравитационный кнут снова возвращается к идее врезать чем-то знакомым — он собирает машины, куски бетона и прочий мусор в комок и кидает этим в лицо врага.

Неискушенному зрителю такая идея оружия будущего может показаться интересной, но все геймеры, да и вообще большая часть молодого поколения насмотрелись на такие штуки еще лет десять назад.

Бои в сиквеле стали короче — может, это последствия сокращения и перераспределения бюджета, но слишком короткими они не выглядят. Скорее, битвы оригинального «Рубежа» в сравнении выглядят затянутыми.

«Тихоокеанский рубеж 2» не назовешь ни серьезным, ни цельным, ни даже просто хорошим фильмом. Но и плохим тоже. Он исправно развлекает, временами удивляет и доставляет обещанные битвы егерей друг с другом и с кайдзю. Минусы оригинала были учтены и отчасти исправлены, сиквел наделал собственных ошибок, но они кажутся не такими смертельными. Сюжет в основном довольно глубоко зарывается в штампы, персонажи тоже взяты из набора начинающего сценариста, но они более-менее работают, как механизм доставки до зрителя основного блюда — боев.

Если даже первый «Рубеж» вызывал у вас вопросы, а то и вовсе откровенное раздражение и разочарование, второй тоже вряд ли понравится (хоть и есть шанс, что самые напрягающие элементы как раз исправили). Если же первая часть понравилась или зрителю нет до нее дела и просто хочется посмотреть что-то большое и громкое в кино — картина с этим справится.

Да, она бездушная, глупая и прямолинейная, но все равно она вышла удачнее последних частей «Трансформеров» или тех же «Могучих рейнджеров». Если уж мы принимаем мысль, что иногда хочется чего-то тупого и зрелищного, то «Рубеж 2» вполне выдерживает поставленную планку.

Активных интернет-пользователей порадуют так называемые «мемы»: знаменитое выступление Эдуарда Хиля даже сейчас смотрится реликвией времен неолита, страшно представить, что эта запись представляет для жителей будущего. Еще есть знаменитый «крик Вильгельма» и пара забавных отсылок. Ну, а когда три больших монстра сливаются в одного зверя совсем неприличных размеров, то так и ждешь, что герои закричат: «Go go power rangers!»

Смотреть фильм, используя все блага прогресса в области кино, утомительно. Если в зале есть IMAX, 3D и объемный звук, то от количества пестрого экшена и звуковых эффектов к концу сеанса натурально вытекают глаза, уставшие воспринимать такую картинку.

Если вам нужно нечто большее — смело пропускайте, 29 марта выйдет «Первому игроку приготовиться» Спилберга — он должен быть мощным. Или же мы снова понадеемся, что имя хорошего режиссера автоматически спасет любой блокбастер, и разочаруемся так же, как с первым «Рубежом».


Александр Губкин


Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-Лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле