С 1 июня в Архангельске был поднят тариф на проезд в общественном транспорте. В День защиты детей жители столицы Поморья поехали не 21 рубль, а за 26.
Вот так, цена сразу же выросла на 5 рублей. Для кого-то это было ожидаемо, но, думается, бОльшая часть населения с данной ценовой политикой не согласилась. Впрочем, выхода у горожан все равно нет — надо платить и ехать.
И, тем не менее, вопросы к перевозчикам остались. Ответы на них согласился дать экс-петербуржец, директор ООО «Архтрансавто» Николай Карягин. В интервью ИА «Эхо СЕВЕРА» он рассказал чем было обусловлено повышение тарифа, когда в городе исчезнут «ПАЗики» и почему пока что выбор пал на автобусы марки «МАЗ».
Николай Карягин: Мы должны с вами понимать, что технические характеристики дает завод-изготовитель. А он трактует, что расход топлива в городской черте автобуса «ПАЗ Вектор Некст» — 20/25 литров, а «МАЗ 206» — 25 литров.
Естественно, дальше идут уже эксплуатационные (технические) расходы, которые у «МАЗа» составляют 32-35 литров. «Вектор Next» же «кушает» около 30-33 литров.
Разница в расходе топлива у этих двух автобус незначительна. Больше всего она обусловлена в массе. У «МАЗа», к слову, автоматическая коробка передач.
Этот же автобус позволяет на борт взять 70 пассажиров. Поэтому все эти факторы и обуславливают больший расход топлива.
Выбор компании при покупке автобуса — это соотношение цены и качества. При прочих равных показателях «МАЗ» оказывается дешевле ряда других аналогичных вариантов, таких, как, например, «Нефаз» или «ЛиАЗ». Важно, что комплектуется импортным оборудованием.
Не считаю, что для города подошел бы «Вектор NEXTt», на маршрутах с большим пассажиропотоком, но на ряде маршрутов вполне возможен. Идея в том, что каждый автобус предназначен для определенного типа (объёма) перевозок.
Да, «Вектор NEXT» стоит дешевле, чем «МАЗ», но для качественного функционирования в городской среде таких автобусов надо больше. Он менее вместителен. Это очень важно, если учитывать расходы на их эксплуатацию. Мы же должны думать о количестве сотрудников, зарплате, налогах и так далее.
Смысл не в том, чтобы закупить дешевые автобусы. Мы выбрали вариант, которые лучше работает в условиях нашей городской среды. Поймите, что покупка автобуса — это первичная затрата. Основные затраты уходят на его содержание. И в этом плане «МАЗ» гораздо перспективнее «Вектора NEXT».
Не стоит, зная, что один автобус попросту дешевле другого, считать его покупку правильным выбором и заострять на этом большое внимание.
«Эхо СЕВЕРА»: Больше всего граждан беспокоит тот момент, что
тариф вновь поднимется.
Николай Карягин:Смотрите. Предприятие — это большой дом.
Здесь затраты на содержание предприятия Агентством по тарифам и ценам
закладываются в стоимость билета. Если бы администрация компенсировала часть
затрат (лизинг, первичный взнос, банковский % за приобретение автобуса
средней-большой вместимости), то здесь, возможно, была бы частичная компенсация
затрат перевозчикам и стоимость проезда для граждан на скомпенсированную сумму
была бы ниже.
Что, например, делает Вологда: там, на законодательном
уровне принято решение, что из бюджета компенсируется лизинговый платеж за
приобретение автобуса большой вместимости, тем самым нагрузка на перевозчика
частично снята. Они могут сбалансировать стоимость проезда к реальной жизни
граждан. Хотя и город Вологда поднял
проезд с 01.06.18 до 26 рублей за одну поездку.
Прошу не забывать, что бюджет города — это налоги тех же
горожан. И, если, администрация гасит покупку автобусов, то на эту же сумму
будут, вероятно, порезаны бюджеты каких-то других проектов. Бюджет не
резиновый. Мы все равно эти деньги в каком-то виде заплатим.
Поэтому не логично ждать, что стоимость проезда больше не
будет меняться. Это не логично.
Взгляните на стоимость топлива — с 90-х годов она только
растет. Растут и тарифы на ЖКХ, растут затраты на запчасти, затраты на
обновление парка, та же авторезина за два года подорожала в среднем на 25%.
Агентство по тарифам и ценам смотрит документацию
предприятия в разрезе технического задания. Оно не ориентируется на наши
затраты. У них в расчетах заложены нормативы и в них они закладывают расход топлива, зарплаты, ЖКХ, объем территории на стоянку и т. д. и путем
экономического расчета выводят стоимость разовой поездки.
Вопрос здесь не только в перевозчике, который подает заявку,
исходя из увеличения ежегодных затрат (та же инфляция), а и в отсутствии
программ поддержки перевозчика со стороны Правительства.
«Эхо СЕВЕРА»: Ситуация с проездом на городском транспорте
будет меняться в лучшую сторону? Когда уже «ПАЗики» отсюда исчезнут?
Николай Карягин:Это программа по замене автобусов полностью
прописана в «Документе планирования» администрации. Там четко сказано, как и
когда все будет происходить. Где-то к 2020–2021 годам (как я понимаю)
произойдут изменения (новые конкурсы на маршруты).
В город должны зайти порядка 150 — 200 автобусов большой и
средней вместимости.
На маршрутах, где малый пассажиропоток, там останутся
автобусы марки «ПАЗ».
Перевозчик не отвечает за расписание рейсов и составление
маршрутов. Он лишь заявляется на определенный конкурс и, если, побеждает, то
начинает обслуживать маршрут., в техническом задании которого есть объём
перевозок, время начала и окончания работы, тип автобуса и количество рейсов и
многие другие показатели.
«Эхо СЕВЕРА»: Смогут ли пассажиры получить четкое
расписание?
Николай Карягин:Транспортная система в Архангельске далека
от совершенства. Если в Москве или Санкт-Петербурге все движение просчитывается
до 1-2 минут, то здесь это невозможно. У нас нет выделенной полосы для
общественного транспорта. Наши автобусы движутся в общем потоке.
Разумеется, интервалы между движениями автобусов
соблюдаются, но серьезные пробки могут даже не позволить водителю закончить
маршрут в заданное время.
Что-то подобное тот же Санкт-Петербург переживал в где-то с
1999 по 2010 годы. Но там в эту системы деньги вложил город. Затем еще лет 5
они ее настраивали.
Архангельск, в принципе, тоже готов пройти такой путь.
Быстрее не получится.
«Эхо СЕВЕРА»: С повышением тарифа прибыль у вашего
предприятия сильно увеличится?
Николай Карягин:Прибыль съест все то, что мы будем
производить. Это, например, закупка новых автобусов или их дооборудование. Мы
планируем установить ту же систему видео фиксации в автобусах.
«Эхо СЕВЕРА»: Вы собираетесь как-то проводить работу с
персоналом? Иногда в городских автобусах находиться тошно: можно услышать маты
от водителей по рации или хамство контролеров.
Николай Карягин:Считаю, что бороться с ветреной мельницей
не стоит. Лучше всего зайти с другой стороны. На тех же новых «МАЗах» раций уже
нет, и водителей вы не услышите. Мы перейдем на мониторы, которые будут
помогать взаимодействию водителя и диспетчера.
Делать надо все постепенно, перевоспитать уже сформировавшегося человека практически невозможно, но работа с коллективом ведется ежедневно, на предмет, что такое хорошо, а что такое плохо.
Конечно,
есть какие-то моменты, которые мы пытаемся привить сотрудникам: как общаться,
как желательно одеваться, как реагировать на раздражительность некоторых
пассажиров, не вступать в конфликт, быть предельно вежливыми и предупредительными.