Кемеровская трагедия, пермская «Хромая лошадь» — сотни страшных смертей, сотни сгоревших заживо, задохнувшихся, сотни покалеченных.
Страна рыдала.
Но когда одни в России рыдают, у других чешется правая рука — к деньгам. Это как война — кому смерть, а кому прибыль.
Всегда рядом с людской бедой алчные пасти ненасытных упырей.
Всё цинично и предельно просто: за каждой трагедией следуют массовые проверки органов пожарного надзора. Найти нарушения для профессионалов — раз плюнуть.
А дальше дело техники — машина по выдаиванию денег из бизнесменов и даже государственных структур работает без сбоев, нахраписто и уверенно.
Ведь после кемеровской и пермской трагедий никто и рта раскрыть не смеет по поводу необоснованности прихода пожарных инспекторов с внеплановыми проверками…
Расчёт у доителей в погонах верный: бизнесмены в большинстве случаев предпочитают договориться, чем закрываться.
Ещё один немаловажный нюанс — однажды договорившись с пожнадзоровскими начальниками, бизнесмен уже навечно попадает к ним в кабалу: и признаться страшно, и за бизнес боязно.
Историй про доителей из пожнадзора любой бизнесмен, владеющий хоть какой-то недвижимостью, вам расскажет массу. Но чтобы на него не ссылались и не под диктофон — никто не желает геморроя.
Причем тренд последних лет — доят не только мелкий бизнес, но и крупный.
Вот история с АЛВИЗом: крупнейшее предприятие Архангельской области, Архангельский ликеро-водочный завод по уму, по совести и по закону надо бы закрывать.
И не потому, что здания старые…
АЛВИЗ — специфическое производство, оно носит характер опасного для жизни граждан, расположено в центре города Архангельска, не соблюдение норм пожарной безопасности при осуществлении данной деятельности создает реальную угрозу большинству горожан, а также их имуществу.
Но, если вовремя дать на лапу, пересчитать пожарные риски с соответствующей оплатой, то нарушения становятся незначительными, а то и вовсе пожарные инспекторы их не замечают.
Факт. И подобных по Архангельску можно насобирать много.
Просто, благодаря уголовному делу, которое сейчас рассматривается в Соломбальском суде, факты с АЛВИЗом всплыли наружу и стали достоянием широкой публики.
На этой неделе на процессе начал давать показания начальник отдела надзорной деятельности города Архангельска управления надзорной деятельности ГУ МЧС РФ по Архангельской области Виктор Личков.
Личность среди бизнесменов довольно известная — позывной «Аудит». То ли от слова «Ауди», то ли от «Пожаудит» — таково название фирмы, которая контролировалась семьей Личкова, а конкретно была оформлена на мать.
Итак, Личков (позывной Аудит) госпожнадзоровский начальник — именно он подписывает акты проверок. А мать — директор фирмы, которая легко рассчитывает пожарные риски.
Всё ясно.
И фишка именно в том, что в ходе проверок пожарной безопасности предпринимателей и государственных, муниципальных структур по выявленным в ходе проверки нарушениям сотрудниками ГУ МЧС предлагалась устранять их путем выполнения требуемых работ ИМЕННО через ООО «Пожаудит».
Так, например, при выявлении отсутствия на объекте противопожарной двери (примерная стоимость 20 тыс.) инспектор отдела надзорной деятельности получал от Виктора Личкова 500 руб. за установку одной двери через ООО «Пожаудит».
500 рублей — вроде мелочь, но всего лишь одна из многих. Очень многих. Бизнес на пожарной безопасности, а проще говоря, на смертях работал отлаженно. Зарабатывали, хоть и сравнительно немного, но часто.
Попадались и крупные клиенты. Тот же АЛВИЗ.
Шёл 2014 год. Осень. Сентябрь. Лето Личков и его подчиненный кореш Зайков провели хорошо — деньги на подсосе. Надо зарабатывать — не жить же на одну, пусть и солидную, пожнадзоровскую зарплату со всеми льготами и надбавками.
Надо срочно кого-то тряхануть. А чтоб тряхануть, надо зайти с проверкой — так решили начальнички и 25 сентября 2014 года распоряжением Личкова № 688 назначена плановая проверка открытого акционерного общества «АЛВИЗ» (цитата):
«В целях исполнения годового плана плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2014 год, задачей которой являлась проверка исполнения и соблюдения требований пожарной безопасности и принятие мер по ее результатам».
Конец цитаты.
Впоследствии окажется, что «проверка исполнения» и прочие казенные формулировки — это прикрытие. Пожнадзоровские начальники пришли на АЛВИЗ тупо заработать.
Шерстили АЛВИЗ больше месяца. Видимо, там не сразу поняли, «чё надо».
В итоге Личковым были выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности на объектах АЛВИЗа, в том числе несоответствие ширины дверного проема эвакуационного выхода, угла наклона лестничного марша по направлению пути эвакуации на объекте — нежилом здании (вспомогательный корпус № 3), и отсутствие системы пожаротушения и дымоудаления, запасного выхода не объекте — нежилом здании (склад № 4).
По уму АЛВИЗ надо было закрывать. Но ведь не за проверкой безопасности, в конце концов, приходили на «ликерку» Личков и Ко…
Самой сообразительной на АЛВИЗе оказалась женщина — инженер по охране труда, пожарной и экологической безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ольга Бунина.
Сама догадалась или корешок посоветовал — неизвестно. Но факт — Бунина обратилась к своему знакомому Зайкову с просьбой посоветовать способ устранения выявленных нарушений, на что Зайков, просмотрев перечень нарушений требований пожарной безопасности, сообщил ей о возможности устранения части выявленных нарушений путем производства расчетов пожарных рисков.
То есть: нарушения есть, но путем хитрых профессиональных пересчетов их можно нивелировать.
Подрядился сделать из нарушений чики-пуки брат Зайкова.
Но, как бы ни были хитры Зайковы, миновать стола Личкова переделанные расчеты не могли. Личков выявил, он начальник, его подпись последняя, и Личков далеко не дурак.
Ситуация безвыходная. Надо делиться. Тем более что у Личкова тоже денег в семейном бюджете не хватает, проверку он затеял, а Зайков его фирму «Пожаудит» на повороте обошел.
Надо отстегивать. Иначе «бизнес» накроется.
31 октября 2014 года в рабочее время и в рабочем кабинете в Соломбале Личков и Зайков достигли консенсуса: цена подписи — 10 процентов от суммы контракта с АЛВИЗом по пересчету пожарных рисков.
Подпись — 10 процентов. Чирканул — получил. Вот они, шальные деньги.
У Зайкова при этом вообще все срасталось — ему Личков ещё и положительную характеристику мог состряпать. Они ж теперь подельники. Как братья. Только не кровные, а денежные.
Машина заработала. Зайков — брат пожнадзоровского деятеля — стал строчить перерасчет рисков. Всю делюгу оформили через ИП Бурову.
При этом в «честной компании» люди оказались ушлые — стоимость услуг знали только платящий и принимающий деньги. То есть, на каждом этапе в карманах оседало.
Классика жанра. С волками жить — по-волчьи выть.
Дальше все стандартно. Зайков получает деньги от Буровой и несет их Личкову. Личков берет и спустя какое-то время подписывает все, как надо клиенту.
Но на этом ещё не все. Доить АЛВИЗ так доить. Благо люди водку делают — денег немерено, а с пожарной безопасностью плохо.
В деле фигурирует ещё одна взятка. Уже крупная.
В ходе той самой проверки АЛВИЗа Личковым также выявлены многочисленные нарушения пожарной безопасности на объектах АО, а именно:
В главном производственном корпусе:
— помещения категории В1 по пожарной безопасности не оборудованы автоматической установкой пожаротушения — водочное отделение 2, 3, 4 этажи, помещения № 5, 6, 14, 16, 17, 19, 20, 21 — подвал;
в здании спиртохранилища:
— не проведен капитальный ремонт оросительной сети в здании склада спирта (средний срок службы установок до капитального ремонта — не менее 10 лет);
–не проводятся испытания автоматической установки водяного пожаротушения здания склада спирта в период эксплуатации (огневые испытания следует проводить по программе и методике, утвержденной в установленном порядке, не реже раза в 5 лет);
в здании склада № 5:
— помещения склада категории В2 по пожарной опасности площадью более 1000 кв. м не оборудованы автоматической установкой пожаротушения (помещения № 2, 3, 4).
По окончании проверки Личковым В. К. подписан акт проверки органом государственного пожарного надзора АО «АЛВИЗ» от 31 октября 2014 года, а также издано предписание № 688/1/1 от 31 октября 2014 года об устранении нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Личков в акте отразил 32 нарушения требований пожарной безопасности.
Далее всё по той же схеме: Зайков — расчет — Личков — взятка — нужные АЛВИЗу документы. Только в этот раз всё оформили через фирму «Стройком».
Нарушения серьёзные, и суммы серьёзные. Расчет через «Стройком» стоил АЛВИЗу уже два с половиной миллиона рублей.
Личкову досталось 700 тысяч рублей.
Всё вроде бы шло у парней успешно. Но однажды их накрыли сотрудники РУ ФСБ. Уголовное дело сейчас в суде. Идёт рассмотрение по существу.
Любопытный нюанс, позволяющий думать о степени круговой поруки в ведомстве. Так, в ходе судебного следствия со стороны Личкова заявилось ряд свидетелей бывших и действующих его сослуживцев, которые давали ему положительные характеристики, а также отрицали какие-либо факты коррупционных проявлений в надзорной деятельности.
То есть коррупция была, но её вокруг никто как бы не видел. Или не хотел видеть? Или видел, но не замечал, а Личков просто человек хороший? Или всё-таки круговая порука?
А может, за неявку в суд с положительными характеристиками Личков мог начать говорить?
То, что коррупции не было, — чушь. Взять, к примеру, факт: ставленник Личкова, замначальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по АО подполковник внутренней службы Бачурин осужден тем же Соломбальским районным судом Архангельска по ч. 6 ст. 290 УК РФ к 8 годам 3 мес. лишения свободы в ИК строгого режима и штрафом в размере 3,5 миллиона рублей.
P.S.
«Эхо СЕВЕРА» всерьёз берется за фирмы, занимающиеся пожарным аудитом. Продолжение читайте в материале «Золотая безопасность».