Завтра в Архангельске+2°CСеверодвинске+1°CОнеге+1°CВельске0°CМирном0°CШенкурске0°CЯренске−5°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,четверг, 01.02.2024 23:18

Запретная деревня

14.09.2019 09:00
«Волшебные сказки» Владимира Виткова. Продолжение…

Первая «Волшебная сказка» — «Царь-Поганка».

Вторая «Волшебная сказка» — «Птица Счастья».

                                                                        И вот Сказка третья Владимира Виткова

                                                                                       «Запретная деревня»

ЛЕГЕНДА

Среди коренных жителей Архангельской области ходит одна очень древняя легенда. Знают её немногие и стараются за пределы своего круга не выносить.

Согласно этой легенде на Севере области, среди непроходимых болот и дремучих лесов сохранилась запретная деревня, в которой живут потомки самых первых обитателей Русского Севера. Живут по старинным законам, хранят знания предков и верность древним богам…

Деревня находится под покровительством и защитой этих богов, наложивших запрет на нахождение в ней для всех остальных людей. И строго следят за соблюдением этого запрета. Отсюда деревня стала называться «запретной».

СТАРООБРЯДЦЫ

Самыми первыми с обитателями запретной деревни столкнулись старообрядцы, бежавшие в эти глухие места еще в Семнадцатом веке, видимо, от религиозных гонений. Странное поселение в лесу уже существовало, но, когда оно возникло, никому узнать так и не удалось, и, тем более, о её внутреннем укладе. Прямых контактов с жителями этой загадочной деревни тоже не было, и все встречи с её обитателями были случайными, обычно в лесу.

Вначале старообрядцы пытались заговорить с неизвестными соседями, обращались к ним на русском и церковно-славянском языках, но ответов не получали. Хотя, создавалось впечатление, что эти языки им понятны. Обитатели той деревни обычно проходили мимо, не обращая внимания на старообрядцев, словно их не существовало. Проходили и мимо умирающих старообрядцев.

Агрессивность жители загадочной деревни не проявляли, но вели себя очень уверенно. Передвигались они обычно небольшими группами, состоящими, в основном, из мужчин.

Иногда в группах были женщины. Но чисто женских групп замечено не было. По описанию очевидцев, жители странной деревни имели европейскую внешность, они были с тёмными вьющимися волосами и зелёными глазами, среднего роста, коренастые, с «широкой костью» и развитой мускулатурой. Летом они носили украшенную орнаментом одежду из льна, зимой — меховую. Занимались ли охотой, рыболовством — неясно, на промыслах замечены не были. Скорее, не занимались. Тогда как добывали пропитание, и вовсе не понятно. Однако, многочисленный болотный гнус, то есть, комары и мошки, их почему-то не трогали. Похоже, что эти странные люди жили в полной гармонии с природой.

МЕСТНЫЕ

Много позже в этих местах возникло несколько мелких деревень переселенцев из других районов. Земля была скудной, мало пригодной для выращивания хорошего урожая, и новым прибывающим «местным» всё доставалось с большим трудом. К «запретной» деревне они они относились с опаской и побаивались, но старались держать в тайне и чужим не рассказывать. Во время случайных встреч обитатели запретной деревни обычно уходили в сторону. Новые местные жители это правило приняли и сворачивали в другую…

Жители местных деревень старались соблюдать негласный запрет и в районы жизнедеятельности запретной деревни не заходить. Иногда заблудившиеся охотники оказывались в этом районе леса, но, услышав шум странной деревни, и, поняв, где находятся, старались сразу же его покинуть. Судя по шуму, в деревне был домашний скот. Кому-то из охотников посчастливилось увидеть деревню мельком издалека. В ней он рассмотрел несколько десятков жилых домов и хозяйственных построек.

Из этого можно было предположить, что в них жили семьями. Крепкие крестьянские избы были срублены из брёвен в традиционном северном стиле. С виду это была обычная деревня.

Изредка среди местных жителей появлялись «горячие головы», обуреваемые любопытством, они направлялись на поиски загадочной деревни. Увы, такие искатели бесследно исчезали в лесу и о их судьбе ничего не известно.

ТАЙБОЛА

Тайбола — нетипичное для Русского Севера название. Это огромная заросшая густым лесом, в основном, ельником и вересом, труднопроходимая заболоченная территория. Находится она между реками Пинега, Мезень и Печора. Фактически, как таковых, у нас на Севере можно насчитать целых три тайболы. И, попасть в такие места можно только зимой, когда замерзают болота. Слово тай- означает «лес», одно из древнейших, вероятно, пришедшее к нам из допотопных времён. Оно присутствует во многих названиях от Тихого до Индийского океана и даже до Средиземного моря. Первоначальный смысл во многих из них уже утрачен. Название тайбола (лес на болоте) является наиболее древним и, вероятно, связано с той запретной деревней. Попытка объяснить его переводом с финского языка как «участок дороги» явно несостоятельна. На финно-угорском языке «болото» звучит как «лыва». На древнерусском подобные непроходимые места называют согра.

На Русском Севере существовала традиция — всё, что росло до Большого камня, называть лесом, а всё, что за ним — тайгой. Большим камнем в старину называли Уральские горы. Тайбола — единственное исключение из этой традиции и, вероятно, старше её.

СКРЫТНИКИ

Получить какие-либо сведения об этих глухих местах в настоящее время осложняют скрытни. Скрытники или бегуны — наиболее радикальное направление старообрядчества. Его члены не признают государственных законов и находятся в «вечном» странствовании. В Советский период это направление было полностью уничтожено. Остались небольшие группы, может быть, всего несколько десятков человек, скрывающиеся в этих труднодоступных местах. Лесные жители и до сих пор живут очень скрытно. Их группы пополнялись, в основном, беглыми уголовниками и отшельниками. Старые наставники уже давно вымерли и от старообрядчества там уже почти ничего не осталось. Скрытники живут небольшими группами, постоянно перемещающимися по хорошо замаскированным в лесу на озерах и реках скитам. Занимаются охотой, рыбалкой, иногда не прочь поживиться и разбоем. Местных они стараются не трогать, меняют у них добытые на охоте шкуры и пушнину на боеприпасы и необходимые вещи. Окружающий вокруг мир они считают царством антихриста и относятся к нему враждебно. Встреча с ними не сулит путникам ничего хорошего…

ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ

НА основании скудных сведений, поступающих за последние 350 лет, можно предположить, что в отдаленной части области сохранилась очень древняя деревня, полностью закрытая от окружающих. Обитатели деревни ведут очень замкнутый образ жизни, и всем необходимым себя полностью обеспечивают. Создаётся впечатление, что это иной биологический тип человека с иными законами наследственности. В условиях изоляции браки возможны только между близкими родственниками, а признаков вырождения, тем не менее, не замечено, скорее, наоборот. С окружающими жители запретной деревни не общаются, возможно, считают их неполноценными людьми. Вероятно, имеют на то свои основания…

Этот запрет распространяется на предметы и вещи, которые не берут и не выменивают, ведь из окружающего мира в деревню не поступает ничего.

Все попытки установить с ними контакты, кроме случайных, не состоялись, а все претенденты на такие попытки бесследно исчезли.

Несмотря на полную изоляцию, обитатели запретной деревни каким-то образом контролируют территорию вокруг неё. Никто из местных достоверно не знает, где она находится и есть ли туда дорога. Сами местные жители поисками не занимаются и чужим помогать вряд ли будут… А фанатики-скрытники активно будут мешать. То есть, не только природа, дикие звери, но и живущие вокруг люди оказались вмонтированы в систему сохранения тайн запретной деревни.

НЕВЕДОМОЕ

Трудно предположить, что небольшая деревня смогла самостоятельно пережить царскую и советскую власть. Легенда, вероятно, права — есть неведомая и непонятная нам сила, охраняющая эту деревню. Сила, способная творить чудеса, и предела для которой на Земле нет. Пока стоит запретная деревня, будет стоять, и жить наш Северный край. Будет меняться власть, будут переселяться народы… но земля и природа у нас не погибнет.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Почему я написал эту историю? Несколько лет назад ко мне обратился руководитель одной из православных общин в Вологодской области, где пытались соблюдать старый уклад. Фамилия у него была русская — Куклин. Др. русс. кукля — палец, отсюда — кукиш.

Он приехал для налаживания связей со старообрядцами и подготовки экспедиции для поисков старинной деревни на Севере нашей области, где сохранились, по его мнению, полигамные отношения.

Из разговора я понял, что речь идёт о запретной деревне, правда, он заблуждался, что там полигамия.

Я постарался ему объяснить, что это всего лишь легенда, за которой гоняться бессмысленно, и предупредил его об опасностях и печальных последствиях подобных экспедиций. Откуда к нему попала эта легенда, я не знаю. Но, поскольку легенда эта вышла из узкого круга лиц за пределы области, и обет молчания был нарушен, я счёл возможным рассказать о ней в этой брошюре.

Используемые источники:

Древности славян и Руси. М., 1988 г.

Мифологический словарь. М., 1991 г.

Мифы народов мира. Т 1, 2., 1994 г.

Народная культура Русского Севера. А., 1977 г

Народная роспись Северной Двины. М., 1987 г.

Словарь античности. М., 1994 г.

Этнография восточных славян. М., 1987 г.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле