Однако пока ни одна из них не смогла полностью избежать захоронения ТКО и добиться 100% переработки, отмечает российский эколог, эксперт по международным экологическим программам, руководитель международной части проекта «Экология России» Евгений Русак. В своей новой статье он пишет, что этого пока не удалось даже в странах, где проблемами сортировки и переработки мусора активно занимаются годами.
«Все разговоры о „швейцарском чуде“ — миф. По разным данным, оставшиеся 35% мусора Швейцария вывозит из страны. По коммерческой программе в Болгарию, в рамках экономической помощи — в Африку, — рассказывает эколог. — Речь идёт о некоем высокотехнологичном мусоре, разборка которого может создать новые рабочие места и принести в отсталые страны „новейшее оборудование“. Однако уровень коррупции в африканских странах настолько высок, что до внедрения этих технологий ещё ни разу дело не доходило».
По его словам, в решении мусорной проблемы Швейцария активно работает со своими гражданами — власти с годами буквально научили их исправно доносить на нарушителей сортировочных правил. Во многих муниципалитетах страны с улиц убрали урны, там хотят ввести глобальную сортировку на девять корзин, а федеральное правительство до 70% финансирует предприятия по переработке. И всё же официальный уровень переработки в стране не превышает 54%. Эту цифру Евгений Русак считает завышенной, основываясь на откорректированных данных, опубликованных авторитетной экологической консалтинговой компанией Eunomia Research & Consulting. По ним выходит, что уровень переработки в Швейцарии — лишь 49,7%.
А ещё в Швейцарии под «переработкой» понимают долгосрочное разложение и гниение, процессы сжигания газов и мусора для отопления зданий.
«Мы ежедневно слышим, что все европейские страны уже давным-давно досконально сортируют все свои отходы на все возможные составляющие, а потом перерабатывают их во что-то невероятно полезное и безопасное, разве что пончики из них не пекут. Однако практически всё это — вранье», — констатирует эколог, по словам которого пока никто не смог разработать даже полностью разлагаемых пластиковых пакетов.
Уничтожение отходов бытовой техники и электроники и вовсе стало глобальной проблемой после отказа Китая в начале 2018 года от разборки и утилизации такого мусора. Содиректор Потсдамского института исследований воздействия на климат Йохан Рокстрём признался, что не представляет себе, в какое место Европа и все страны, подписавшие Базельскую конвенцию, могли бы теперь сбрасывать свои отходы.
Технологии по демонтажу и переработке, которыми на сегодня располагает цивилизация, слишком затратны во всех смыслах — ни одна из европейских стран не в состоянии ими воспользоваться. Каким может быть выход из ситуации? Эколог считает, что штрафы нарушителей мусорного законодательства будут не особенно эффективны. Скорее, нужна масштабная разъяснительная работа и вырабатывание правильных экологических привычек среди всех слоев населения.
«Необходимо спокойно, радостно, но при этом без остановки начать говорить о том, что такое мусор и что мы должны с ним делать. Нужно начать „эру мусорного просвещения“. Просветительская работа должна идти без обеда и выходных, — говорит Русак. — Нужно заложить и сделать нормой культуру обращения с мусором».
Пока технологий для работы с отсортированным мусором почти нет, временным выходом может стать хранение или сбережение после сортировки, чтобы потом, когда прогресс позволит, достать отходы и переработать. «Для этого необходимо создать многопрофильные комплексы, которые будут заниматься сортировкой, брикетированием, прессовкой, переработкой и хранением», — заключает эксперт.