В самом начале зрителям показали мини-фильм о самом Владимире Резицком, в котором показали архангельского джазмена великим импровизатором, будто его команда всю жизнь только и делала, что эпатировала публику авангардным экспромтом. Это, конечно, было, но Резицкий знаменит не только импровизацией, а ещё и владением кучей разных жанров.
Первой значимой фигурой на сцене театра драмы стал губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Глава региона сравнил джаз с работой художника, назвав каждую ноту неповторимым мазком, — далее цитата:
«Для меня джаз сродни написанию картины: чтобы играть эту музыку, нужно обязательно иметь внутренний талант импровизатора, данное Богом мастерство. Почерк мастера здесь узнаваем, как мазок кисти художника в картине, который другому не дано повторить. Это большое и удивительное искусство. Очень рад, что в Архангельской области этот фестиваль существует. Дело Владимира Резицкого живёт, и мы сделаем всё от нас зависящее, чтобы праздник музыки продолжал радовать зрителей и можно было гордиться тем, что в регионе проводится международный фестиваль джаза».
Конец цитаты.
Приветственные речи остальных гостей и организаторов заняли около получаса. В них почему-то основное внимание уделялось правительству области и министерству культуры, чуть реже всплывало имя Владимира Резицкого, которому был посвящён фестиваль и уж совсем мало говорили о Тиме Дорофееве — главном организаторе масштабного мероприятия.
Организаторы почему-то решили, что классический джаз, да ещё и в первый день — это слишком скучно. И понеслось…
Первым импровизировать вышел питерский дуэт «Дичь». Ведущий в предисловии описал историю появления такого названия, — «После одного из выступлений ребята прочли в соцсетях: „Я пришёл послушать артиста, а на сцене происходит какая-то дичь“. Так дуэт обрёл свое имя».
Подписываемся под каждым словом неизвестного комментатора. Танцы (точнее конвульсии) под придуманный на ходу ритм выглядят вызывающе, но к джазу имеют крайне малое отношение, и поэтому публике не зашли.
Потом легендарного эстонца Тыну Найссоо попросили поимпровизировать: дали сыграть одну композицию, а после посадили подыгрывать архангельским джазовым легендам. Началась несуразная какофония в исполнении корифеев поморского джаза. Конечно, жанр подразумевает подобные элементы, но, когда в джаз-бэнде импровизирует каждый первый, барабан «перекрикивает» клавиши, да ещё и всё одновременно — это уже перебор.
Второй акт заполнил собой Маэстро, мачо, разрушитель фортепьяно, пианист-виртуоз, один из самых известных израильских русскоязычных музыкантов и просто красавец — Леонид Пташка.
В данном случае, все титулы музыканта написаны без иронии, ибо он и аккомпанемент из хора Поморской филармонии — лучшее, что было за весь вечер. Эмоционально, ярко, весело, а главное — музыкально. В общем, надо было слышать.
В третьем акте должен быть фьюжн, но не вышло — болен гитарист. Выпавшую группу заменили джаз-металистами из Франции. Всё бы хорошо: и гитарные соло отличные, и бас-гитарист летает по ладам, как царь, но было невыносимо смотреть на бабушек-любительниц высокой музыки, которым на 4-м часу подсунули тяжёлых рокеров, да ещё и просят покричать, как в былые годы, на непонятном английском.
В первый же день организаторы показали, что фестиваль раздвигает жанровые рамки и рад всем, но не угадали ни с местом проведения, ни с публикой, ни с расстановкой порядка выступления артистов.
Было бы здорово, если бы тяжёлое и танцевальное поместили в какой-нибудь М33, классику — в филармонию, где она и звучит лучше, и публика подберётся соответствующая, а авангард — на улицу распределили бы в качестве разогрева на все три дня.
Возможно, дальше будет лучше, но первый день выглядел как мешанина, а не премьера фестиваля джаза.