Завтра в Архангельске +6°CСеверодвинске +5°CОнеге +6°CВельске +2°CМирном +2°CШенкурске +4°CЯренске +2°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, среда, 24.03.2021 20:21

Надоело в Арктике, хотим в Россию

07.12.2019 17:00
«Арктика» — слово-проклятье для Поморья. «Чистая …», «умная…», «… плавучий универсистет» — все не выходит. Сможет ли арктическое кино? Вопрос риторический.

В Архангельске близится к завершению международный (!) кинофестиваль независимого (!) кино «Arctic Open». Фильмов остается все меньше, а поток зрителей по непонятной причине не спадает.

Туда, где продают билеты, мест давно нет, а бесплатные площадки, которым отдают фильмы покороче и попроще забиты даже на предпоследнем дне показов. Побывав на одной из площадок, хочется у каждого спросить: «Вы здесь зачем?»

Понятно, что определенное число зрителей могли загнать с помощью угроз, но большая часть же пришла добровольно. Неужели архангелогородцам не жалко своих выходных и часов после работы, чтобы провести 60-90 минут за зрелищем весьма спорного качества?

Когда на «Днях джаза» (где также немало посредственных выступлений) аншлаг, это вопросов не вызывает. Все-таки, в афише написано, «играют блюз», значит будет, как минимум, что-то похожее на него. Тяжело написать «соул», а вывести русских рэперов. Хотя что-то подобное организаторы провернули — форс-мажор.

«Arctic Open» — это сплошные коты в мешках. Видишь в афише какой-нибудь «Северный ветер бывает теплым», имя неизвестного режиссера, синопсис, состоящий из высокодуховных оборотов и деньги сами просятся из кошелька в кассу. Видимо, так происходит у основной публики.

На самом деле их мотивация очевидна:

Когда в Архангельске делают ретроспективу Вуди Аллена, на единственном сеансе 90% кресел пустуют. Когда крупная федеральная сеть кинотеатров в несезон приятно разбавляет расписание фильмом Бергмана или съемкой постановок из лучших театров мира, залы пусты. Главный кинокритик страны Антон Долин собрал лишь 2/3 кирхи по супер-дешевым билетам.

А потому что Архангельску кино неинтересно. Зато у определенной прослойки населения существует острое желание чувствовать себя чуть элитнее других. Они слышат слова «малобюджетный», «независимый», «режиссерский дебют» и понимают, что таким досугом можно будет похвастаться завтра перед коллегами.

Возможно, конкретно автору статьи не повезло с фильмами, но то, что удалось посмотреть, вызывает именно такие мысли. На экране мелькает хорошая, местами очень хорошая, операторская работа и это, пожалуй, единственное, что может зацепить. Содержание оставляет желать лучшего. Либо показывают нарезку клипов под «глубокие» мысли проникновенным тоном, либо откровения на уровне «на войне больше всех страдают мирные».

Отдельная прелесть — 65-минутный фильм «#ВПОИСКАХАБРАМОВА». Почему название из хэштэга? Как это соотносится с фильмом? Наверное, чтобы в очередной раз надругаться над образом известного писателя, чтобы подать его «молодежненько».

Абрамова решил поискать столичный режиссер сериалов Теймураз Эсадзе. Съемочная группа поснимала достопримечательности Архангельска, прокатилась в родную деревню писателя и, видимо, нашла. Какого-то черта в сюжет был вплетен Шиес. Все же мы помним ту знаменитую фотографию Федора Абрамова с круглым красным значком на лацкане (нет).

Абрамов — он, как Арктика. Страшно влечет чиновников. Вставишь эти два слова куда угодно, тебя и в правительстве похвалят, и площадки для распространения дадут.

Будем честны, в русской литературе есть произведения лучше, чем у Федора Абрамова. Да, он по-своему уютен, особенно для жителей областных деревенек. Архангельску не повезло с писателями так, как Питеру, поэтому сейчас из Абрамова делают что-то вроде бренда. А всерьез искать его душу на фоне торговых центров и высоток — просто смешно.

Хотя, авторы нашли-таки абрамовскую благодать, высосав из пальца пассаж про девственную чистоту северных деревень и подкрепили мысль видами, снятыми пролетом на гирокоптере.

Они сделали вид, будто нашли, что искали, а зритель сделал вид, что понял. На перекур все выходили с очень важными лицами, многозначительно хмыкая и размышляя о судьбах Родины. Журналисты, изображая заинтересованность, начинали с классического: «Что вы хотели сказать своим фильмом?» и постепенно уводили диалог к протестам, потому что в картине обсуждать нечего.

Конкретно этот фильм не случайно выбран в качестве примера усредненной работы с «Arctic Open». С каждым годом все сильнее раздражает политика поднятия культурной целины на местах. Если фестиваль джаза, то в первую очередь джаза нашего, поморского. Если выставка картин, то висит треска, мосточки и прочие корни поколений. Если кино, то арктическое. А можно, пожалуйста, кина нормального?

Наверняка, «Arctic Open» стоил ни один и ни два миллиона, гораздо больше. Уберите все подражательство настоящим кинофестивалям, дорожки, фотосеты, премии, вступительные речи чиновников. Бог с ним, поднимите цены на билеты, но начните возить в Архангельск кинематограф.

На деньги спонсоров устройте открытые лекции Быкова, причем и Юрия, и Дмитрия, еще раз пригласите того же Долина. Открытый диалог с Ринатой Литвиновой, Александром Хантом, Звягинцевым, Михалковым, Кончаловским и далее. Германику позовите ради эпатажа. Да хоть ту же Баскову (Пахома можно, а ее — нет?). Все вышеперечисленное будет куда интереснее, чем в сотый раз переснятая северная природа и «актуальные общественные проблемы».

«Открытая библиотека» начала возить по стране Сокурова, Козырева, Кураева. Судя по всему, себе в убыток. И они ничего сверхъестественного не делают, просто говорят с залом. Для Архангельска — это уже глоток чистого воздуха.

Вот бы так: «На четыре дня в Архангельске соберутся все, кто причастен к лучшей части российского кинематографа». Разве любое сегодняшнее провинциальное общественное мероприятие сравнится с чем-то подобным? Большинство из вышеперечисленных гостей стоят не так уж и дорого, а билеты, совершенно точно, уйдут, как было, например, с вечером Познера или Безрукова в драмтеатре.

В единственном несетевом кинотеатре прокатывайте вечером понедельника пару сеансов Эйзенштейна, Феллини или Годара. Желательно, с предисловием специалиста. Ведь как-то так выглядят «диалоги о кинематографе». Когда тематический вечер Рифеншталь соберет человек 100-150, можно считать, что первый порт России трется макушкой о культурный потолок. Пока же выглядывает из-под плинтуса.

Для посетителей модных провинциальных кинофестивалей, возможно, будет откровением, но в Архангельске существуют клубы любителей немецкого, датского, французского кино. Сегодня они ютятся по квартирам и учебным классам, профессионально рассказывая об этом искусстве очень узкому кругу. Отберите деньги у арктического кино и предоставьте площадку им. Если бы САФУ был спонсором подобного, как сейчас у «Arctic Open», для них самих университетский актовый зал и приглашенный лектор не стоили бы ничего.

Глядишь, и местных кинематографистов побольше станет.

Как бы кому ни хотелось, «Arctic Open» не открывает Архангельск миру. И очень вряд ли путь к успеху будущего северного Михалкова начнется с этого мероприятия. Да, это далеко не самая плохая отработка президентского гранта, но не более. Для дебютантов и малоизвестных творцов фестиваль наверняка станет неплохим пунктом в портфолио. К ним, как к участникам, никаких претензий.

Не может быть, чтобы каждый год на экранах не показывали что-то достойное из арктического списка. Только обычно на кинофестивалях плохое кино — исключение, а не наоборот.

К сожалению, тот, кто дает деньги на культуру и администрирует ее, либо не имеет вкуса, как такового, либо очень низкого мнения о публике. Впрочем, публика не плюется, она рада причаститься к культуре, замаскированной под элитарную.

2020-й приходит с осознанием, что в России есть достойное кино, пусть Архангельск о нем пока не слышал.

P.S.

Пора смириться, что форум, с которого начался переезд области в Арктику, давно у нас забрали. Хотим обратно в Россию.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле