Завтра в Архангельске +1°CСеверодвинске +1°CОнеге 0°CВельске +3°CМирном +3°CШенкурске +4°CЯренске +3°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, пятница, 03.04.2020 13:41

Сочная развесистая клюква

22.12.2019 13:33
Рецензия на фильм «Ржев» от нашего культурного смотрителя.

Режиссёр: Игорь Копылов.

Сценарий: Игорь Копылов.

В ролях: Сергей Жарков, Иван Батарев, Олег Гаянов, Арсений Семёнов, Александр Горбатов.

    В прокате с 5-го декабря.

    Перед новогодним сезоном в кинотеатрах, как обычно, нечего смотреть — весь прокат завален комедиями, которые стыдно вставлять в другие времена, «Звёздными войнами» и «Ржевом».

    Поскольку закон о российском кино заставляет кинотеатры чуть ли не половину сеансов забивать российскими же фильмами, под новый год россияне снова вспоминают о миллионах смертей, НКВД, лагерях и победе вопреки.

    Эту традицию зародил легкий праздничный «Т-34», а «Ржев» продолжил. Второй блин о Второй мировой от отечественного производителя также не зашёл населению, и при всём наглом маркетинге пока уверенно проваливается в прокате.

    В принципе довольно сложно понять, кто ходит на эти фильмы. Современное российское военное кино всегда носит какую-то странную шизофреничную идеологию: вроде бы и коммунизм — это плохо, а вроде бы воевали герои. Причем, создателям довольно тяжело бывает сложить эти два понятия в одном персонаже. Обязательно присутствует православие, дураки-командиры и победа вопреки.

    «Ржев» собрал все штампы российских военных фильмов. В итоге простому зрителю просто неприятно смотреть на глупость персонажей в военных условиях, а коммунисты и вовсе перевозбудились, выцарапывая глаза от каждой сцены с командирами.

    Обязательные персонажи современных российских фильмов о войне — это политработник и особист. В этой картине они тоже имеются. И, конечно же, они отрицательные, даже комичные персонажи. Например, в фильме показана такая история: немцы разбросали над советскими позициями листовки с призывом к бойцам Красной Армии сдаваться. Солдаты устали после боя, им уже сутки не подвозят еду, а политработник мечется по позиции, заставляет их собирать немецкие листовки. А тут из тыла под обстрелом прибегает ещё один «полусумасшедший» — особист, который дает более абсурдное распоряжение: ходить по полю и собирать эти листовки под обстрелом немцев.

    «28 панфиловцев» — тоже не лучший пример военного кино, но даже там точно такая же ситуация показана по-человечески. Солдаты собирают листовки, иронизируют над их текстом, пуская бумагу на самокрутки.

    В «Ржеве» особист истерит и устраивает полный досмотр личного состава на предмет вражеской агитации по карманам. К слову, о личном составе: простые солдаты естественно являются «положительными» персонажами. Именно в кавычках, поскольку «положительными» они являются только в контексте самого фильма. Ни один здравомыслящий человек не будет сопереживать подобным личностям.

    Идеологический штамп не позволил сценаристу присвоить «положительным» героям звание выше лейтенанта. Ведь всем же известно, что победа была одержана вопреки советской власти, вопреки компартии и вопреки высшему военному командному составу во главе с товарищем Сталиным. И солдаты шли в атаку за что угодно, только не за Сталина.

    Среди «положительных героев» есть один бывший учёный (из репрессированных), один уголовник и еще один пожилой солдат, который перед смертью корит власть за то, что она якобы прогневила Бога. Полный набор российского фильма о войне.

    Поразительно, но в таком высокобюджетном кино не осталась без внимания даже блатная романтика. Персонаж уголовника, конечно, герой, но зоновские замашки отторгают от сопереживания.

    Помимо всего прочего, все персонажи активно хлещут водку. Командиры в землянках, солдаты в окопах и даже один немец прихлёбывает шнапс из фляги.

    Наверное, несправедливо будет расписывать минусы и стоит отметить, что в визуальном плане у российских авторов получилось снять достойную картину. Пусть хоть сколько-нибудь приличных сценаристов в наше кино пока не завезли, но снимать «как на Западе» научились. Картинка сочная, хоть и перенасыщена цветокоррекцией. Больше плюсов не было замечено.

    Теперь о маркетинге. Видимо, под Новый год можно вообще ничего не стесняться и создателей понесло. В пресс-релизах и интервью авторов понесло со страшной силой, причем в разные стороны. Тут и разговоры про историческую достоверность, которой нет, и вера в Бога, без которой нам не победить, и добровольно-принудительные сеансы со школьниками и курсантами военных училищ.

    Всё это, кстати, не помешало фильму провалиться ещё в первом уикенде. Хотя кого это пугает? Деньги же государственные.

    К слову, продюсер фильма на критику озлобилась и стала доказывать, что фильм патриотичный, что его надо показывать в школах. Радует забота создателей о воспитании детей, но есть мнение, что всё это не более чем нелепая попытка оправдаться.

    Детям не стоит смотреть подобное, как минимум, потому, что бои сняты довольно жестоко. Мясо летает повсюду, оторванные конечности показаны не раз и не два, пусть и по голливудским технологиям (жёстко, но без фанатизма).

    А ещё, даже у ребенка возникнет вопрос: «что это за патриотизм такой?». Само собой, солдаты воют с оккупантами и дело их правое, но если на секунду забыть, что на экране показаны чьи-то предки, то сложится впечатление, будто за Родину сражались сплошь уроды и подневольные зэки.

    Видимо, те, кто выделяет деньги, сам имеет плохое представление о патриотизме и его пропаганде. Сегодня Великая Отечественная — это главная идеологема, которую государство использует для поднятия народного духа, но на экранах по этой теме каждый раз выходит что-то несуразное, пропитанное пропагандой непонятно чего.

    Даже в советские времена режиссёры фильмов о войне обходились без идеологической пропаганды, снимая больше о людях. В антисоветском «Холодном лете 53-го» эту антисоветчину не пихают зрителю в люб крупными буквами, в «Иди и смотри» концентрируют внимание на насилии, но не показывают его только для того, чтобы шокировать людей в зале кишками на гусеницах.

    «Ржев» такими тонкостями не балуется. Тут главные идеи проговариваются персонажами, чтобы даже дурак понял. И есть те, кому понравилось. Видимо, ещё не все устали от одинаковых военных фильмов по 4 раза в год.

    Александр Губкин

    12+

    Редакция благодарит компанию «Шестиозерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

    Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
    Реклама
    Реклама
    Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

    Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

    Экспорт в RSSМобильная версия

    Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

    По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

    Агентство Братьев Мухоморовых

    Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

    Форма распространения: сетевое издание.

    Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

    Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

    Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

    Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

    На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

    Эхо Севера

    Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.
    Яндекс.Метрика
    Сделано в Артиле