Завтра в Архангельске +21°CСеверодвинске +20°CОнеге +21°CВельске +18°CМирном +18°CШенкурске +20°CЯренске +18°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых, среда, 03.06.2020 12:22

Поддержка МСБ — развитие территорий

03.06.2020 09:30
Секретарь Виноградовской «Единой России» Аннин — о том, чем живут предприниматели региона, о мерах поддержки, которые могут оказать существенное влияние на развитие малого и среднего бизнеса.

— Андрей Олегович, вы не понаслышке знаете о том, как обстоят дела у бизнеса в Архангельской области. Расскажите, как давно вы сами стали предпринимателем?

— Первой мой бизнес был создан в 1988 году, и с того времени было открыто множество различных предприятий. Причём каждое в разных сферах — это и торговля, и бытовое обслуживание, но наиболее успешной стала сфера лесопереработки. Мы производим брус для строительства домов, бань и прочих хозяйственных построек, а также занимаемся заготовкой дров. Сейчас наши силы направлены на развитие сельскохозяйственной отрасли, в частности — строительство фермы.

— Хотелось бы более подробно остановиться на лесопромышленной деятельности. Как изменилось предпринимательство в лесном хозяйстве за последние годы?

— Заниматься «лесом» в последние годы становится всё сложней. И это связано в первую очередь с изменениями в федеральном законодательстве. В частности — изменения формулировки закона по предоставлению леса в исключительных случаях для нужд муниципалитетов. Если раньше там стояла формулировка «для малого бизнеса», то теперь её убрали. В результате этого произошло перераспределение лесного массива, и под исключительные случаи стали выделять меньшее количество леса, передав остальное крупному бизнесу.

Кроме этого, политика по укрупнению бизнеса в лесной отрасли привело к тому, что многие предприятия малого и среднего бизнеса были вынуждены закрыться. Например, раньше я входил в ассоциацию предприятий леса, в которой было более 100 компаний со всей Архангельской области. Была серьёзная конкуренция, но именно она стимулировала развитие лесной отрасли. Например, трудами небольших предприятий Поморья был заготовлен лес для строительства многих объектов в Подмосковье и Санкт-Петербурге. На рынке высоко ценились северный брус и доска.

А сейчас основной лесной фонд отдан под крупные лесопромышленные предприятия, которые более ориентированы на экспорт.

— Но ведь крупный бизнес использует более современные технологии, и объёмы продаж леса в значительной степени пополняют областную казну. Разве это плохо?

— Нет, никто не говорит что это плохо или хорошо. Просто распределение доходов сконцентрировалось на этих крупных предприятиях. Безусловно, они используют самое современное оборудование и в какой-то степени более эффективны, нежели малый и средний бизнес с оборудованием десятилетней давности.

Но речь о другом — о людях, которые развивают свой район и свою территорию. Предприниматели годами занимались лесом, строили жильё, обеспечивали за счёт этого свои семьи. А теперь основные деньги сконцентрированы в Новодвинске, Коряжме, Архангельске и Устьянском районе, где занимаются переработкой древесины.

Выражаясь образно, можно сказать, что малый бизнес это проспект с интенсивным движением, где между водителями всегда присутствует конкуренция, а большой бизнес это как улица с односторонним движением.

Причём концентрация лесоперерабатывающих заводов в указанных городах выгодная для дальнейшего экспорта, но абсолютна неудобна для жителей районов. Так, основной лесной фонд находится в Пинежском, Верхнетоемском, Виноградовском и Холмогорском районах. Оттуда лес везётся сырьём на переработку. И местные жители вынуждены покупать свой же переработанный лес в другом районе. Для людей это неудобно и невыгодно.

В то время как наличие местной лесопилки, могло бы обеспечить свой район всеми необходимыми стройматериалами и дополнительными рабочими местами.

— Но что мешает местным предпринимателям создать такую лесопилку в своём районе?

— При формировании законодательства не был выстроен баланс между субъектами крупного, среднего и малого бизнеса. Основную поддержку получают так называемые «приоритетные инвестпроекты», которые заявляются с суммами инвестиций более 500 млн. рублей. Естественно, никакой предприниматель не может вложить такую сумму, и приоритет на лесной фонд отдаётся крупному бизнесу. Возможно с точки зрения региональной экономики это лучше, но от этого опять-таки страдают предприниматели и жители в районах.

Я считаю, что вместо того, чтобы строить один лесопильный завод на 1,5 млн кубов лучше построить 15 маленьких предприятий. Потому что результат таких компаний одинаков — та же самая доска из такого же леса.

В любом случае — малый и средний бизнес являются основой для благосостояния области и каждого отдельно взятого района. Вот, например, в Виноградовском районе местные предприниматели активно включились в поддержку земляков во время пандемии коронавируса. И это показывает, что бизнес готов оказывать помощь землякам. Но при этом разве крупные компании из Устьянского района станут помогать жителям Холмогор? Навряд ли. Поэтому развитие бизнеса в районах играет не только экономическую, но и важнейшую социальную роль.

Также это касается и обеспечение населения дровами. Крупные холдинги готовы предоставлять муниципалитетам брёвна, которые в дальнейшем нуждаются в распиле, а средний бизнес полностью обеспечивал поставку уже готовых дров населению.

— Получается, что созданы все условия для развития крупного бизнеса, но позабыли про малый и средний?

— Да, региональным правительством и федеральным центром были приняты ряд решений, которые усложнили работу для малого и среднего бизнеса.

Например, если говорить про сельское хозяйство, то раньше фермерские хозяйства могли продавать цельное молоко, но с прошлого года молоко нужно пастеризовать, то есть нагреть до 75 градусов. Раньше как поступали фермеры — писали на этикетках, что молоко подлежит кипячению и продавали. И ведь люди покупали такое молоко. Некоторые специально хотели пить парное молоко, особенно в сельской местности. Ведь раньше когда на селе было много коров, то все пили исключительно парное молоко, и для многих этот вкус стал воспоминанием своего детства в деревне.

Теперь же такое молоко продавать нельзя. Причём это довольно странно выглядит — сырое мясо продавать можно, а сырое молоко — нет. Это всё выглядит так, словно делается в интересах больших компаний под прикрытием заботы о населении. Вы когда в последний раз слышали о том, что люди отравились сырым молоком? Вот и я не могу такого припомнить. Причём на мясо жалуются чаще.

Продолжая тему про молоко, можно вспомнить, как в 90-е годы предприниматели продавали молоко на розлив прямо с бочек. И ведь выстраивались огромные очереди, чтобы купить свежего молока. Да, срок хранения его был всего день, но зато спрос на него был большой. А теперь же такого делать нельзя, и продавать можно лишь в специальной упаковке. Но малому бизнесу потребуются большие затраты, чтобы установить на своей ферме упаковочную линию. Отсюда и единственный выход — продавать молоко как сырьё крупным молокозаводам за копейки.

Всеми этими запретами в интересах здоровья граждан закрываются местные фермы, например, Вельский молокозавод. В итоге, в сетевых магазинах люди вынуждены покупать вологодское молоко дороже, чем могли бы покупать от местных фермеров. Крупный бизнес, таким образом, остаётся в плюсе, а местные предприниматели и жители от этого только теряют.

— В ходе селекторного совещания с членом Генерального совета партии, врио губернатора Архангельской области Александром Цыбульским, вы внесли предложение по развитию малого и среднего бизнеса на территориях. В чём заключается его смысл?

— Я рассказал Александру Цыбульскому, что у некоторых регионов есть опыт, где за каждым конкретным предпринимателем, будь то ферма или лесопильный цех, закреплён конкретный чиновник, задача которого развитие деятельности такого предприятия в интересах области. Я думаю, что при взаимодействии с муниципалитетами можно такое организовать и в Архангельской области. Тогда нам можно будет понять, как развиваются проекты и что именно их тормозит — бумагооборот или некомпетентные действия чиновников. Как я уже рассказал, на своём опыте мы столкнулись с тем, что развитию регионов больше всего способствует множество субъектов малого и среднего предпринимательства, нежели один крупный.

Суть в том, что муниципалитеты любят спрашивать цифры и отчитываться после этого перед региональным центром за привлеченные инвестиции. А что они сами делают для того, чтобы привлечь эти инвестиции? В муниципалитетах нет людей, которые курировали бы начинающих предпринимателей от написания проекта до первой продажи.

Считаю, что для каждого человека, который решил заняться бизнесом должна быть карточка инвестпроекта. В нем были бы написаны объём инвестиций и часть задач, по которым ему может понадобиться помощь. Например, выделение земли, господдержка или прохождение разрешительных процедур. Может быть, человеку это и не понадобится, но такую помощь важно хотя бы предложить.

Ведь когда у человека, допустим фермера, появилась идея разводить крупный рогатый скот, то им движет в первую очередь эта идея, желание нести пользу людям и зарабатывать на этом. Но не все знают программы поддержки бизнеса, и вопросы, в решении которых может помочь администрация муниципалитета.

— То есть для этого нужно дополнительно нанять чиновников, которые занимались бы развитием бизнеса?

— Нет, дополнительно никого нанимать не надо. Просто нужно чиновников наделить дополнительными обязанностями в той сфере, которой они работают. Например, есть отделы экономики, заместители главы по различным направлениям, будь то лесопромышленный комплекс или сельское хозяйство. Считаю, что они должны не только составлять отчёты о состоянии дел в районе, но и самим принимать участие, чтобы в этих отчётах каждый год происходили улучшения по экономическим показателям. А то получается, что они готовы оказать поддержку, но сами этой инициативы не проявляют, в результате — не обладают полной картинкой того, чем живёт малый бизнес на их территории. Например, назначили человека главой поселения или района, и он должен разбираться в том, что происходит в бизнесе и помогать его развивать.

Вот, например, президент лично курирует различные экономические проекты, а на уровне районов этого не происходит. Власть и предприниматели сами по себе.

В их силах помочь начинающему предпринимателю построить такой бизнес, который будет десятилетиями пополнять районную казну и обеспечивать людей новыми рабочими местами. Соответственно, более крупные проекты должен курировать сам глава района.

— Говоря про конкретные действия со стороны чиновников, чем они могут помочь начинающим предпринимателям?

— В хорошем смысле чиновник должен помогать реализовать проекты. Я уже упомянул про карточку проекта. В неё записать по порядку, что за проект, какие возникают проблемы, в чём нуждается предприниматель, как обстоят дела с кредитами, модернизации техники. Нужно ли ему оборудование, скот, семена и прочее.

И когда будет составлена полная картинка насчёт бизнеса, то чиновники смогут понять какие действия нужно предпринять, чтобы это предприятие заработало и смогло приносить пользу обществу.

Эту ситуацию нужно полностью брать под свой контроль и транслировать проблемы в профильные министерства регионального правительства. При необходимости, помочь предпринимателю назначить встречи с чиновниками областного уровня. Это должна быть полноценная работа экономического отдела в муниципалитетах.

И только совместные действия смогут привести к тому, что наши районы будут развиваться, бизнес процветать, а люди получать товары местного производства».

Фото со страницы Андрея Аннина в соцсетях.

Материал опубликован в печати: газета «Единая Россия»

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Реклама
Реклама
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор: Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле