В этом году проведение Маргаритинской ярмарки — это уже не просто дурь. До сих пор ряд сегментов бизнеса либо не открыты вообще, либо вынуждены работать с ограничениями. А ярмарку — пожалуйста, открывают…
Напомним, что основная причина запрета открывать, к примеру, детский парк, — это невозможность обеспечения социальной дистанции (со слов зампреда правительства, начальника антивирусного штаба Артёма Вахрушева).
Простите. А собрать в закрытое помещение на торговую ярмарку десятки тысяч горожан — это с точки зрения санитарии вообще что?
Ярмарка, — это скопление торговли в одном месте: люди будут толкаться, тереться, общаться, пробовать мёд, сало, сыр (иначе это не ярмарка, а продмаг), мерять одежду, носки, перчатки. Для бацилл — самое то, что надо.
Вирусы и прочая зараза просто ждут ярмарки — это их шанс проявить себя, найти клиентов, пациентов, тела.
И ладно бы от Маргаритинки был бы хоть какой-то экономический толк. Увы, его нет. Кроме узкого круга организаторов и менеджеров ярмарочных операторов, да богачей владельцов «Норд Экспо», которым нужно отбивать вложенные в сарай на пустыре деньги, она нафиг никому не нужна.
Бенефициары этого мероприятия — публика в высшей степени бесполезная и алчная. Но вхожая в коридоры власти, умеющая втюхивать любой бред, научившаяся фразам про «точки роста», «компетенции», «коучинг».
В принципе, вся эта паразитирующая публика несёт вред, но настолько убедительно пудрит мозги, что очень напоминает некую секту.
У ярмарки прекрасные лоббисты — чиновники в Минторговли и всяческих корпорациях развития падки на яркие обертки, картинки и всяческие модные слова. Ибо, по сути, это чиновничество тоже паразитирующее. К примеру, министерство АПК и торговли — зачем оно? Вся торговля частная, контроль на Роспотребнадзоре, статистика у Росстата.
Чем занято министерство? Ощущение, что имитацией бурной деятельности.
Пусть и вредной, но бурной. И ярмарка как раз в тему — шумно, пафосно, призывно. И в отчёте выглядит достойно.
Отчёты у Маргаритинки мажористые. К примеру, продано 250 килограммов грибов, 2 тонны мёда… А кто и как считал?
Никто же не взвешивает привезённый на ярмарку товар и арендная плата за места не по килограммам, а по квадратным метрам. Откуда министерству и организаторам известно, сколько некий ИП из Башкирии продал мёда, если они мёд не взвешивали. По налогам тоже не узнать — во первых, они платятся в Башкирии, во-вторых ИП на упрощёнке. В лучшем случае ИП спросят: сколько продал?
И могут получить любой ответ. А могут и вообще не спрашивать — просто нарисовать цифру. И вообще мёд ли был, или просто эрзац — сладкий сироп?
***
Итак, пройдёмся по аргументам…
Первый тезис, который приводят чиновники: ярмарка — точка роста для развития региона.
Давайте вдумаемся…
На Маргаритинку съезжаются продавцы товара со всей России. Поскольку товар, расходящийся влёт на месте, не нуждается в транспортировке на ярмарку, можно сделать вывод, что везут залежалый неликвид. Операция «ликвидация».
Аналогично и местные Архангельские торговые сети свозят залежалый товар в одно место — на ярмарку. Тот товар, что лежит на витрине и не разбирается долгое время.
Местных производителей здесь раз, два и обчёлся. Во всей области несколько фермеров с сыром, с мёдом и с картошкой — в лучшие годы 5 процентов ярмарки.
В этом будет меньше. Фермерской продукции в городах днём с огнём не сыщешь. Единственный фермерский магазин чем только не торгует — от «Махеева» до «Вим биль дана». Там даже фермерской сметаны часто нет.
То есть, почти вся Маргаритинская ярмарка — это перепродавцы и производители из других регионов. Им надо сбыть товар. Они его тут сбывают, кладут деньги в карман и увозят в свой регион. Там они заплатят и налоги.
То есть, северяне, которые могли бы купить товары в наших магазинах, идут и несут деньги пришлым продавцам.
Это и есть пылесос, высасывающий деньги Архангельска в другие субъекты Федерации.
Иными словами, Маргаритинка уменьшает потребительский спрос по месту своего проведения — в Архангельске. Продавец магазина в столице Поморья мог бы получить бо́льшую зарплату и заплатить НДФЛ в бюджет Архангельска. Но он бо́льшей зарплаты и не получит — её увезет куда-нибудь в Киров или Пермь его собрат — продавец из этого региона.
Вред? Конечно, вред. Точка роста? Нет, точка падения. Польза? Нет, вредительство.
Следующий аргумент — межрегиональное и международное сотрудничество. Просто слова. Никто по бартеру нынче не работает — типа, мы пустили белорусов с их картофаном, а наши к ним поедут на халяву торговать нашей картошкой. Наша картошка в Белоруссии нафиг никому не нужна. У них там своей, хоть задницей ешь.
Во-первых, не пустят на халяву, а во-вторых, нет лишней картошки у нас. Нет ничего, что перепроизводилось бы: рыбы свежей нет, молока не хватает, сметаны дефицит, сыров мало, клюкву из Вологды везут. Даже грибы на Маргиритинке не архангельские.
Даже укроп и петрушку из Азербайджана тащат. Морковь из Турции. Компоты и варенья из Армении.
С промтоварами ещё хуже. Просто осмотрите себя — на вас всё, от шапки до носков и трусов сделано не в Архангельской области. Поморской лёгкой промышленности нет, товары массового потребления почти не производятся.
И последний, главный аргумент тех, кто за ярмарку, — мол, это историческое событие, бренд региона.
Во-первых, не бренд. Вот «Кока-кола» — это бренд, поскольку само слово и его начертание приносят хозяевам бренда деньги. А если «бренд» уж 25 лет сосёт деньги на раскрутку, требует дотаций и бюджетных вливаний, то это не бренд, а обуза.
От обузы надо избавляться, а не таскать её по жизни с собой.
Насчёт истории тоже спорно. У нас 70 лет советской власти парады на 7 ноября проводили. И что с того, что 7 ноября парады с праздниками закончились?
Так и с Маргаритинкой. В начале 20 века по окончанию сезона в транспортном центре и портовом городе Архангельске сборка урожая была нужным событием. Сейчас это мероприятния бесполезное и даже вредное.
Насчет бизнес-семинаров в рамках ярмарки… так эти семинары итак проводятся круглый год на коммерческой основе.
И тому, кто приехал на ярмарку торговать, на семинарах задницу просиживать некогда — у них товар, надо колбасить деньги.
А учиться бизнесу у коучеров…
Бесполезно. Да и можно ли вообще научиться ведению бизнеса? Есть мнение, что бизнесмен — это призвание. Оно либо есть, либо его нет.
И никакой бизнесмен своими знаниями и ноу-хау не будет делиться.
Насчёт всех этих коучингов есть старая еврейская мудрость: «Не учи меня жизни, просто дай денег».
Все фото сделаны на Маргаритинской ярмарке в 2017 году.