Завтра в Архангельске−18°CСеверодвинске−19°CОнеге−20°CВельске−18°CМирном−19°CШенкурске−19°CЯренске−19°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 11.02.2024 20:17

Как вы задолбали

13.06.2021 09:00
Рецензия на фильм «Красный призрак» от нашего культурного смотрителя.

Режиссер: Андрей Богатырев.

В ролях: Юра Борисов, Алексей Шевченков, Владимир Гостюхин, Полина Чернышова, Вольфганг Черни.

Премьера с 10 июня 2021 года.


В который раз на экранах русский фильм про Вторую мировую. Страна еще не успела доспорить на тему «Девятаева», а государство (да, именно оно) пихает нам новое кино про «подвиги наших дедов», только теперь в жанре «трэш-боевик», а-ля «Бесславные ублюдки», только в 10 раз хуже.

Идя на отечественный фильм про войну, давно пора брать с собой поле для бинго. Попробуем собрать все штампы. Тяжелое положение Красной армии в начале войны — бинго. Отряд немцев заходит в русскую деревню — бинго. Нацисты в душе восхищаются русскими — бинго. Истерики каждого первого персонажа — бинго. Победа вопреки — еще раз, бинго. Стандартный набор персонажей: трус, балбес и верующий, дураки-генералы, друзья-предатели. Список клише можно продолжать бесконечно.

В этот раз о самом фильме будет немного информации — там почти нечего обсуждать. Лучше более подробно остановиться на индустрии в целом и больше не трогать следующие творения в сеттинге Второй мировой от наших режиссеров.

Фильм Тарантино был упомянут не просто так. Еще в трейлерах зрителя завлекали бодрой музыкой, яркой картинкой, да парой шуток (или чем-то похожим на них). Сразу понятно, что на экране будет нечто легкое, даже семейное. Так оно и вышло.

«Красный призрак» — это, слава Богу, неисторичный, глянцево-снятый, местами глупый боевик про неизвестного советского снайпера, который в режиме silent assassin по одному отстреливает немецкий отряд, занявший деревню.

Некоторые смерти антагонистов срежиссированы откровенно глупо, просто ради того, чтобы вывести лишнего персонажа из сюжета. Кровь присутствует, но полностью вписывается в возрастной рейтинг. Для такого кино 16+ даже слишком, особенно после 12+ у «Собибора».

За происходящим наблюдает отряд советских партизан, которые отбились от своих частей при отступлении. Дед с ружьем — источник шуток, моряк (откуда в 41-м под Вязьмой моряк?) нужен, чтобы тупить и заводить компанию в сложные ситуации, из которых всех спасет серьезный лейтенант. Раненный командир и беременная беженка — двигатели основного сюжета.

Все эти господа вместе нужны только для финальной перестрелки и комментариев к убийствам, чтобы зрителю не было скучно.

С этими вводными готовимся к полутора часам вялого экшена, местами, неплохо снятого. Стоит ли за это отдавать 300 рублей и полтора часа жизни? Мы бы не советовали, тем более, ИА «Эхо СЕВЕРА» сделало все за вас.

А теперь перейдем к сути.

Режиссер «Красного призрака» — Андрей Богатырев. Раньше снимал мыльные фильмы для ТВ, приложил руку к сериалу «Саша/Таня», чем заработал себе особое местов Аду. И тут вдруг решил поставить кино на более-менее серьезную тему. Странно? Нет. Таков сегодняшний рынок отечественного кино.

Тут же с финансированием залетел «Фонд кино» и другие спонсоры, за которыми стоит правительство. И фильм получился меньше, чем за год. Еще один фильм про войну с конвейера.

Обращаться к авторам, а тем более к заказчикам, бесполезно, но попробовать стоит: вы, сволочи, для кого это все снимаете?

Те, кто сегодня причисляет себя к коммунистам, современное военное кино ненавидят до зубовного скрежета. Люди, выросшие в СССР, брезгливо плюются. Молодежь 23+ насмотрелась таких фильмов со всего мира, что отечественные потуги воспринимает со снисхождением и никогда не станет их аудиторией. Те, кто моложе, в основной массе, вообще плевали на эту войну и Сталина от Гитлера отличат с 3-го раза.

За очень редким исключением, каждый первый фильм о ВОВ проваливается в прокате и не оставляет за собой никаких воспоминаний и впечатлений у зрителя (попробуйте без Гугла вспомнить имя возлюбленной Ивушкина из «Т-34»).

Но все равно, раз за разом, в телевизоре появляется очередная именитая, или не очень, морда, которая с пафосным лицом продвигает свой фильм, как «нерассказанную правду», а критики получают клейма русофобов, дилетантов от истории и любителей западных супергероев.

Понятно, что государство строит идеологию на Победе, но делает это до того невнятно и безуспешно, что только затыкание ртов палкой закона может хоть как-то приглушить народное возмущение их бездарностью в этом вопросе.

Персонажи военных фильмов последнего десятилетия не имеют никакого отношения к тем, кого они пытаются играть, режиссеры либо не знают, о чем снимают, либо знают, но намеренно подстраиваются под современную повестку. Заказчику же, видимо, настолько не хочется стараться, что он дает деньги абсолютно на все про войну. Хоть порно снимайте, лишь бы зомбировать зрителя гипнозом «победапобедапобеда», «подвигподвигподвиг».

Конвейерные военные фильмы уже невозможно смотреть. И почти все в стране это понимают. Остальные одинаково легко сожрут «Бабушку легкого поведения» и «Девятаева». Так вот: для-че-го?

Когда их фильмы критикуют историки и современники событий, авторы оправдываются: «зато молодежь узнает о подвигах прошлых поколений». Когда не нравится и молодым людям, им отвечают: «тебя там не было, а у нас исторические консультанты и рассказы ветеранов, как ты можешь оспаривать их жертву?!».

Автору, то есть, мне — 25 лет. За это время на территории России не случилось ни крупных конфликтов, ни серьезных потрясений. Я и чеченскую-то войну застал очень по касательной. Настоящей жизни не видел, настоящего горя не знал (без сарказма).

Но так сложилось, что с детства у меня появился интерес к истории, в том числе и истории Второй мировой. Благо дедушке с бабушкой на начало 41 года было уже по 10-11 лет и это время они помнят хорошо. Бабушка потеряла полсемьи от голода в средней полосе, особенно тяжело было в 45-47 годах. Дед видел горящий Архангельск и вернувшегося с фронта брата без одной ноги, а в 50-х сам отправился служить под Дрезден. Все беспартийные, за жизнь переквалифицировались из крестьян в пролетарии, дети — советская интеллигенция (условно).

В семье как-то никогда не было принято с пеной у рта восхвалять подвиг советского народа, но на полках всегда стояли Симонов, Василь Быков, даже мемуары Жукова где-то есть. Позже довелось почитать и Роммеля с Гудерианом.

Несмотря на понимание, что в той войне, по большому счету, все были «хороши» (военные преступления найдутся и у австралийцев с канадцами), всегда сохранялось понимание, ЧТО совершил советский народ, за что добровольцы шли на фронт и какими возвращались. Все это не может не вызывать уважения к тем людям и даже к тому государству. Чем сильнее официальная пропаганда напирает на идеологию Победы, тем сложнее это уважение удержать.

Сначала мне говорят, что СССР и Третий Рейх настолько непохожи, что сравнивать их нельзя на законодательном уровне, а потом на экране кинотеатра советский танкист Ивушкин жмет руку СС-овцу, признавая в нем равного. Каково?

Метафора «нацисты — тоже люди» устарела еще в прошлом веке. Да, это так, но подавляющее большинство солдат Вермахта и СС на восточном фронте не хочется считать людьми. Довольно простое решение моральной дилеммы, не правда ли? Может быть хватит из фильма в фильм гонять одного и того же персонажа человечного нациста-командира?

Искренне непонятно, почему «Они сражались за Родину», «Судьба человека», «Иди и смотри», «Белорусский вокзал», «17 мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя» и далее, до сих пор могут западать в душу, расходиться на цитаты, заставить зрителя сопереживать, смеяться, а современные картины стираются из памяти после включения света в зале. После фильма нет чувства гордости за летчика Девятаева, а после его мемуаров есть. Как так?

В советском кино тоже находилось место и Богу на фронте, и предательству, и трусости, но показывали это за счет мелких деталей, коротких диалогов второстепенных персонажей (Пример: «Они сражались за родину» сцена боя на хуторе). Сегодня все топором в лоб: если молитва, то на 2 минуты, если страх смерти, то истерика и конвульсии со слезами.

Само собой, Никулин, Этуш, Папанов, Смоктуновский, Пуговкин и еще десятки актеров были на фронте и с их участием любой военный фильм станет куда лучше. Но ведь за рубежом новое поколение тоже снимает современное кино о войнах и делает это так, что довольно средняя «Ярость» до сих пор у всех на устах. Почему они могут, а мы — нет?

Наверное, потому, что в России Победа — это идеологема на пустом месте. Точно так же, как и на Западе — всеобъемлющий феминизм, гендерное равенство и иже с ними. У этих двух идей нет четких целей, нет выстроенной аргументации и нет фундамента. У них идеологическое кино — это новые «Охотники за приведениями» и «Скрытые фигуры», а у нас «Т-34» и «Ржев».

Но разница есть, и она существенна: наши победоносцы оттаптываются на общенациональном горе, пытаясь склеить стройную систему, способную сплотить народ после того, как сами же 20 лет до этого излишне демонизировали Красную армию и режим Сталина.

И потом, «Скрытые фигуры» прямым текстом декламирует идеи о расовом равенстве и равных способностях женщины. А фильм «Сталинград» или «Зоя» про что? Любовь сильнее войны, все люди — братья, а победа достигается только через суицидальный героизм? Нет, это все зритель додумывает сам, кино просто рассказывает красивую историю. Гениально, а главное — глубоко и близко каждому. Премию этому сценаристу!

Никто не против комедии или трэш-боевика про войну. «Кролик Джоджо», «Смерть Сталина» или те же «Бесславные ублюдки» отлично легли в контекст времени. Просто отмените все это победное лицемерие, сопровождающее эти картины в российском прокате, и тема ВОВ расширит сама себя.

Этот крик души опоздал лет на 10, да и «Красный призрак» его не заслуживает. Орать надо было еще во времена «Цитадели» Михалкова. Теперь поздно. До конца года нас ждут еще 2 русских военных фильма: «Летчик» (Вы там после «Девятаева» ветку авиации открыли?) и «Однажды в пустыне». Первый фильм снимет карьерист Ренат Давлетьяров («Любовь-морковь 1,2,3», «Юленька», ремейк «А зори здесь тихие», «Донбасс: Окраина»), второй — Андрей Кравчук («Союз спасения», «Адмирал», «Викинг»). Спонсоров угадайте сами. Твою-то мать…

Этому конвейеру плевать на спрос, он будет выпускать хоть по 20 картин в год. Война — непаханое поле, даже до Матросова еще не добрались. Главный вопрос: когда надоест абсолютно всем? Единственный способ борьбы — просто не идти в кино. Если очень хочется посмотреть какого-нибудь очередного «Белого Тигра» в день премьеры, надевайте повязку, будите попугая и через 2 минуты в Гугле найдется любая отечественная премьера.

Авторам настолько плевать, что в день премьеры файлы с «Красным призраком» висят на трекерах по нескольку часов и удаляются довольно вяло.

И даже бесплатно смотреть на этот ужас сил нет никаких.


Александр Губкин

16+

Редакция благодарит компанию «Шестиoзерье-лес» за поддержку рубрики «Культурный смотритель».

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле