Наиболее интересные из них — уда для подлёдного лова и расписные прялки первой четверти ХХ века.
Уда, или удочка, представляет собой небольшое деревянное удилище с круглым отверстием на уплощённом конце, через которое пропущена верёвка, на её конце крепился груз с двумя-тремя и более поводками, куда привязывалась наживка. Для наматывания верёвки в средней части уды вырезан разветвлённый выступ в виде «рыбьего хвоста». Подобные удочки использовали для подлёдного лова наваги.
Расписные прялки всегда притягивают к себе внимание как одно из самых ярких явлений народного творчества Севера России. Их делали искусные плотники, в их форме отразилось своеобразие северной архитектуры. Верх лопасти прялок украшают округлые выступы «городки», которые повторяют церковные главки. Фигурные ножки напоминают резные столбики крылец и балясины. Пополнившие коллекцию музея прялки украшены борецкой росписью, которой свойственен насыщенный, густой колорит, присущий иконописным образцам.
Добавим, что в настоящее время фонды музея насчитывают 27 тысяч предметов, представляющих историко-культурную и музейную ценность. Это собрания источников по традиционной культуре крестьянства Русского Севера XVI — н. ХХ вв.: элементы северного народного костюма и лоскутное шитьё, предметы храмовой и домовой иконописи, колокола и церковная утварь, меднолитая пластика, книги кирилловского шрифта и рукописные книги, крестьянские промысловые суда, сухопутные средства передвижения, крестьянская бытовая и хозяйственная утварь и другие предметы, а также собрание предметов быта губернского города, которые бытовали и в крестьянской среде благодаря влиянию городской культуры.