Завтра в Архангельске−7°CСеверодвинске−9°CОнеге−9°CВельске−9°CМирном−10°CШенкурске−10°CЯренске−14°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 22:47

«Варламов, не врите!»

22.07.2021 14:30
Экс-глава Соловков Евгений Тютюков раскритиковал отзыв блогера Ильи Варламова после визита последнего на архипелаг. Урбанисту показалось, что все островитяне хотят его обуть на деньги. Тютюков встал на защиту честного имени земляков.

Два дня назад Илья Варламов прилетел на Соловки. Подписчики из других регионов России ждали критический обзор этой поездки, и они его получили. Урбанист выложил свои впечатления в собственном инстаграм-блоге и тут же нарвался на развёрнутую критику известного жителя Соловков Евгения Тютюкова, который по пунктам разобрал рецензию Варламова со своей точки зрения. 

Далее приводим выдержки из поста Ильи Варламова, за которыми будут следовать контраргументы от Тютюкова:

«Сегодня побывал на Соловках. Очень странное послевкусие. С одной стороны, удивительное место. Роскошная природа, архитектура — недаром люди сюда стремятся попасть. С другой стороны, совсем нет магии. Я ожидал увидеть монахов, который нашли тут уединение, тишину, покой и умиротворение Русского Севера.

Соловки встретили меня вокзальной суетой. Десятки туристов носятся группами по точкам, гиды, перебивая друг друга, пересказывают „Википедию“».

Евгений Тютюков:

«Большинство приезжающих на Соловки едут туда осознанно, с пониманием того, зачем вообще они это делают. Паломники и туристы хотя бы в общих чертах представляют себе, что Это и о чём Это. Наследие Соловков уникально и необъятно, здесь каждый камень дышит историей.

Для Ильи это получилась очередная локация, декорации для съёмок кулинарного блога. Красивые виды и так далее. Понимаете разницу?

Ожидать увидеть „монахов, который нашли тут уединение, тишину, покой и умиротворение Русского Севера“ конечно можно, но монахи на камеру не молятся. И делают они это в кельях или в храме, в скитах, если кто не знает.

„Википедию“ не пересказывают — это неправда. То есть ложь. В паломнической службе монастыря и экскурсионном отделе музея работают только подготовленные по специальным программам и аттестованные квалификационной комиссией гиды».

Илья Варламов:

« — А какую рыбу ловите? — спросил я у нашего водителя.

— Главная рыба на Соловках — это турист!

И ведь не соврал! Сезон идёт четыре месяца, и почти 900 человек, населяющих Соловецкие острова, живут за счёт сезона. Водитель ловко прыгал на своей „буханке“ по убитым дорогам. Изначально мы договаривались на 1000 рублей в час. Но в конце поездки водитель возмущённо сказал:

— Как — тысяча? Полторы! Никогда у нас не было 1000 рублей в час!

Индивидуальная экскурсия по монастырю обошлась в 5000 рублей, хотя вначале обещали 1000 рублей в час. За возможность поснимать видео в монастыре берут 25 000 рублей в час. Лодочник, с которым договорились на 5000 рублей за полтора часа прогулки по каналам, перед стартом запросил уже 7500».

Евгений Тютюков:

«Такой провальной организации блоготура я ещё не видел. В этом Илью подвели собственные сотрудники, готовившие поездку.

Они не смогли ни сформулировать внятную программу визита и последовательность локаций, ни сделать понятный тайминг, ни, что очень странно, договориться с частниками по стоимости услуг. Всё делалось на коленке, по ходу дела. Конечно, эта общая неподготовленность возымела негативный эффект.

У Соловецкого музея есть утверждённый в установленном порядке прейскурант на все экскурсии — он находится на нашем сайте в открытом доступе.

Стоимость видеосъёмок в монастыре — 25 тысяч рублей в час для коммерческих проектов. Для некоммерческих проектов — это бесплатно! Чувствуете разницу? Конечно, Илье пришлось заплатить, как и всем другим организациям, которые используют свои материалы в коммерческих целях. Если бы это было бесплатно для всех желающих — монастырь действительно превратился бы в декорации и не более того.

Индивидуальная экскурсия по монастырю действительно стоит пять тысяч рублей для групп менее пяти человек. Это нормальная, экономически обоснованная цена. Такие экскурсии очень популярны и удобны — многие туристы просят именно индивидуальных гидов.

Тысяча рублей в час — это сопровождение гида по всем объектам Соловков. Гид Илью сопровождал с момента прилёта и до момента отлёта, прошёл с ним по каналам, проводил до самолёта. Денег за это мы с Ильи не взяли. Но за индивидуальную экскурсию он заплатил, фотография билета у меня есть.

Что касается услуг частных лиц — пассажирских перевозок и катания на лодках — это вопрос договорённости между заказчиком и исполнителем, правильно? И обговариваться эта цена должна до момента предоставления услуг. Мы всегда говорим о том, что музей за частные услуги ответственности не несёт и тем более не формирует их стоимость.

Что касается проката лодок на электромоторе — тут я с Варламовым согласен. Не знаю, кто и на каких условиях договаривался об этой услуге, но адекватная цена 3,5 — 5 тысяч за 2-3 часа. В случае с Ильёй цена явно завышена. Но этот конкретный лодочник — не соловецкий».

Илья Варламов:

«Я, в принципе, не против. Люди зарабатывают деньги — ок. Проблема в другом. В таких местах ты хочешь расслабиться, насладиться красотой, но вокруг все хотят тебя обмануть. Дикий и неприятный контраст. Я приехал на Русский Север, а не в Адлер!

На этом фоне удивляют разбитые дороги и общая убогость всей инфраструктуры. Тут нет ни одной нормальной гостиницы или кафе. Нет и дорог. Всё разбито и развалено.

Удивительно, но лагерные бараки конца 1920-х годов выглядят лучше, чем современные дома. Деньги, которые зарабатывает тут музей, никак не влияют на инфраструктуру острова.

В трёх километрах от музея, который берет 25 000 рублей в час за возможность поснимать (да, я заплатил им), в лесу валяется мусор, а на берегу моря — какие-то старые покрышки. Возникает вопрос. Может, вы немного меньше будете наглеть и хотя бы мусор вывезете из леса?

В целом я ожидал большего. Магии не случилось. Ты просто главная соловецкая рыба. Видимо, надо приезжать сюда не в сезон».

Евгений Тютюков: 

«Про критику инфраструктуры и дорог Соловков он „Америку не открыл“ — об этом много пишут и говорят не первый год.

Нормальные гостиницы и кафе здесь есть, и очень даже приличные. Зачем говорить о том, чего не видел, мне не совсем понятно. Наверное, на общем негативном фоне проскочило.

Про мусор в лесу — честное слово, типично для блогеров — пальцем покажут, но сами не уберут. Возьми пакет, убери, если такой правильный.

Огромная антропогенная нагрузка на природу — это проблема. Об этом надо кричать на каждом углу. Соловки зарастают мусором, в море сливается неочищенная канализация. Мы об этом тоже много говорили и говорим. 

Отвечу, что уж тут. Мы тут живём и работаем. И любим Соловки, и мусор убираем всем посёлком не один и не два раза в год, где можем. Для музейных работников — это вообще традиция.

Илья, ты не главная соловецкая рыба. Соловецкая рыба — селёдка, треска, камбала. Их очень вкусно готовят в наших кафе. Приезжай на Соловки зимой, мы всё организуем и рыбой угостим. Может, повезёт, и магия Соловков тебе откроется».

***

Похвально, что Тютюков заботится о репутации музея, но ведь и у Варламова не стояло цели намеренно очернить Соловки. Илья написал то, что увидел и почувствовал. Вероятно, ему, как человеку небедному, не стоило возмущаться из-за лишних 5 тысяч. Даже если учесть, что блогер пытался судить с позиции простого туриста, от его лица это выглядит мелочно. 

Естественно, любой провинциальный лодочник, таксист и палаточник, увидев прилично одетого москвича, попробует задрать цену — это не новость и тем более не черта менталитета. Готов — плати, нет — торгуйся. 

В основном, аргументация Тютюкова составлена толково и по делу, но говорить туристу (пусть и коммерческому): «Не нравится мусор? Возьми и убери!» — несколько неправильно, даже хамовато. При всем уважении к работникам музея, задача туриста — не убирать мусор, а любоваться красотами. Варламов — турист с камерой и аудиторией, который видит мусор на святом месте и обращает на него внимание.

Весь спор упирается в диссонанс между топорным пиаром Соловков в госСМИ и реальностью. Позиция Варламова: «Назвались уникальным достоянием Севера — соответствуйте». Справедливо? Вполне. Тютюков упирает на желание блогера собрать просмотры на критике ради критики, и в этом тоже есть доля истины: хвалебные отзывы собирают куда меньше. 

Нужно ли выяснять, кто прав? Едва ли. Оба — лица заинтересованные, со своими целями. Единственный способ проверить их обоих — съездить в монастырь лично. Это будет куда полезней, чем разводить холивары в Интернете.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле