Нещадно критикуемое фермерами и крестьянами, депутатами и общественниками Министерство АПК разродилось на ответ людям. Не от имени министра Бажановой, к которой основные претензии, а именно от министерства. Обезличенно…
Малый бизнес в сельском хозяйстве Архангельской области находится в глубочайшем кризисе. На фермеров, по всей видимости, всем плевать. Дела обстоят совсем плохо. Именно это резюмировал в своём грустном повествовании председатель СПК «Племзавод „Кехта“» Илья Павлов.
Подробности в материале «Всё идёт прахом».
Затем на всё Архангельское областное Собрание в ответ на мажористый и полный благополучной статистики доклад агроминистра Бажановой было оглашено открытое письмо руководителей хозяйств из Устьян. Вице-спикер Александр Дятлов буквально раскатал министра.
Затем председатель артели из Няндомского района Александр Холодов в открытом письме описал положение дел в некогда самом передовом хозяйстве, где простая северная бурëнка Зорька поставила рекорд по надоям.
Теперь всё очень тяжело. «Пора что-то делать», — кричит фермер.
На этой неделе известный фермер Будейкин, трудяга и умница, предъявил министру по полной программе.
Короче, по ощущениям это похоже на бунт против министра АПК и её политики. Важно, что люди начали говорить открыто — и это не просто сливы в СМИ. Даже лояльное правительству ГТРК «Поморье» показало страшный сюжет о положении в хозяйстве Кехты.
Критическая масса назрела. Чаша недовольства переполнилась. Министерство АПК Архангельской области долго пыталось сделать «хорошую мину при плохой игре» и на все претензии от фермеров в свой адрес ответило длинным опусомопусом, четыре пятых текста которого было о том, что всё распределяется справедливо, никто не обижен, а страждущим всё разъяснено.
Однако в конце даже министр призналась, что проблема в нехватке денег — всё банально:
— Безусловно, система мер поддержки сельхозтоваропроизводителей требует дофинансирования.
Тревогу фермеров разделили и в Архангельском областном Собрании — председатель профильного комитета регионального парламента Лариса Сергеева заявила буквально следующее:
— Сегодня необходимо общими усилиями изыскать эти средства в областном бюджете, чтобы поддержать сельхозтоваропроизводителей. Иначе отрасль будет откинута на пятилетие назад, а за это время мы смогли добиться очень хороших показателей.
Чтобы исправить ситуацию с финансированием отрасли, депутаты обратились с просьбой к правительству Архангельской области о дофинансировании аграрных предприятий до уровня 2020 года.
Кроме того, направлен запрос в Министерство сельского хозяйства России для выделения дополнительно 27 миллионов рублей из федерального бюджета.
На первой после парламентских каникул сессии законодатели вновь вернуться к вопросу о мерах господдержки аграрного сектора.
НО.
Соберутся, деньги будут искать, финансы распределят и для аграриев. Однако главное здесь то, чтобы было что распределять — вот основная тревога.
Важно, что фермеры докричались, достучались, дошли — их бедственное положение понято, меры предпринимаются.
Зачем было доводить (как говорил Путин) ДО ЦУГУНДЕРА? Вопрос риторический. Типично российская ситуация: пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Есть ещё вариант про петуха — он ближе к сельскому хозяйству: пока петух в попу не клюнет.
Петух клюнул, когда фермеры констатировали, что придется резать скот. Ибо денег нет.
Запахло жареным. Государственная машина начала движение.
И вот накануне спикер Архангельского областного Собрания Екатерина Прокопьева заявила следующее:
— На моё имя приходит большое количество писем от руководителей сельхозпредприятий, которые обеспокоены сложившейся ситуацией. Чтобы не допустить сокращения производства, нам необходима федеральная поддержка.
Председатель областного Собрания Екатерина Прокопьева направила обращение к министру сельского хозяйства Дмитрию Патрушеву с предложением найти возможность увеличить финансирование для предоставления субсидий на поддержку сельскохозяйственного производства в Архангельской области.
Деньги, несомненно, найдут и даже распределят правильно. Год такой политический, что допустить массовый забой скота и разорения фермеров нельзя.
Главное, чтобы в будущем ситуация не повторялась. Фермер должен заниматься своим хозяйством, а не бить тревогу. Министерство АПК и слуги народа должны обеспечить ему достойные условия для нелегкого сельского труда.