Напомним, в соответствии с федеральным законом «О теплоснабжении» с 1 января 2022 года Россия должна была отказаться от открытых систем теплоснабжения, при которых горячая вода поступает к кранам и в отопительную систему непосредственно из теплотрассы. При закрытой системе вода нагревается уже в теплообменнике непосредственно в доме.
Как отметил председатель комитета областного Собрания по жилищной политике и коммунальному хозяйству Виктор Заря, переход на закрытые системы горячего водоснабжения планировался в целях повышения надёжности и качества теплоснабжения, увеличения срока службы водогрейных котлов, магистральных и квартальных тепловых сетей, а также обеспечения стабильной температуры и улучшения качества горячей воды.
Как отмечает пресс-служба АОСД, реализация реформы только в Архангельской области, где открытая схема теплоснабжения работает в 12 муниципалитетах, потребовала бы как минимум 50 миллиардов рублей. Эта проблема характерна для многих регионов России, поэтому депутаты областного Собрания долгое время добивались пересмотра механизма реформы. Их инициативу поддержали и коллеги из Парламентской ассоциации Северо-Запада.
— На этом фоне проведение столь затратной и сложной реформы теряло всякий смысл, — рассказывает заместитель председателя Архангельского областного Собрания депутатов Надежда Виноградова. — В связи с этим в сентябре прошлого года по моей инициативе было подготовлено обращение областного Собрания к заместителю председателя правительства России Марату Хуснуллину. Более того, после обсуждения ситуации на заседании Парламентской ассоциации Северо-Запада аналогичные обращения подготовили и другие регионы. Спустя год мы увидели эффект от этой работы — в Госдуму внесён проект закона, меняющий конфигурацию реформы.
Принятый в первом чтении законопроект предусматривает обязанность застройщиков подключать вновь построенные дома к теплосетям исключительно по закрытой схеме: планируется перевести всю инфраструктуру теплоснабжения в стране на закрытый вариант постепенно — по мере строительства нового жилья и вывода из эксплуатации существующего, что и предлагалось в обращении архангельских законодателей.
— Анализ темпов отмены открытых систем теплоснабжения говорит о том, что чаще реализуется запрет на подключение строящихся объектов к централизованным открытым системам теплоснабжения, в то время как запрет на их использование с 1 января 2022 года является объективно невыполнимым, — прокомментировал Виктор Заря. — При этом, как говорилось при обсуждении документа на заседании Государственной Думы, с 2011 года доля домов, получающих горячее водоснабжение на закрытой схеме, увеличилась только на 10 процентов и преимущественно за счёт подключения новых объектов.
— Стоимость реформы в конечном счёте свела на нет все выгоды, которые получили бы люди. Постепенная реализация перехода с открытой на закрытую схему теплоснабжения — разумный компромисс, который поможет сэкономить не только бюджетные средства и деньги собственников жилья, но и позволит коммунальщикам найти пути для более тонкой настройки сосуществования двух этих моделей на практике, — убеждена Надежда Виноградова.