Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 20:04

Высшая школа экономики: коррупция — не главная проблема в госзакупках

09.12.2021 11:21
Участники госзакупок считают низкое качество товаров и услуг и задержки в исполнении обязательств более значимыми проблемами, чем коррупцию.

Ужесточение законодательства, направленное на регулирование госзакупок, в некоторых случаях может заметно снижать их эффективность. К таким выводам пришли учёные НИУ ВШЭ по результатам опроса заказчиков и поставщиков. Статья, посвящённая этому исследованию, вышла в журнале «International Journal of Public Administration».

На государственные закупки приходится значительная доля бюджетных расходов развитых и развивающихся стран. По данным Счётной палаты, в России в 2020 году на госзакупки было потрачено 8,9 трлн рублей из бюджетов всех уровней, что составляет 8,3% ВВП.

Государственные закупки решают сразу несколько задач: помимо своего прямого назначения (находить поставщиков товаров и услуг), они стимулируют спрос, помогая малому и среднему бизнесу. Однако для того, чтобы этот механизм работал эффективно, нужны чёткие правила, обеспечивающие прозрачность решений и равные возможности для участников торгов. 

Многим развивающимся странам добиться этого непросто: исторически сложившиеся институты и культурные традиции предоставляют широкие возможности для коррупции. Но и ужесточение правил не является идеальным решением: чрезмерное регулирование лишает систему госзакупок гибкости. Особенно очевидно это стало в таких необычных ситуациях, как локдауны из-за пандемии COVID-19.

Довольно часто при разработке правил эксперты учитывают только позицию государственных органов и ориентируются на их понимание эффективности госзакупок (которое обычно сводится к противодействию коррупции), не изучая опыт непосредственных участников торгов. В рамках проекта Института анализа предприятий и рынков ВШЭ по эмпирическому анализу госзакупок исследователи опросили несколько сотен заказчиков и поставщиков, чтобы выяснить, по каким критериям они оценивают эффективность существующей системы и какие ее проблемы считают наиболее значимыми.

Чтобы учесть влияние пандемии на систему госзакупок и восприятие ситуации её участниками, опрос проводился в два этапа — весной и осенью 2020 года. В выборку попали заказчики, разместившие не менее пяти контрактов в период с 2017 по 2019 год, и поставщики, которые участвовали в исполнении как минимум трёх госконтрактов за тот же период (эти ограничения должны отсеять респондентов и организации без достаточного опыта в проведении закупок).

Как показал опрос, подавляющее большинство респондентов (77% заказчиков и 67% исполнителей) считают, что эффективная закупка должна характеризоваться «поставкой качественных товаров/работ/услуг». Второй по важности критерий — своевременное исполнение контракта. 

Борьбу с коррупцией опрошенные также называли в качестве одной из целей регулирования, но уделяли ей меньше внимания. В целом респонденты ставили во главу угла интересы заказчика, причём вне зависимости от того, в какой роли они сами участвуют в закупках: у поставщиков этот вариант набрал почти столько же голосов, сколько и борьба с коррупцией (хотя, возможно, этот последний вариант они не выбирали осознанно, а скорее давали социально желательный ответ).

Похожим образом ответили респонденты на вопрос о проблемах: чаще всего они сталкиваются с поставками товаров, работ, услуг ненадлежащего качества (на это пожаловались 60% опрошенных). Чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, заказчики нередко выбирают исполнителей заранее, ещё до размещения заказа; по мнению респондентов, так поступает около половины организаций-заказчиков. 

При этом большинство участников закупок считает, что в таких ситуациях заказчики преследуют благие цели (гарантия своевременного и качественного исполнения контракта).

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле