Завтра в Архангельске−8°CСеверодвинске−8°CОнеге−8°CВельске−8°CМирном−9°CШенкурске−9°CЯренске−12°C
18+
Агентство Братьев Мухоморовых,воскресенье, 04.02.2024 18:44

Прокурор разберётся

09.02.2022 16:30
Больше месяца лесопромышленники по всей стране держатся за головы: целая отрасль терпит огромные убытки из-за новой, но очень глючной программы от Рослесхоза — ЛесЕГАИС. Разработчики не торопятся решать проблему, может быть, получится у прокуратуры. Комментарий от холдинга «Регион-лес»…

Лесопромышленники из Архангельской и Вологодской областей, а также с Дальнего Востока обратились в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Федерального агентства лесного хозяйства в связи с многочисленными проблемами в работе системы учёта древесины и сделок с ней.

К слову, на разработку глючащей ЛесЕГАИС были брошены миллионы бюджетных рублей. Получается, что IT-шники накосячили, истратив финансы, представив не работающую надлежащим образом систему.

В частности, программное обеспечение формирует электронный сопроводительный документ (ЭСД) с задержкой, а инспекторы ГИБДД необоснованно привлекают собственников к административной ответственности, отправляя машины на штрафстоянки.

Лесопромышленники опасаются, что через месяц они просто не смогут работать, поскольку с 1 марта вступит в силу так называемый балансовый принцип документооборота. Тогда ЛесЕГАИС не позволит осуществить следующий шаг при онлайн-оформлении сделки, если не зафиксирован предыдущий.

При том, что система уже глючит, это неминуемо приведёт к коллапсу, убеждён Антон Студенцов, начальник отдела доставки компании «Регион-Лес» из Архангельска. По его словам, большая часть выявленных ошибок неоднократно доводились до руководства Рослесхоза, однако фактически чиновники обращения проигнорировали.

Поэтому представители бизнеса просят Генпрокуратуру «провести проверку исполнения Рослесхозом, являющимся оператором ЛесЕГАИС, своих обязанностей в части обеспечения функционирования системы.

С полным текстом заявления можно ознакомиться в прикреплённом документе.

Мы поговорили с автором заявления, начальником отдела доставки холдинга «Регион-Лес» — Антоном Студенцовым, после разговора с которым стало ясно, что ЛесЕГАИС — не просто сырая программа, она фактически непригодна к использованию в сегодняшнем виде. 

— Не боитесь ли вы ответных «приветов» от Рослесхоза?

— Насколько я знаю, с этими проблемами сталкиваемся не мы одни и не мы одни просим прокуратуру разобраться с их деятельностью. Если бы боялись, то не писали бы заявление.

— В Рослесхозе как-то реагируют на ваши претензии? По ощущениям, они пропали с радаров с начала года.

— На самом деле, с лесопромышленниками выходили на связь. В январе дважды проводились совещания в режиме онлайн. Но одно из них проходило по инициативе профильного министерства, второе — уже по инициативе лесопромышленников Архангельской области.

После этих собраний стало понятно, что Рослесхоз не может дать ответы на многие наши вопросы. Их представитель напрямую говорил, что проблемы есть, их пытаются решить, но как взаимодействовать с едва работающей программой, он не может прокомментировать.

— Как это выглядит на практике? В заявлении вы неоднократно указываете, что программа отказывается запоминать места хранения леса. Неужели в неё нужно заносить каждую глухую делянку, которая даже не на всех картах есть?

— По задумке, мы должны вносить в систему только те склады, где только мы («Регион-Лес», — прим. ред.) храним древесину. Но из-за недоработок в программе она требует вносить информацию абсолютно обо всех местах, где эта древесина побывала в каком-либо виде. Не важно, хранится ли она, перегружается ли, разгружается или переходит в другую собственность.

Система абсолютно не предусматривает работу между компаниями, только внутри компаний.

— Выходит, что когда необходимое программное обеспечение и методички дойдут до рядовых работников ГИБДД, они тоже не будут разбираться, виновата ли система или недобросовестный лесопромышленник — сразу штраф и никаких разговоров?

— В конце января Архоблсобрание проводило совещание по данной теме, куда были приглашены представители МВД и УБЭП. У них спрашивали, как они реагируют сейчас и когда будут готовы. Сотрудники полиции из нашего региона сказали, что пока не совсем готовы работать с этой системой.

Их собственные планшеты не оборудованы ПО для считывания информации. Фактически, сегодня сотрудники полиции проверяют эти ЭСД, используя свои личные смартфоны, что не совсем корректно.

Хотя в этом плане Архангельской области, можно сказать, повезло. Я знаю, что в других регионах уже вовсю выписываются штрафы, а машины уезжают на штрафстоянки.

— Если лесопромышленник знает, что у него всё законно, но из-за сбоя системы ему придет штраф, то каким образом он будет его оспаривать?

— По идее, надо идти в суд, но на данный момент судебная практика в данном вопросе ещё не наработана. И потом, суды — довольно медленный процесс, очень медленный. Нужно ещё доказать, что в такой ситуации виноват Рослесхоз, выпустивший плохо работающее ПО.

— Если сейчас система работает через раз, то сегодня реально отличить законную древесину от незаконной?

— Вопрос серьёзный. Как нам пояснил представитель Россельхоза, он согласен, что если нарушения связаны с технической неисправностью их программы, то лесопользователь не должен нести ответственность, но ему нужно как-то подтвердить, что проблема именно в ПО. Однако на сегодняшний приложение просто не даёт зафиксировать некоторые ошибки и сбои.

В нём нет истории создания электронно-сопроводительного документа, и мы не знаем, как отбиваться, если завтра нас начнут массово привлекать. В некоторых случаях выскакивает окошко, в котором нужно УСПЕТЬ сделать скриншот ошибки, сохранить его и, в случае чего, использовать, но такая возможность есть далеко не всегда.

— У Рослесхоза есть какая-то техподдержка или общение происходит через письменное обращение?

— О… Вы наступили на больную тему. С 1 января этого года они организовали работу техподдержки, выделили два номера телефона, но поддержка проработала ровно 10 дней. Насколько я знаю, с этой даты почти никто из лесопользователей не может дозвониться по данным номерам.

Буквально сегодня мы писали в Рослесхоз об этой проблеме. Сейчас один телефон вообще не работает, хотя указан на их сайте, второй перекидывает абонента на автоответчик, который просит подождать оператора. После ожидания ни один оператор трубку не берёт.

Ещё можно отправить запрос через форму обратной связи на сайте, но, во-первых, для некоторых вопросов там просто нет соответствующей графы, а во-вторых, мы в течение января отправили 2 обращения, но ни на одно до сих пор не получили ответа. Все сроки давно вышли.

Последние 3 дня мы вовсе не можем отправить запрос. Посылаются обращения, но никакого подтверждения о получении не приходит, хотя должно. Раньше приходил номер регистрации обращения, а теперь мы не можем понять, слышат нас или всё совсем глухо.

Формально техподдержка есть, но результатов её работы никто не видит.

— Допустим, лесовоз загружен, готов к рейсу, а программа зависла. И водитель, и оператор, и рабочие будут просто сидеть и ждать, когда приложение само собой заработает?

— Да, либо ждут, когда отвиснет, либо закрывают позицию и открывают заново. Например, нам дано указание без ЭСД не ездить в принципе, поэтому наши водители просто сидят и ждут, когда всё починится само собой. Уж лучше хоть какой-то документ будет оформлен, чем вообще никакого.

— Какой процент убытка вы понесли только за этот месяц?

— Пока ещё не считали, это не так быстро, но есть прогнозы: процентов на 20 мы увеличим затраты. Мы вынуждены нанимать дополнительных сотрудников, которые занимаются только ЛесЕГАИС, водители у нас на сдельной оплате, поэтому простой сказывается на затратах. И потом, из-за снижения производства упадут и зарплаты сотрудников. Надо как-то стимулировать людей, чтобы они продолжали у нас работать.

Добавим к этому покупку дополнительного оборудования — каждый сотрудник теперь должен быть со смартфоном, а кладовщик на складе с ноутбуком.

И раз у нас падает производительность собственных транспортных средств, приходится нанимать подрядчиков, которые довывезут остатки леса, образовавшиеся из-за простоев. Провалить лесозаготовительную программу нам нельзя. Зима важна для нас в этом плане.

— Насколько легко проходит дополнительное обучение рядовых сотрудников? Легко ли, например, простые водители в возрасте осваивают сенсорные телефоны?

— Тяжеловато. Обучение проводится, кому-то оно, в силу возраста и опыта работы со смартфонами, даётся легко, но некоторым довольно трудно. Кто-то переходит с кнопочного телефона и не совсем понимает, как работает сенсорный в определённых ситуациях. Иногда сотрудники в целом не совсем обучаемы работе с гаджетами.

Уже разработаны внутренние инструкции и памятки, но помогают они не всегда. Оказалось, что заполнять электронно-сопроводительный документ не так легко, как нам обещали в Рослесхозе. Перед новым годом говорилось, что документ может заполнить любой человек, даже никогда не сталкивавшийся с электронной бухгалтерией. На деле это оказалось куда сложнее.

— Иными словами, ошибка на любом уровне может «подвесить» целый алгоритм?

— Во-первых, зависает сама система, во-вторых, из-за слишком большого набора данных, которые работник должен вводить вручную, слишком велика вероятность ошибки из-за человеческого фактора.

Чтобы вы понимали: в одно поле надо ввести порядка 26 цифр, а таких полей в документе 10 и более. Понятно, что когда человек сидит в глухом лесу и вбивает все это на смартфоне, ошибок не избежать.

ЛесЕГАИС никак не защищает от таких случайностей, при этом любая неточность — уже нарушение заполнения электронно-сопроводительного документа с вытекающим из этого штрафом.

Нашли ошибку? Выделите текст, нажмите ctrl+enter и отправьте ее нам.
Сервис рассылки смс-сообщений предоставлен КоллЦентр24

Свободное использование материалов сайта и фото без письменного разрешения редакции запрещается. При использовании новостей ссылка на сайт обязательна.

Экспорт в RSSМобильная версия

Материалы газеты «Правда Северо-Запада»

По материалам редакции «Правды Северо-Запада».

Агентство Братьев Мухоморовых

Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-51565 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 26 октября 2012 года.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: muhomor-pr@yandex.ru.

Размещение платной информации по телефону: (8182) 47-41-50.

На данном сайте может распространяться информация Информационного Агентства «Эхо СЕВЕРА».

Эхо Севера

Свидетельство о регистрации СМИ ИА №ФС77-39435 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 14 апреля 2010 года.

Агентство братьев Грибоедовых

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 — 78297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 15.05.2020.

Адрес материалов: эхосевера.рф.

Форма распространения: сетевое издание.

Учредитель: Архангельская региональная общественная организация «Ассоциация молодых журналистов Севера».

Главный редактор Азовский Илья Викторович.

Телефон/факс редакции: (8182) 21-41-03, e-mail: smigriboedov@yandex.ru.

Яндекс.Метрика
Сделано в Артиле